02 сентября 2016 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области, в составе:
председательствующего судьи Неугодникова В.Н.,
представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в г.о. Жигулевск – Махальского Ю.С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Логиновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1528/2016 по иску Юрьевой Г. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Жигулевск Самарской области о включении периода работы в страховой стаж, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Юрьева Г.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.о. Жигулевске, просил обязать ответчика включить период работы на заводе «Энергореммаш» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы в районе в районе Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж для назначения пенсии по старости и произвести перерасчет пенсии по старости.
В обоснование требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена пенсия по старости в размере 8118 рублей.
С размером пенсии истец не согласна, так как она работала в районе Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Справка о средней заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не была принята в расчет в связи с низкой заработной платой. Истцу была назначена минимальная пенсия с доплатой до прожиточного минимума. Однако истец утверждает, что размер ее заработной платы был больше, чем в обычном районе.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ - УПФ РФ г. Жигулевска с заявлением о разъяснении, почему не использовали справку о средней заработной плате в районах Крайнего Севера для назначения пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ истец получила ответ, с которым также не согласна. Утверждает, что во время работы на ОАО «АВТОВАЗ» специалист отдела кадров, посчитав ее стаж в районе в районе Крайнего Севера, пояснила, что она имеет право выйти на пенсию в возрасте 52 года 8 месяцев. Однако специалист Пенсионного фонда пояснила, что не хватает стажа 1 год 1 месяц, а из письменного ответа следует, что был взят весь стаж работы в районах Крайнего Севера до 1995 года.
Истец также просила ответчика направить запросы в район Крайнего Севера в ОАО «Сбербанк России» (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и «Полярную геофизическую экспедицию» (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) для получения справок о средней заработной платы, на что ей пообещали, что запросят документы и сообщат после получения ответа. Однако по прошествии года об ответе ей так и не сообщено.
В судебное заседание истец Юрьева Г.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась по адресу, указанному в исковом заявлении: <адрес>. Повестка, направленная по указанному адресу, вернулась в суд по истечению срока хранения. Об изменении места жительства истец суду не сообщала.
При подаче иска просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г.о. Жигулевск – Махальский Ю.С. в судебном заседании исковые требования Юрьевой Г.А. не признал.
Ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в соответствии со ст. 30 Федерального закона о трудовых пенсиях устанавливает только два возможных показателя для определения среднемесячного заработка:
- сведения за период 2000-2001 год по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- сведения за любые 60 месяцев работы подряд до 2000 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
К заявлению о назначении пенсии истцом не было приложено ни одной справки о среднемесячном заработке, в том числе за период работы в районах Крайнего Севера. Ответчиком в 2015 году были сделаны запросы об истребовании справок о заработке за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени ответы в адрес УПФ не поступили.
В системе государственного пенсионного страхования истец зарегистрирован только ДД.ММ.ГГГГ, поэтому воспользоваться сведениями о заработке за период 2000-2001 года не представляется возможным, так как они имеются только за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим страховая пенсия была назначена истцу без учета заработка, о чем она была предупреждена. Этим и объясняется невысокий размер пенсии.
При этом ответчик ссылается на то, что обязанность по предоставлению документов о трудовом стаже и заработке возложена на потребителя. В целях увеличения размера пенсии истец вправе предоставить сведения о заработке, обратившись с заявлением о перерасчете, что ей до настоящего времени сделано не было.
Дополнительно представитель ответчика указал, что стаж в районах Крайнего Севера может оказать влияние на размер пенсии в следующих случаях:
- для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии дял лиц, поработавших не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 20 лет для женщин. Однако у истца отсутствует 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера;
- для определения повышенного соотношения заработка при расчете страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента, который подтверждается справкой о заработке, который истцом представлен не был.
Таким образом, ответчик считает, что оснований для перерасчета пенсии не имеется, истец с соответствующим заявлением не обращался.
Также истец указывает, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы в районе в районе Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые истец просит включить в страховой стаж, уже включены Управлением при первоначальном обращении с заявлением о назначении пенсии.
На основании изложенного ответчик возражает против удовлетворения исковых требований как не основанных на нормах действующего пенсионного законодательства.
Суд, выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, изучив представленные по делу документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С 01.01.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж
В силу ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Юрьева Г.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.о. Жигулевске с заявлением о назначении пенсии (л.д. 28-32).
Данное заявление удовлетворено, с ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена страховая пенсия по старости.
Из представленной истцом трудовой книжки следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала на Жигулевском ремонтно-механическом заводе «Энергореммаш»; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Полярной геофизической экспедиции, Крайний Север, полевые условия (л.д. 7-11).
Вместе с тем, указанные периоды при назначении пенсии были включены в страховой стаж, о чем истцу ранее уже сообщалось в ответ на ее обращение в (л.д. 12-13), в связи с чем оснований для удовлетворения требований в этой части не имеется.
Требования истца о перерасчете размера трудовой пенсии суд также считает необоснованными.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в силу с приведенных норм Федерального закона «О страховых пенсиях» произведение перерасчета носит заявительный характер. Перерасчет размера пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) застрахованного лица производится на основании пакета документов, в который входит заявление застрахованного лица и документы, подтверждающие обстоятельства, с которыми заявитель связывает наличие у него права на повышение размера получаемой пенсии.
В соответствии с п. 3 ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
При установлении страховой пенсии применяются нормы Федерального закона № 173-ФЗ, касающиеся исчисления расчетного пенсионного капитала до 01.01.2015 года, включая оценку пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 года и валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, а также исчисление размера трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 года.
Согласно п. 2 ст. 30 вышеназванного Закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования, либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными органами.
Таким образом, действующим законодательством была предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года.
К заявлению о назначении пенсии какие-либо документы подтверждающие размер заработка истцом не были приложены. Представленная в настоящее дело справка ОАО «Ямалнефтегазгеофизика» № от ДД.ММ.ГГГГ о размере заработка за период с октября 1987 года по февраль 1995 года в Пенсионный фонд истцом также не предоставлялась (л.д. 15-16). Как следует из заявления истца о назначении пенсии, к заявлению ей была приложена справка ОАО «Ямалнефтегазгеофизика» № от ДД.ММ.ГГГГ о периодах работы, которая сведений о размере заработка не содержит (л.д. 17).
Сведений о заработке в иной период истцом к заявлению о назначении пенсии приложено не было, доказательств обратного ей не представлено.
В целях оказания содействия истцу ответчиком еще в 2015 году были сделаны запросы об истребовании справок о заработке за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-35), однако до настоящего времени ответы в адрес ГУ - УПФ РФ в г.о. Жигулевск не поступали.
В соответствии с подп. 8, 11 п. 6 ст. 7 Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы, не относятся к числу документов, которые орган, предоставляющий государственную услугу, не вправе требовать от заявителя.
Таким образом, обязанность по предоставлению документов о трудовом стаже и заработке возложена на заявителя.
В системе государственного пенсионного страхования истец зарегистрирована только ДД.ММ.ГГГГ, поэтому воспользоваться сведениями о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования не возможно, так как они имеются только за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд считает, что ответчиком размер пенсии был обоснованно рассчитан без учета заработка.
С учетом доплаты до размера прожиточного минимума размер пенсии составил 8118 рублей 69 копеек (л.д. 14).
При обращении в пенсионный фонд истец была поставлена в известность о том, что страховая пенсия будет назначена ей без учета заработка, как и о сроках перерасчета под роспись ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33). Это же было разъяснено истцу в ответ на ее письменное обращение (л.д. 12-13)
С заявлением о перерасчете размера пенсии с приложением документов, подтверждающих право на повышение размера пенсии, истец также не обращался, доказательств обращения суду не предоставлено.
Более того, представленная истцом справка ОАО «Ямалнефтегазгеофизика» от ДД.ММ.ГГГГ № о размере заработка за период с октября 1987 года по февраль 1995 года сама по себе не может служить основанием для перерасчета размера пенсии, так как в указанный период истец находилась в отпуске по беременности и родам, а также отпуске по уходу за ребенком до полутора лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и до трех лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), то есть отсутствуют сведения о размере среднемесячного заработка за 60 месяцев подряд.
Оснований для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с работой в районах Крайнего Севера также не имеется, так как не представлено документов, подтверждающих работу в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.
В случае предоставления сведений о заработке за предшествующий период (в том числе, на заводе «Энергореммаш» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) либо за последующий период работы, при условии наличия сведений о заработке за 60 месяцев подряд, истец вправе обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии, приложив указанные выше документы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что размер страховой пенсии по старости был рассчитан ответчиком верно, с заявлением о перерасчете пенсии истец не обращалась, в связи с чем
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Юрьевой Г. А. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Жигулевск Самарской области о включении в страховой стаж периодов работы на заводе «Энергореммаш» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы в районе в районе Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, перерасчете пенсии.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд Самарской области.
Решение изготовлено в окончательной форме 07 сентября 2016 года.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.Н. Неугодников