УИД: 59RS0005-01-2021-001351-12
Дело № 2-1912/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 11 мая 2021 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при секретаре Поздеевой М.Е.,
с участием истца Теплоухова А.Н.,
представителя ответчика Гневашева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теплоухова Антона Николаевича к обществу с ограниченной ответственностью «Городская поликлиника», Министерству здравоохранения Пермского края о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Теплоухов А.Н. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Городская поликлиника», Министерству здравоохранения Пермского края о компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 02.10.2020 истцом по внутреннему приказу предприятия АО ОДК «Авиадвигатель» был сдан тест на КОВИД-19. 06.10.2020 истцу пришёл ответ <данные изъяты>. 07.10.2020 Теплоухов А.Н. данную информацию передал своему работодателю, в Роспотребнадзор по Пермскому краю, в прикреплённую поликлинику ООО «Городская поликлиника» (<адрес>). Встал на учёт в личном кабинете на Госуслугах.
08.10.2020 приходила участковый врач, однако не застала истца дома, т.к., истец самоизолировался на даче. В телефонном разговоре с врачом истец высказал просьбу о повторном приходе и освидетельствовании в любое удобное для врача время. Больше никто не приходил и не звонил.
Постановление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека в отношении истца о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционным заболеванием COVID-19 было вынесено 06.10.2020 № 62529, в котором указано, что необходимо находится в режиме изоляции под непрерывным медицинским наблюдением до двукратного отрицательного результата. Министерству здравоохранения Пермского края, медицинским организациям, подведомственным министерству вменяется обеспечить: госпитализацию или медицинское наблюдение в случае изоляции Истца; медицинское наблюдение до двукратного отрицательного результата (с промежутком отбора материала не менее одного дня).
Согласно письма управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № от 20.10.2020, вышеуказанное постановление направлено в адрес Министерства здравоохранения Пермского края, в медицинскую организацию, подведомственную министерству - ГБУЗ ПК «ГП №». Медицинская организация обязана была связаться с истцом и собрать необходимую информацию: кто состоял с ним в контакте, кто с ним фактически проживает. Это сделано не было. Также организация должна была проводить медицинское наблюдение: назначить лекарства и методику лечения, т.е ответчики допустили нарушение Постановления № от 06.10.2020.
12.11.2020 (через месяц) к истцу приехал медработник для взятия повторного анализа ПЦР. 16.11.2020 к истцу приехал медработник для взятия третьего анализа ПЦР. 26.11.2020 истец получил справку об отрицательном результате ПЦР- (через 14 дней).
27.11.2020 истец вышел на работу. 05.12.2020 ему прислали электронный листок нетрудоспособности. В нём указан период с 06.10.2020 по 19.10.2020. В листке нетрудоспособности отметки о том, что был нарушен больничный режим нет.
Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 18 мая 2020 № 459н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» медицинские организации обеспечивают выполнение лабораторных исследований биологического материала на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 в лабораториях медицинских организаций не более, чем за 48 часов с момента получения пробы.
Выписка больных COVID-19 проводится при получении 2-х отрицательных результатов лабораторных исследований с промежутком не менее 1 суток, согласно «МР 3.1.0169-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Лабораторная диагностика COVID-19. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020).
Согласно Приложению N 4 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н, а также временным методическим рекомендациям профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) версия 8.1 (01.10.2020) и версия 9 (26.10.2020), утвержденных заместителем министра здравоохранения Российской Федерации Е.Г. Камкина раздел 9 Основные принципы оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) при получении положительного результата лабораторных исследований биологического материала пациента на наличие COVID-19 (далее - результат теста на COVID-19) уполномоченное лицо медицинской организации: оповещает о положительном результате теста на COVID-19 руководителя медицинской организации; вносит в журнал учета пациентов с COVID-19 плановые даты для повторного забора биологического материала (мазки из носа и ротоглотки) — 3-й, 11-й дни; осуществляет опрос пациента с целью уточнения его состояния;
Медицинская помощь пациенту с положительным результатом теста на COVID-19 может оказываться на дому в случае отсутствия клинических проявлений заболеваний или легком течении заболевания (t тела < 38,0 °С, ЧДД < 22 в мин., Sp02 > 93%, для детей > 95%). Пациенту с <данные изъяты> результатом теста на COVID-19 при легком течении заболевания рекомендуется назначать лечение в соответствии с данными методическими рекомендациями. Пациент с легким течением заболевания должен быть проинформирован медицинским работником о необходимости вызова врача или бригады скорой медицинской помощи при ухудшении самочувствия (t тела > 38,0 °С, появление затрудненного дыхания, одышки, появление или усиление кашля, Sp02 < 93%), а также о возможных способах обращения за медицинской помощью. Лица, проживающие с пациентом с легким течением заболевания в одном помещении, должны быть проинформированы о рисках заболевания COVID-19 и необходимости временного проживания в другом месте. Пациент с легким течением заболевания и лица, проживающие с таким пациентом, должны быть проинформированы о том, что нарушение санитарноэпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, может повлечь привлечение их к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 236 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №25, ст. 2954; 2011, №50, ст. 7362). Пациент с легким течением заболевания и лица, проживающие с таким пациентом, должны быть обеспечены информационными материалами по вопросам ухода за пациентами, больными COVID-19, и общими рекомендациями по защите от инфекций, передающихся воздушно-капельным и контактным путем. В случае принятия решения о дальнейшем оказании медицинской помощи пациенту в амбулаторных условиях (на дому) оформляется согласие на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции при лечении COVID-19.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных документов, ответчики в период с 06.10.2020 по 26.11.2020 не проводили медицинское освидетельствование истца, не назначали лечение, забор контрольных мазков произвели в нарушение сроков и только после того как истец напомнил о себе, позвонив в медицинское учреждение. Истец не получил заработную плату за период с 20.10.2020 по 26.11.2020, таким образом, не дополучил доход в размере 41 135 рублей. Своими действиями ответчики нарушили права истца в сфере охраны здоровья граждан, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также допустили нарушения Закона «О защите прав потребителей».
Считает, что требования о компенсации морального вреда в размере 50 000,00 рублей обоснованы тем, что им получены нравственные страдания в виду невозможности получения гарантированного законодательством документа - больничного, недополученной суммой в размере 41 135,00 руб., постоянным направлением писем, жалоб, отстаиванием своей позиции в суде.
Считает, что действия ответчиков, выразившиеся в некачественном оказании медицинской помощи, не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона «О защите прав потребителей», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н, приказа Минздрава России от 01.09.2020 N 925н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа».
На основании изложенного, истец просит взыскать с ООО «Городская поликлиника», Министерства здравоохранения Пермского края, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская поликлиника №» солидарно компенсацию морального вреда в размере 50 000,00 рублей в связи с оказанием медицинской помощи с нарушением стандартов.
В дальнейшем истцом был заявлен отказ от исковых требований предъявленных к ГБУЗ ПК «Городская поликлиника №», производство по делу в данной части прекращено о чем вынесено отдельное определение.
Истец Теплоухов А.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что моральный вред ему причинен бездействиями ответчиков, так как после выявленного у него <данные изъяты>, никакой медицинской помощи ему оказано не было.
Представитель ответчика ООО «Городская поликлиника» Гневашев Д.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, ранее представил отзыв, из которого следует, что истец не оспаривает тот факт, что 07.10.2020 и 08.10.2020 к нему действительно приходила участковый врач ответчика, однако дома истца не застала. В ходе телефонного разговора истец сообщил врачу ответчика, что истцом было принято решение самоизолироваться на даче, что также подтверждается истцом в исковом заявлении. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Истец подтверждает, что в отношении него 06.10.2020 вынесено Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №. Пунктом 2 указанного постановления Истцу предписано не покидать место изоляции, в том числе не посещать работу, учебу, магазины, аптеки, никакие общественные места и массовые скопления людей, не пользоваться общественным транспортом, не контактировать с третьими лицами, соблюдать санитарно-эпидемиологический режим.
Участковый врач дважды пытался попасть к Истцу по месту регистрации (<адрес>). Однако ни 07.10.2020 ни 08.10.2020 доступа в квартиру обеспечено не было, на звонки в дверь никто не отвечал. В ходе телефонного разговора 08.10.2020 истец сообщил врачу, что им принято решение самоизолироваться на даче. Указанное обстоятельство Истцом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Ответчик исходил из того, что истец, будучи подтвержденным <данные изъяты> в отношении которого вынесено постановление Роспотребнадзора, не сможет вернуться с дачи домой и будет обращаться за медицинской помощью в иное лечебно-медицинское учреждение, обслуживающее территорию, на которой истец находился на тот момент, так как пунктом 2 Постановления № истцу предписано не покидать место изоляции, тогда как истец в исковом заявлении подтверждает, что в качестве места изоляции им выбрано не место его регистрации (<адрес>), а дача. Именно по этой причине медицинский персонал после 08.10.2020 не связывался с истцом, поскольку предполагалось, что он не предпримет действий, которые, очевидно, будут являться грубыми нарушениями санитарно - эпидемиологических требований. По этой причине суждения истца о ненадлежащем выполнении ответчиком обязанности по медицинскому наблюдению в период болезни являются необоснованными.
При этом согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории РФ в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования и на всей территории субъекта РФ. в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Истец, действуя разумно и добросовестно, должен был обратиться в медицинское учреждение по месту своего фактического нахождения в период самоизоляции, после чего ему была бы оказана вся необходимая медицинская помощь. И напротив, ответчик объективно не может обслуживать прикрепленных лиц, находящихся вне места своего постоянного проживания.
Относительно претензии о несоблюдении сроков выполнения исследований на COVID-19. По данному требованию ООО «Городская поликлиника» не является надлежащим ответчиком, поскольку из приведенной ссылки на Приказ Минздрава России от 19.03.2020 г. № 198н следует, что 48-часовой срок для выполнения лабораторного исследования на COVID-19 начинает исчисляться с момента поступления биологического материала в лабораторию.
Биологический материал забирался ответчиком у истца 12.11.2020 и 16.11.2020. Передача биоматериала истца в лабораторию ГБУЗ ПК «<данные изъяты>», имеющего эпидемиологическое заключение на работу с III и IV группами патогенности, осуществлялся 12.11.2020 и 16.11.2020, то есть непосредственно в дни взятия у истца биоматериала. Указанное обстоятельство подтверждается выписками из Единой информационной системы здравоохранения Пермского края.
Ответчик, не является лицом, причинившим истцу вред, поскольку сроки выполнения лабораторного исследования на COVID-19 находятся вне зоны контроля Ответчика.
Относительно претензии о невыдаче листка нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 48 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.09.2020 № 925н, в случае введения ограничительных мероприятий (карантина) гражданам, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения приняты меры по изоляции или по временному отстранению от работы, листок нетрудоспособности выдается (формируется) врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия - лечащим врачом (фельдшером) на весь период изоляции гражданина или временного отстранения от работы соответственно.
Суждение истца о том, что формально он имеет право на получение листка нетрудоспособности на весь период его самоизоляции, справедливо.
Однако Истец не учитывает тот факт, что, сообщив ответчику сведения об избрании истцом в качестве места самоизоляции не места своего постоянного проживания в <адрес>), а иного место (дачи), истец по сути отказался от своего медицинского наблюдения персоналом ответчика.
В данном случае истец в соответствии с частью 1 статьи 16 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» имел возможность реализовать свое законное право на нахождение под медицинским наблюдением путем обращения в лечебно-медицинское учреждение по месту фактической изоляции, однако, по-видимому, предпочел лечиться самостоятельно.
Согласно пункту 9 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.09.2020 г. № 925н, выдача (формирование) и продление листка нетрудоспособности осуществляется после осмотра гражданина медицинским работником и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, либо в истории болезни стационарного больного или иной медицинской документации, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что истец в медицинском учреждении ответчика не наблюдался, Ответчик не имел возможности выдать Истцу листок нетрудоспособности на срок свыше минимального периода, на который он выдается в связи с заболеванием COVID-19 (14 дней). Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просили провести судебное разбирательство в отсутствие представителя, также ранее направили письменный отзыв, из которого следует, что Министерство здравоохранения Пермского края с исковыми требованиями не согласно, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
06.10.2020 истец получил положительный результат анализа ПНР. Направив необходимою информацию в медицинские организации, работодателю, а так же в Роспотребнадзор по Пермскому краю истец самостоятельно удалился с места постоянного проживания на дачу и изолировался там, о чем не поставил в известность участкового врача, в связи с чем, врач, навестивший больного в положенный срок для разработки тактики ведения лечения, не имел возможности встретиться с больным. Таким образом, истец своими действиями сам создал препятствие для оказания ему медицинской помощи в положенный срок.
ООО «Городская поликлиника», к которой прикреплен истец, является частным учреждением здравоохранения и не подведомствено Министерству.
Кроме того под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Для компенсации морального вреда необходимо наличие следующих условий: факт причинения вреда; причинно-следственная связь между поведением причинителя вреда и физическими или нравственными страданиями потерпевшего; противоправность поведения причинителя вреда; вина причинителя.
Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
В исковом заявлении истец не указывает, какие именно действия Министерства повлекли за собой причинение ему моральных и нравственных страданий. Следовательно оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству не имеется. Просят рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства здравоохранения Пермского края, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Государственное учреждение - Пермское региональное отделение фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направили письменные пояснения, из которых следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» одной из основных задач Фонда, социального страхования Российской Федерации является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе, пособием по временной нетрудоспособности.
Согласно ч.1 ст. 5 Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется, в том числе, в случаях, утраты, трудоспособности вследствие заболевания или травмы, а также карантина застрахованного лица.
В силу ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме и в установленном порядке.
Согласно ч.1 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.
В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 59 Закона № 323-ФЗ экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно. Продление листка нетрудоспособности на больший срок (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Согласно п. 4 Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.2016 г. № 625н, экспертиза временной нетрудоспособности проводится в организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по экспертизе временной нетрудоспособности.
Пунктом Порядка № 625н также установлено, что экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется лечащим врачом, фельдшером либо зубным врачом, а также врачебной комиссией медицинской организации, назначаемой руководителем медицинской организации.
Вышеуказанные лица при проведении экспертизы временной нетрудоспособности, в том числе, определяют причину временной нетрудоспособности. По результатам проведенной экспертизы временной нетрудоспособности в случае принятия решения о временной неспособности гражданина осуществлять трудовую деятельность ему выдается листок нетрудоспособности по форме, в порядке и сроки, установленные приказами Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н и от 26 апреля 2011 г. № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности».
Согласно ч. 7 ст. 59 Закона №323-Ф3 в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности регламентировался Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.
Таким образом, в соответствии с Законом № 323-ФЗ, Порядком № 625н, листок нетрудоспособности выдается по результатам проведенной экспертизы временной нетрудоспособности в случае принятия решения о временной неспособности гражданина осуществлять трудовую деятельность.
При этом, проведение экспертизы временной нетрудоспособности, равно как и осуществление контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности, в том числе, определением правомерности отказа медицинской организации в выдаче листка нетрудоспособности в том или ином случае, находится вне компетенции Фонда социального страхования Российской Федерации. К компетенции Фонда социального страхования Российской Федерации относится исключительно проверка соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности с учетом положений Порядка №624н.
В соответствии с п. 5 Порядка № 624н, выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость освобождения от работы.
На основании п. 14 Порядка № 624н при заболеваниях, когда лечение осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни. Не допускается выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником. Выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.
В соответствии с п. 42 Порядка № 624н при временном отстранении от работы граждан, контактировавших с инфекционными больными, или граждан выявленных как бактерионосители, листок нетрудоспособности выдается врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия – лечащим врачом. Продолжительность отстранения от работы в этих случаях определяется утвержденными сроками изоляции лиц, перенесших инфекционные заболевания и соприкасавшихся с ними.
При этом основанием для выдачи листка нетрудоспособности при карантине застрахованным лицам, контактировавшим с инфекционными больными или выявленными как бактерионосители а также больным инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лицам с подозрением на такие заболевания являются мотивированные постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о временном отстранении от работы и об изоляции указанных лиц.
Согласно п. 4.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15, в редакции, действующей на дату наступления страхового случая, лица, контактировавшие с больным COVID-19, должны быть изолированы на срок 14 календарных дней с проведением лабораторного исследования согласно п. 3.8 Правил СП 3.1.3597-20. Допускается изоляция указанных лиц в домашних условиях (при отсутствии эпидемиологических рисков для окружающих) с организацией динамического медицинского наблюдения.
Теплоухову А.Н. выдан листок нетрудоспособности № с кодом «03» - карантин, на 14 календарных дней с 06.10.2020 по 19.10.2020 на основании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Пермскому краю № от 06.10.2020.
Из искового заявления следует, что 06.10.2020 Теплоуховым А.Н. был получен <данные изъяты>, 07.10.2020 он выслал данную информацию, в том числе в ООО «Городская поликлиника» (поликлинику по месту прикрепления), 08.10.2020 к нему домой приходил участковый врач, однако он не был им освидетельствован (осмотрен), поскольку истец отсутствовал дома и находился на даче, 12.11.2020 и 16.11.2020 у истца был взят мазок на ПЦР.
В период с 20.10.2020 по 26.11.2020 Теплоухов А.Н. медицинскими работниками освидетельствован (осмотрен) не был. Поскольку выдача листка нетрудоспособности при заболевании гражданина без его осмотра лечащим врачом, либо фельдшером или зубным врачом, действующими нормативными актами не предусмотрена, Теплоухову А.Н. обоснованно был выдан листок нетрудоспособности только по карантину на 14 календарных дней.
С учетом вышеизложенного, пособие по временной нетрудоспособности в связи с карантином подлежало назначению и выплате за период, когда работник фактически не исполнял трудовые обязанности и находился в режиме изоляции, удостоверенной листком нетрудоспособности.
Вопросы своевременного/несвоевременного осмотра пациентов лечащими врачами, в том числе с целью, проведения экспертизы временной нетрудоспособности, а также вопросы, касающиеся порядка выдачи постановлений главного государственного санитарного врача по Пермскому краю, находятся вне компетенции Фонда социального страхования Российской Федерации. Просят провести судебное заседание без участия представителя.
Представитель третьего лица ООО «Страховая медицинская компания «РЕСО-МЕД» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменные пояснения, из которых следует, что Теплоухов А.Н. застрахован по обязательному медицинскому страхованию в ООО «СМК РЕСО-Мед». В связи с поступившим обращением Теплоухова А.Н. по сети интернет от 06.12.2020 по вопросу выдачи листа нетрудоспособности в случае острого заболевания в период с 20.10.2020г. по 26.11.2020г. при обращении в ООО «Городская поликлиника», специалистами Пермского филиала ООО «СМК РЕСО-Мед», с целью оказания пациенту содействия, организовано проведение служебной проверки, сделан соответствующий запрос в медицинскую организацию.
Из представленной информации ООО «Городская поликлиника» следует, что 07.10.2020 Теплоухов А.Н. обратился с информацией о положительном результате исследования биологического материала (мазка из носоглотки) методом ПЦР на COVID-19. Результаты лабораторного исследования пациента на коронавирусную инфекцию от 06.10.2020 были направлены на электронную почту поликлиники.
Из объяснений медицинской организации следует, что 07.10.2020, 08.10.2020 врач-терапевт, оказывающий медицинскую помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, выезжал на вызов по адресу пребывания пациента, <адрес>. На звонок по домофону дверь не открыли. В дальнейшем врач-терапевт связалась с пациентом по телефону 08.10.2020. Из телефонного разговора следует, что пациент находился на самоизоляции на даче, за пределами города Перми. За медицинской помощью по месту фактического пребывания не обращался.
11.11.2020 пациент повторно обратился в ООО «Городская поликлиника» по телефону с вопросом о дате и времени забора повторного мазка из носоглотки на исследование методом ПЦР. Согласно предоставленной информации мазок на коронавирусную инфекцию взят у пациента повторно 12.11.2020 и 16.11.2020, получен отрицательный результат.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
По результатам служебной проверки установлено, что 07.10.2020 и 08.10.2020 вызов на дому не был обслужен по причине того, что пациентом не обеспечен доступ врача- терапевта для осмотра. С учетом постановления из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю № от 06.10.2020 года пациенту оформлен больничный лист № по изоляции за период с 06.10.2020 по 19.10.2020. На срок с 20.10.2020 года по 26.11.2020 года выдана справка произвольной формы.
Из пояснений медицинской организации также следовало, что указанный случай в части вопросов установления временной нетрудоспособности был согласован администрацией ООО «Городская поликлиника» с Фондом социального страхования по Пермскому краю. Вся полученная информация была доведена до сведения Теплоухова А.Н. исх. № от 16.12.2020. Теплоухову А.Н. было разъяснено, что вопросы контроля выдачи листков нетрудоспособности находятся в компетенции Пермского регионального отделения Фонда социального страхования, и он имеете право получить дополнительную консультацию по телефону: №. В дальнейшем по вопросам организации медицинской помощи рекомендовали обращаться в администрацию медицинской организации или Пермский филиал ООО «СМК РЕСО-Мед», телефон контакт-центра №.
Дополнительно пояснили, что формирование правовой позиции по делу относительно оказания медицинской помощи с нарушением стандартов не представляется возможным, поскольку жалоб на качество оказанной медицинской помощи в обращении Теплоухова А.Н. не содержалось и повода к проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по случаю оказания медицинской помощи, указанному в исковом заявлении, в соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждён Приказом ФФОМС № от 28.02.2019 не было. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Страховой медицинской организации.
Представитель третьего лица ГКУЗ Пермского края «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил информацию, о том, что 13.11.2020, 17.11.2020 ООО «Городская поликлиника» доставило в лабораторию ГКУЗ «<данные изъяты>» пробы биологического материала, взятые у Теплоухова А.Н. Исследование данных проб ГКУЗ «<данные изъяты>» провели 26 и 27 ноября 2020 года.
Работа лабораторий ГКУЗ «<данные изъяты>» по организации лабораторных исследований биологического материала на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) осуществляется на основании приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 08.04.2020 № (приложение) в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность № от 04.10.2019 и санитарно-эпидемиологического заключения на работу с возбудителями инфекционных болезней человека III-IV групп патогенности, в т.ч. на исследования методом полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Процесс лабораторных исследований организован следующим образом. Пробы биологического материала принимаются администратором или фельдшером-лаборантом с контролем правильности заполнения направлений на исследование. Затем пробы поступают в комнату разбора и регистрации проб. Далее пробы идут на лабораторные исследования, а данные направлений заносятся в базу данных лаборатории. В проведении исследования методом ПЦР задействованы бригады, состоящие из 1-го врача и 2-х фельдшеров-лаборантов. Процесс проведения исследования 48 проб (ручное выделение РНК вируса из проб биологического материала (3 часа) и проведение ПЦР (1,5 часа) занимает в целом 4 часа 30 минут. После окончания ПЦР проводится оценка и учет исследования с получением результатов. Далее результаты вводятся в электронную базу данных лаборатории и ЕИСЗ «Промед». Мощность лаборатории (количество исследований) в рабочую смену с 9:00 до 20:00 составляет 440 проб биологического материала.
За ноябрь 2020 года в ГКУЗ «ПКЦ СПИД и ИЗ» проведено 11623 лабораторных исследований проб биологического материала на COVID-19. Согласно электронным базам данных в ноябре 2020 г. зарегистрированы случаи длительного исследования проб (не более 14 дней). Это связано с массовым поступлением в лабораторию ГКУЗ «<данные изъяты>» проб биологического материала из медицинских организаций Пермского края, количество которых, значительно превышало производственную мощность лаборатории (440 исследований в день), что было связано, в частности, с возникавшими очагами новой коронавирусной инфекции в Пермском крае. Так, например, 9, 10, 11, 12, 13 ноября 2020 г. в лабораторию поступило № проб соответственно, что в 2 - 3,5 раза превышало мощности лаборатории.
Информацией о том, что лаборатория ГКУЗ «<данные изъяты>» перегружена медицинские организации (в том числе ООО «Городская поликлиника») владели, и были вправе работать с любыми другими лабораториями как государственной, так и частной форм собственности, в целях обеспечения оказания качественной медицинской помощи.
Относительно вопроса о формировании правовой позиции по исковым требованиям Теплоухова А.Н. пояснили, что выводы о качестве оказании медицинской помощи находятся вне сферы компетенции ГКУЗ «<данные изъяты>», в связи с чем, решение вопроса по иску Теплоухова А.Н. оставили на усмотрение суда. Просят рассмотреть дело в отсутствии представителя ГБУЗ «<данные изъяты>».
Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. 3, 9 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.
В п. 2 ст. 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» определено, что качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (ч. ч. 2 и 3 ст. 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
Исходя из приведенных норм, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих, в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона № 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ).
Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Больничный лист на период карантина в связи с распространением коронавирусной инфекции выдается работнику в общем порядке.
На основании п.48 Приказа Минздрава России от 01.09.2020 N 925н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа» в случае введения ограничительных мероприятий (карантина) гражданам, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения приняты меры по изоляции или по временному отстранению от работы, листок нетрудоспособности выдается (формируется) врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия - лечащим врачом (фельдшером) на весь период изоляции гражданина или временного отстранения от работы соответственно.
На основании пп. 9,10 вышеуказанного Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, выдача (формирование) и продление листка нетрудоспособности осуществляется после осмотра гражданина медицинским работником и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, либо в истории болезни стационарного больного или иной медицинской документации, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Листок нетрудоспособности при оказании гражданину медицинской помощи в амбулаторных условиях выдается (формируется) медицинской организацией в день признания его временно нетрудоспособным по результатам проведенной экспертизы временной нетрудоспособности. Гражданам, обратившимся за медицинской помощью после окончания рабочего времени (смены), по их желанию, дата освобождения от работы в листке нетрудоспособности может быть указана со следующего календарного дня.
В случаях, если гражданин направляется (обращается) за оказанием медицинской помощи в другую медицинскую организацию, закрытие листка нетрудоспособности осуществляется медицинской организацией, в которую гражданин был направлен (обратился) за оказанием медицинской помощи. При продолжении временной нетрудоспособности гражданина медицинской организацией, в которую он был направлен (обратился) за оказанием медицинской помощи, выдается (формируется) листок нетрудоспособности, являющийся продолжением ранее выданного (сформированного) листка нетрудоспособности.
В судебном заседании из объяснений сторон и материалов дела установлено, что 02.10.2020 истец Теплоухов А.Н. по внутреннему приказу предприятия АО ОДК Авиадвигатель сдал тест на КОВИД-19.
06.10.2020 Теплоуховым А.Н. получен <данные изъяты>.
06.10.2020 заместителем главного санитарного врача по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека в отношении Теплоухова А.Н. вынесено Постановление № о его госпитализации для обследования или изоляции. Теплоухову А.Н. указано на необходимость находиться в режиме изоляции под непрерывным медицинским наблюдением до двукратного отрицательного результата на в котором было указано, что необходимо находится в режиме изоляции под непрерывным медицинским наблюдением до двукратного отрицательного результата 2019-nCoV, а именно не покидать место изоляции, в том числе не посещать работу, учебы, магазины, аптеки, никакие общественные места и массовые скопления людей, не пользоваться общественным транспортом, не контактировать с третьими, также соблюдать санитарно-эпидемиологический режим.
Министерству здравоохранения Пермского края, медицинским организациям указано обеспечить госпитализацию или медицинское наблюдение в случае изоляции Теплоухова А.В. и т.д.
Постановление направлено для исполнения Теплоухову А.В., Министерство здравоохранения Пермского края, ООО «Городская поликлиника».
Организацией, осуществляющей медицинское обслуживание Теплоухова А.В. по месту его жительства, является ООО «Городская поликлиника», имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности от 05.09.2014. Согласно Устава ООО «Городская поликлиника», утвержденного 27.02.2010 решением единственного участка №, Общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является получение прибыли. Общество вправе осуществлять, в том числе деятельность в области здравоохранения. В рамках Программы, государственных гарантий Обществом бесплатно предоставляются виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь. Медицинская помощь оказывается в формах неотложной медицинской помощи, плановой медицинской помощи. Также Общество включено в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
В виду того, что ООО «Городская поликлиника» является коммерческой организацией, оно не подведомственно Министерству здравоохранения Пермского края.
07.10.2020, 08.10.2020 к Теплоухову А.Н. в рамках оказания первичной медицинской помощи ООО «Городская поликлиника» был направлен участковый врач, однако истец по месту своего жительства отсутствовал, так как самоизолировался на даче.
12.11.2020 и 16.11.2020 после сообщения Теплоухова А.В. о своем нахождении по месту постоянного жительства, сотрудниками ООО «Городская поликлиника» у истца были взяты повторные анализы на определение РНК коронавируса.
26.11.2020 и 28.11.2020 получены результаты с отрицательным тестом.
ООО «Городская поликлиника» был выдан Теплоухову А.А листок нетрудоспособности № с 06.10.2020 по 19.10.2020, т.е. на 14 дней с кодом «№» карантин. На период с 20.10.2020 по 26.11.2020 истцу выдана справка произвольной формы.
В виду отсутствия документа, подтверждающего нахождение истца на больничном, истцом не получена заработная плата за период с 20.10.2020 по 26.11.2020 в размере 41 135 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о компенсации морального вреда.
В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абзац второй пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10).
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Моральный вред, например, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий и др.
Необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
При этом законом установлена презумпция вины причинителя вреда, которая предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Применительно к спорным отношениям в соответствии с действующим правовым регулированием обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении морального вреда в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи возлагается на медицинское учреждение, однако факт того, что поведение ответчика является противоправным (в данном случае - наличие недостатков при оказании медицинской помощи ) и повлекло причинение вреда, должен доказывать истец в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
На основании п.12. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 21.02.2020) «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (далее - Положение), организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании п. 13 Положения территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.
Согласно п.14 Положения, распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.
Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.
Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию (п.21).
В силу статьи 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Таким образом, гражданин имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № (далее - Порядок №).
Порядок № регулирует отношения, связанные с выбором гражданином медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин; его действие не распространяется на отношения по выбору медицинской организации при оказании медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гражданам, подлежащим призыву на военную службу или направляемым на альтернативную гражданскую службу, и гражданам, поступающим на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста (п. п. 1 и 2 Порядка №).
Из содержания искового заявления Теплоухова А.В. усматривается, что основанием его обращения в суд явилось неоказание медицинской помощи врачами ООО «Городская поликлиника», нравственные страдания выражаются в виду невозможности получения листка временной нетрудоспособности и, как следствие, недополученной суммой заработной платы в размере 41 135,00 руб.
Между тем установлено, что в период с 07.10.2020 по 12.11.2020 истец находился за пределами обслуживаемой ООО «Городская поликлиника» территории, соответственно, медицинским работником данной организации не осматривался и не наблюдался. В медицинскую организацию по территориально-участковому принципу своего временного пребывания истец не обращался, в лечении ему отказано не было. Таким образом, при наличии действующего и обязательного к исполнению постановления заместителя Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю N 62529682-К о госпитализации или об изоляции гражданина, больного инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих, Теплоухов А.В. уклонился от установления в отношении него медицинского наблюдения в условиях изоляции по месту временного пребывания.
В связи с отсутствием медицинского наблюдения в отношении Теплоухова А.В. у ООО «Городская поликлиника» не имелось оснований для выдачи ему листка временной нетрудоспособности за период с 20.10.2020 по 26.11.2020.
Также суд считает несостоятельными доводы истца о нарушении ООО «Городская поликлиника» сроков выполнения исследований биологического материала на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 составляющий не более чем 48 часов с момента получения пробы, так как организацией проводившей данное исследование является ГБУЗ ПК «Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями». Данная организация Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека включена в Перечень медицинских организаций, которые проводят ПЦР-исследования на COVID-19 на территории Пермского края. Длительное исследование проб связано с поступлением проб биологического материала в количестве превышающим производственную мощность лаборатории.
Суд полагает, что право истца на получение медицинской помощи со стороны ООО «Городская поликлиника» не нарушено, нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ответчиком также не допускалось, поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами правовых актов оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования осуществляется по территориальному признаку в связи с необходимостью выполнения неотложной медицинской помощи (на дому) в приближенном к медицинской организации районе и ассигнований обязательного медицинского страхования на выезд на дом на автотранспорте или оплата проезда врача не предусмотрены.
При этом оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в рамках программы государственных гарантий обеспечивает не только объем медицинских услуг, но и сроки их выполнения. Возможность выбора медицинской организации и врача, предусмотренная приведенными нормами законодательства, не является безусловной свободой граждан на выбор медицинского учреждения, а выступает одной из мер обеспечения доступности и качества медицинской помощи. Медицинская организация не может отказать в оказании медицинской помощи пациентам, проживающим на конкретном участке обслуживания.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства должны соответствовать принципу относимости и допустимости. При таких обстоятельствах, поскольку компенсация морального вреда есть самостоятельный способ защиты гражданских прав, истец должен представить доказательства, подтверждающие факт причинения вреда (причинения ему нравственных или физических страданий), а также обосновать размер заявленных в исковом заявлении требований. Однако истцом не представлено никаких доказательств, обосновывающих размер компенсации морального вреда, который указан в исковом заявлении, а также доказательств, подтверждающих причинение истцу физических и нравственных страданий.
В связи с недоказанностью нарушения ответчиками Министерства здравоохранения Пермского края, ООО «Городская поликлиника» права истца на получение медицинских услуг, иных неимущественных прав и нематериальных благ истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Теплоухову А.В. о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.05.2021.
░░░░░: ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░: