Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 сентября 2020года | Дело № |
УИД 92RS0№-89
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,
при помощнике ФИО4,
с участием:
представителя истца – ФИО7
ответчика – ФИО3
представителя ответчика – ФИО8
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО9
помощника военного прокурора - ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения
и встречному исковому заявлению ФИО3 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации о обязании обеспечить при выселении жильем социального использования
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: 1 отдел (г.Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ
орган для дачи заключения: Прокуратура Черноморского флота РФ, Департамент образования и науки г.Севастополя
установил:
Истец Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковыми требованиями к ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения и просил признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, 26.10.2018г.р., утратившими право пользования жилым помещением по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Требования мотивированы тем, что 27.09.2016г. право собственности на квартиру по адресу: г.Севастополь, <адрес> зарегистрировано за Российской Федерацией, а право оперативного управления – за ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношения» Минобороны России. Квартира отнесена к числу служебных. ДД.ММ.ГГГГ капитану 2 ранга ФИО6 на состав семьи два человека (он сам и дочь – ФИО3) был выдан служебный ордер № на право занятия двухкомнатной квартиры по адресу: г.Севастополь, <адрес>. Тогда же между начальником 1997 ОМИС Черноморского флота и ФИО6 заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которому указанный договор был заключен на время прохождения ФИО6 военной службы по контракту. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составом семьи 1 человек. Согласно выписки из приказа командующего Черноморским флотом по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ № капитан 2 ранга ФИО6 умерший ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава Вооруженных Сил РФ с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью, наступившей в период прохождения военной службы и не связанной с исполнением обязанностей военной службы. Решением начальника 1 отдела (г.Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №/сев от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи со смертью. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подала заявление в 1 отдел (г.Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ для принятия ее и членов ее семьи – детей ФИО1 и ФИО2 на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в постановке на учет отказано, таким образом, поскольку в настоящее время ФИО3 не состоит в трудовых отношениях с МО РФ, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не признана и удерживает жилое помещение в отсутствие законных оснований, она и члены ее семьи подлежат выселению из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилья.
ФИО3 обратилась со встречным исковым заявлением, которое уточнила в порядке статьи 39 ГПК РФ и просила обязать истца – Министерство обороны РФ при выселении истца ФИО3 и членов ее семьи ФИО1, ФИО2 из служебной квартиры, расположенной по адресу: Российская Федерации, г.Севастополь, <адрес>, обеспечить указанных лиц жилым помещением, относящемся к жилищному фонду социального использования, находящемуся в черте города федерального значения Севастополь, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что ФИО3 является членом семьи умершего военнослужащего - дочерью капитана 2 ранга ФИО6, проходившего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ в должности гражданского персонала – инженера производственной группы ремонтной мастерской войсковой части 49385 Черноморского флота РФ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. ФИО6 с 1997 года состоял на учете в списках безквартирных, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 и ФИО6 состояли на учете как нуждающиеся в жилых помещениях войсковой части 60192 Черноморского флота РФ, категории «постоянное», в связи с чем ему и ответчику, как члену семьи, предоставлена служебная квартира, в которой ответчик проживает и на сегодняшний день, оплачивая коммунальные услуги и производя текущих ремонт, квартира является для ответчика единственным местом для проживания. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер. Поскольку на момент заключения договора найма служебного жилого помещения между начальником 1997 ОМИС Черноморского флота и ФИО6 спорные правоотношения регулировались действующим на тот момент законодательством Украины, нормы которого не предполагали выселение членов семьи умершего работника без предоставления другого жилого помещения, ответчик просит обязать Министерство обороны РФ при выселении обеспечить иным жилым помещением.
В судебном заседании представитель МО РФ ФИО7 первоначальные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований отказать, поскольку ответчик на момент предоставления служебного жилья ее отцу не являлась гражданкой РФ и не подлежала постановке на учет как нуждающейся в жилых помещениях.
Ответчик ФИО3 и ее представитель ФИО8 возражали против удовлетворения первоначальных исковых требований, просили удовлетворить встречные требования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора 1 отдел (г.Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, - ФИО9 просил удовлетворить исковые требования Министерства обороны РФ, в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать, поскольку ответчику отказано в постановке на учет как нуждающейся в жилых помещениях.
Помощник военного прокурора ФИО5 дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Министерства обороны Российской Федерации.
От представителя ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России поступили письменные пояснения по делу, в которых представитель ФИО10 просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Министерства обороны РФ удовлетворить в полном объеме.
От Департамента образования и науки г.Севастополя поступило ходатайство о рассмотрении дела без присутствия специалистов опеки и попечительства города Севастополя в интересах несовершеннолетних детей.
Суд, выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что ФИО3 является дочерью военнослужащего ФИО6 умершего ДД.ММ.ГГГГ и исключенного из списков личного состава Вооруженных Сил РФ с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью, наступившей в период прохождения военной службы и не связанной с исполнением обязанностей военной службы. Календарная выслуга на момент смерти составляла 29 лет.
С 1997 года ФИО6 состоял на учете в списках бесквартирных.
Из справки войсковой части 95200 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО6 и ФИО3 зарегистрированы при войсковой части 95200, город Севастополь с ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 60192 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 и ФИО6 составом семьи два человека, в том числе дочь – ФИО3 включены в список очередников войсковой части 60192 на получение жилых помещений в категории «постоянное». Изменений и дополнений в части исключения из состава семьи военнослужащего ФИО3 как члена семьи в указанное решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не принималось.
Решением жилищной комиссии войсковой части 60192 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 на состав семьи 2 человека, в том числе дочь ФИО3 выделена служебная квартира по адресу: г.Севастополь, <адрес> бухта, <адрес>.
Между ВРИО командира в/ч 60192 и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ заключен жилищный договор.
ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО6 на состав семьи два человека, в том числе дочь ФИО3 выдан ордер на вселение в служебное жилое помещение – квартиру по адресу: г.Севастополь, <адрес> бухта, <адрес>.
Ответчик ФИО3 вселена в указанную квартиру как член семьи ФИО6 и зарегистрирована в ней с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в квартире также зарегистрированы члены семьи ФИО3 – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, 26.10.2018г.р.
ДД.ММ.ГГГГ между начальником 1997 ОМИС Черноморского флота и ФИО6 заключен договор найма служебного жилого помещения №, согласно которому договор заключен на время прохождения службы по контракту.
Из пункта 3 договора следует, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи - дочь ФИО3.
Согласно подпункту 3 пункта 6 договора проживающие в служебном жилом помещении на законных основаниях граждане не могут быть выселены из этого помещения или ограничены в праве пользования иначе как в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и Украины.
Согласно подпункту 5 пункта 6 Договора наниматель имеет право на сохранение права пользования служебным жилым помещением при переходе права собственности на это помещение, а также на право хозяйственного ведения или оперативного управления в случае, если новый собственник жилого помещения – юридическое лицо, которому передано жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем.
Подпунктом 9 пункта 14 Договора предусмотрено, что наймодатель обязан предоставлять другие жилые помещения в связи с расторжением настоящего Договора гражданам, имеющим право на предоставление другого жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Украины.
Пунктом 18 договора предусмотрено, что договор прекращается в связи со смертью нанимателя.
27.09.2016г. право собственности на квартиру по адресу: г.Севастополь, <адрес> зарегистрировано за Российской Федерацией, а право оперативного управления – за ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Решением начальника 1 отдела (г.Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №/сев от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи со смертью.
ФИО3 состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ в должности гражданского персонала – инженера производственной группы ремонтной мастерской войсковой части 49385 Черноморского флота РФ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Служебное жилое помещение, являясь одним из видов помещений категории специализированного жилого фонда, имеет сугубо целевое назначение, содержание которого раскрыто в ст. 93 ЖК РФ.
Поэтому данные помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем и могут передаваться только по договорам найма, предусмотренным ЖК РФ (п. 3 ст. 92, п. 1 ст. 99 ЖК РФ).
Утрата нанимателем и членами его семьи права пользования жилым помещением и возможность их выселения из жилого помещения является следствием расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со статьей 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
Согласно статье 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.2 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, поскольку ФИО3 вселена в квартиру на законных основаниях, признана решением жилищной комиссии в качестве нуждающейся в жилых помещениях в составе семьи военнослужащего, оснований для выселения ответчика и членов ее семьи – несовершеннолетних детей без предоставления другого жилого помещения не имеется, при этом суд отклоняет доводы представителя истца об отсутствии оснований для признания ФИО3 нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием у нее на момент вынесения решения жилищной комиссии о постановке на учет как нуждающейся ФИО3 гражданства РФ (ст. 49 ЖК РФ), поскольку с 2014 года ФИО3 является гражданкой РФ, находится в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации (гражданский персонал).
Доводы ответчика о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности также подлежат отклонению, поскольку исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца имущества устранить нарушения его права (ст. 208 ГК РФ).
Касаемо встречного искового требования, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку как следует из положений п.3.1. статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) предоставляются членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имевших основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы.
Таким образом, обеспечение жильем членов семьи умершего военнослужащего возможно как путем получения денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, так и путем предоставления жилых помещений, так как ФИО3 в уполномоченный орган Министерства обороны – 1-й Отдел ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по вопросу обеспечения жильем в порядке п.3.1. статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" с выбором вида обеспечения не обращалась, оснований для возложения на оМинистерство обороны Российской Федерации при выселении ФИО3, ФИО1 и ФИО2, обязательств обеспечения ответчика и ее детей именно жилым помещением, относящимся к жилищному фонду социального использования, находящемуся в черте города федерального значения Севастополь, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации, встречных исковых требований ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: /подпись/ Е.П.Матюшева
Копия верна.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Е.П. Матюшева