Дело № 2-1036/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2019 года г. Моршанск
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
Федерального судьи Савенковой Е.А.
При секретаре Миносуевой Т.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жеребцова Владимира Николаевича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске Тамбовской области (Межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске Тамбовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии сп.1 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
ДД.ММ.ГГГГ на основании его заявления состоялось заседание Комиссии ФИО1 фонда РФ в <адрес>. Решением Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении страховой пенсии по старости ему было отказано из-за отсутствия страхового стажа, дающего право на пенсию в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По представленным истцом документам его страховой стаж был определен в размере <данные изъяты>. Им был принят к зачету стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О страховых пенсиях» в размере <данные изъяты>.
Не был засчитан в страховой стаж период работы:
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> в качестве лица, которое заключило договор в системе общеобязательного государственного социального страхования, на основании отдельного договора от ДД.ММ.ГГГГ № о единовременной уплате взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало обязательному государственному социальному страхованию <адрес>.
Не включение указанного периода в страховой стаж ответчик обосновал следующим:
«Согласно Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г., периоды работы после 01.01.2002 г. могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение должен подтверждаться справкой компетентного органа того государства, где протекала трудовая деятельность, а не справкой работодателя или архивного учреждения.
По индивидуальным сведениям о застрахованном лице, выданным Управлением Пенсионного фонда Украины <адрес> за вышеуказанный период отсутствует факт уплаты страховых взносов».
Отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии по старости существенно нарушает его пенсионные права, гарантированные ст. 19 Конституции РФ, в связи с чем, истец считает его необоснованным и незаконным.
Право на получение досрочной, страховой пенсии истец приобрел в Украине.
Согласно ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», наличие у человека минимально необходимого страхового стажа дает ему право на оформление пенсии по достижении установленного возраста.
При отсутствии нужного страхового стажа для назначения пенсии, гражданам Украины возможно заключить договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Это даст возможность докупить страховой стаж.
Приобретение недостающего страхового (пенсионного) стажа путем доплаты ЕСВ в Пенсионный фонд Украины производится в соответствии с ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Перечень лиц, имеющих право на добровольное участие в солидарной и/или накопительной пенсионной системе определен статьей 12 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а именно: - лица, которые достигли 16-летнего возраста и не принадлежат к кругу лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию согласно статье 11 данного закона, в том числе лица, которые учатся в высших учебных заведениях на дневной форме обучения, а также в аспирантуре и докторантуре, иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают или работают на территории Украины, граждане Украины, которые постоянно проживают или работают за пределами Украины, если другое не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, имеют право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Таким образом, период, за который были выплачены единые страховые взносы, будет засчитан в пенсионный стаж. Условия такого участия, размер взносов и периодичность их выплаты определяются соответствующим договором с ПФ.
Истец воспользовался своим правом на приобретение недостающего страхового (пенсионного) стажа путем доплаты единого взноса в Пенсионный фонд Украины. В связи с чем, он заключил Отдельный договор № от ДД.ММ.ГГГГ о единовременной, уплате взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало обязательному государственному социальному страхованию (далее - Договор).
Согласно п.3 данного Договора, им должен быть уплачен единый взнос за следующие периоды: <данные изъяты>. в течение 10 дней с момента подписания Договора.
В силу ч, 4 Договора, при условии выполнения условий Договора истец имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании).
Все условия Договора были истцом выполнены своевременно.
ДД.ММ.ГГГГ им был уплачен единый социальный взнос в сумме <данные изъяты>., что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Все указанные сведения содержатся в его пенсионном деле, направленном УПФ Украины <адрес> в адрес ответчика.
В связи, с чем, отказ ответчика в досрочном, назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия страхового стажа, дающего право на пенсию в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г, №400-ФЗ «О страховых пенсиях», является неправомерным.
С учетом включения в стаж, установленный решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в г, Моршаиске Тамбовской области <данные изъяты>) периода: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> месяцев в качестве лица, которое заключило договор в системе общеобязательного государственного социального страхования, на основании отдельного договора от ДД.ММ.ГГГГ № о единовременной уплате взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало обязательному государственному социальному страхованию <адрес>, ему может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит суд признать решение комиссии ФИО1 фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № неправомерным; обязать ответчика засчитать в страховой стаж ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> в качестве лица, которое заключило договор в системе общеобязательного государственного социального страхования, на основании отдельного договора от ДД.ММ.ГГГГ № о единовременной уплате взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало обязательному государственному социальному страхованию <адрес>; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание истец Жеребцов В.Н. не явился о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина его неявки неизвестна. Его интересы представляет действующая на основании доверенности Даньшина Ю.Б. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Жеребцова В.Н. – Даньшина Ю.Б., действующая на основании доверенности, требования уточнила и просила суд, кроме вышеперечисленных требований, обязать ответчика назначить Жеребцову В.Н. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнила, что согласно ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», наличие у человека минимально необходимого страхового стажа дает ему право на оформление пенсии по достижении установленного возраста. При отсутствии нужного страхового стажа для назначения пенсии, гражданам Украины возможно заключить договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Это дает возможность докупить страховой стаж. Приобретение недостающего страхового (ФИО1) стажа путем доплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины производится о соответствии с законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Таким образом, период, за который были выплачены единые страховые взносы, должен быть засчитан в пенсионный стаж на территории РФ. Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан, прибывших из государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением or 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан -государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения» В указанной связи, при установлении пенсии на территория Российской Федерации в рамках Соглашения от 13.03.1992 с бывшими республиками СССР для подтверждения стажа, приобретенного на территории государств-участников после ДД.ММ.ГГГГ необходимо подтверждение компетентного учреждения о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на пенсию по законодательству этого государства. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно статье 30 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, установленное законом. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, а также в ряде его определений, статьи 6, 15, 17, 18, 19, 55 РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере ФИО1 обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет решено. Иное истолкование норм создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения ст.19 Конституции Российской Федерации. В силу преамбулы Соглашения стран Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области ФИО1 обеспечения следует, что из необходимости защиты граждан в области ФИО1 обеспечения, правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на ФИО1 обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Данный документ подписан государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной. В соответствии с данным Соглашением ФИО1 обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Согласно ч. 1 ст.6 данного Соглашения назначение пенсии гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Согласно ст.1 Протокола № к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантируется каждому физическому лицу право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами. Как установлено правом Европейского Суда, концепция собственности или «имущества» толкуется широко, в сферу ее действия включено также и право на пенсию. Европейский Суд по правам человека указал, что принятие законодательства с обратной силой с последствиями, связанными с лишением ранее установленных прав, свидетельствует о вмешательстве в право собственности, нарушает баланс интересов и ст.1 Протокола №. У ответчика не было правовых оснований для отказа в назначении ФИО2 досрочной страховой пенсии, и соответственно, не включения спорного периода в страховой стаж. Кроме того, статьей 7 Соглашения предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. В решении Экономического Суда СНГ о толковании применения положений статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области ФИО1 обеспечения разъяснено, что в качестве гарантии прав граждан на ФИО1 обеспечение в статье 7 Соглашения закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участника Соглашения. Экономический Суд СНГ отметил, что в этом случае ФИО1 правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств - участников Соглашения имеет место правопреемство на основании международного договора, смена субъекта ФИО1 правоотношения - одного государства участника Соглашения другим. Первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания ч. 1 ст. 7 Соглашения позволил Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется, гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства, выплата пенсии продолжается государством, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательств государства того места, куда переехал гражданин. Ответчик ссылается на консультативное заключение Экономического суда, в котором дается понятие «пенсия того же вида», т.е. пенсия может быть отнесена к пенсии того же вида, если законодательством государства нового постоянного места жительства пенсионера предусмотрены те же основания назначения данной пенсии. Так, в соответствии с законом «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального ФИО1 коэффициента следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее двадцати лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. Так, у ФИО2, по представленным им документам страховой стаж был определен в размере 17 лет 05 месяцев 08 дней. Ему также был принят к зачету стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 7 лет 2 месяца 92 дня. У истца так же имеется недостающий страховой стаж 2 года 9 месяцев, приобретенный им в соответствии с законодательством Украины. Соответственно, все основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости у ФИО2, т.е. пенсии того же вида, на момент его обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости имелись, а именно: не менее половины стажа на соответствующих видах работ, и 20 лет страхового стажа. С учетом включения в стаж, установленный решением комиссии ФИО1 фонда РФ в <адрес> <данные изъяты> периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> в качестве лица, которое заключило договор в системе общеобязательного государственного социального страхования, на основании отдельного договора от ДД.ММ.ГГГГ № о единовременной уплате взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало обязательному государственному социальному страхованию <адрес>, ФИО2 может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске Тамбовской области (межрайонное) Галузинская Е.В. действующая по доверенности, требования истца считала необоснованными, просила в иске отказать. Выразила свою позицию согласно представленного в материалы дела возражения на исковое заявление, из которого следует, что для реализации права на пенсию на территории Российской Федерации необходимо наличие следующих юридически значимых фактов: постоянное проживание на территории Российской Федерации; наличие права на пенсию в Российской Федерации, а для лиц, являвшихся получателями пенсии на территории другого государства - участника Соглашения - наличие права на пенсию того же вида. В случае если право на пенсию того же вида (по таким же основаниям) не имеется, выносится решение об отказе в назначении пенсии и выдаётся справка об отсутствии права на пенсию соответствующего вида для дальнейшего её представления гражданином в компетентный орган государства по прежнему месту жительства с целью продолжения выплаты пенсии государством по прежнему месту жительства до возникновения права на пенсию того же вида по законодательству Российской Федерации; - прекращение выплаты пенсии на территории государства прежнего проживания.
Жеребцов Владимир Николаевич <данные изъяты> к ответчику с заявлением о запросе выплатного дела. Управлением Пенсионного фонда Луганской народной республики в городе Красном луче выплатное дело истца передано ответчику. В информации от ДД.ММ.ГГГГ № сообщалось, что выплата пенсии ФИО2 прекращена с <данные изъяты>., пенсия выплачена полностью по <данные изъяты>
Согласно сведениям, имеющимся в пенсионном деле, Жеребцов В.М. являлся получателем пенсии по возрасту за работу с вредными условиями труда и в горячих цехах, на подземных работах (Список 1).
Для реализации права на досрочно назначаемую страховую пенсию за работу с вредными условиями труда и в горячих цехах, на подземных работах в Российской Федерации необходимо подтвердить условия, требуемые для её назначения в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г.
В стаж работы Жеребцову В.Н. включены все периоды его работы. Стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона истца составляет 7 лет 2 месяца 2 дня. Страховой стаж - <данные изъяты>, что не соответствует требуемой продолжительности страхового стажа в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона.
При этом, в страховой стаж истца не включен период с <данные изъяты>. - добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования по договору о единовременной уплате единого взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию, заключенному с Государственной налоговой инспекцией в <адрес> луче Главного ФИО1 Миндоходов в <адрес> <данные изъяты>
Таким образом, в спорный период истцом трудовая деятельность не осуществлялась.
Положения п.2 ст.3 Закона определяют страховой стаж как учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, то есть периодов, указанных в статьях 11 и 12 названного Федерального закона.
В соответствии со ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Периоды работы и (или) иной деятельности за пределами территории РФ включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ.
Учитывая изложенное, право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона Жеребцов В.Н. не имеет из -за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. Следовательно, условия, определяющие назначение страховой пенсии досрочно на основании п.1 ч.1 ст.30 Закона не подтверждены. Соответственно пенсия, назначенная Жеребцову В.Н. с уменьшением возраста по прежнему месту жительства не может рассматриваться как пенсия того же вида (по таким же основаниям).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400 – ФЗ « О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ установлено, что право на застрахованную пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167 –ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ указано: возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
Согласно п. 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховой стаж- это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда и в горячих цехах назначается мужчинам до достижения возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, т.е. суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работа и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст.10 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года – даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п. 5 Правил №1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии.
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
В соответствии с п.п. «а» п. 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30-32 ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным п.6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами ФИО1 законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при уплате страховых взносов на ФИО1 обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное ФИО1 обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно сведениям, имеющимся в ФИО1 деле, поступившим из ФИО1 фонда Луганской народной республики <адрес> луч, ФИО5 являлся получателем пенсии по возрасту за работу с вредными условиями труда и в горячих цехах, на подземных работах. При этом, в страховой стаж истца был включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования по договору о единовременной уплате единого взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию заключенному с Государственной налоговой инспекцией в Красный луч Главного ФИО1 Миндоходов в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, по индивидуальным сведениям о застрахованном лице Пенсионного фонда Украины сведения о страховом стаже Жеребцова В.М. за указанные периоды отсутствуют.
Таким образом, Жеребцов В.М. в спорные периоды, трудовую деятельность не осуществлял.
Согласно Консультативному заключению Экономического Суда Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ N01-1/3-09 о толковании статьи 5 и части первой статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области ФИО1 обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ право на пенсию у гражданина возникает при наличии всех условий, предусмотренных для данного вида пенсии. Отсутствие хотя бы одного из них препятствует назначению такой пенсии в государстве нового постоянного места жительства.
Как отмечалось выше, для данного вида пенсии необходимыми условиями являются страховой стаж, который подтверждается соответствующими документами. Действующим законодательством РФ и Соглашением не предусматривается возможность учета в трудовой стаж периода добровольной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд государств- участников названного Соглашения.
Таким образом, право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ№400 – Жеребцов В.Н. не имеет из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. Соответственно пенсия, назначенная Жеребцову В.Н. с уменьшением возраста по прежнему месту жительства не может рассматриваться как пенсия того же вида (по таким же основаниям).
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Жеребцова Владимира Николаевича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске Тамбовской области (Межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский облсуд через Моршанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Федеральный судья: - Е.А.Савенкова
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года
Федеральный судья: Е.А. Савенкова