РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2020 года г.Самара
Советский районный суд г.Самары в составе
председательствующего судьи Навроцкой Н.А.
при секретаре Шайдуллиной А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-410/2020 по административному иску Ломакина ФИО1 к Призывной комиссии отдела военного комиссариата Советского и Железнодорожного района г.о.Самара Самарской области, Военному комиссариату Самарской области, Военному комиссариату по Советскому и Железнодорожному районам г. Самара Самарской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Советского района г. Самара о несогласии с решением призывной комиссии
УСТАНОВИЛ:
Ломакин Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии отдела военного комиссариата Советского и Железнодорожного района г.о.Самара Самарской области, Военному комиссариату Самарской области, Военному комиссариату по Советскому и Железнодорожному районам г. Самара Самарской области об отмене решения о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований указал, что Решением призывной комиссии Советского района г. Самара он был признан годным к прохождению военной службы. По результатам заседания призывной комиссии ему была выдана повестка серии СС № для явки ДД.ММ.ГГГГ для отправки к месту прохождения военной службы, что служит доказательством принятия оспариваемого решения. Оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.3.98 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона, и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, при принятии решения нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами. Решение призывной комиссии Советского района г. Самара считает незаконным, подлежащим отмене, поскольку оно принято с существенными нарушениями установленной законодательством процедуры медицинского освидетельствования призывников, противоречит действующему законодательству, поскольку оно постановлено в отсутствие результатов обязательных диагностических исследований. Он не получал направления для прохождения медицинских исследований, в материале его личного деле также нет результатов данных исследований и без их оценки была определена ему категория годности к военной службе, в том числе и призывной комиссией, после чего и было принято оспариваемое решение о призыве его на военную службу. Это нарушает его право на полную и всестороннюю оценку состояния его здоровья при решении вопроса о призыве на военную службу. Действующее законодательство не содержит норм, позволяющих определить категорию годности гражданина к военной службе и призвать его на военную службу в отсутствие результатов диагностических исследований даже и в том случае, когда гражданин уклоняется от выполнения определенных обязанностей. Невыполнение этих обязанностей может повлечь ответственность, установленную законом, но не влечет возможность принятия оспариваемого решения в отсутствие результатов указанных исследований. Просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Советского района г. Самара о признании его годным к военной службе.
В судебное заседание административный истец Ломакин Н.А. не явился, извещался надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков Призывной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара, Военного комиссариата Самарской области – Сироченко Е.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель Военного комиссариата по Советскому и Железнодорожному районам г. Самара Самарской области в суд не явился, извещались надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Статьей 59 Конституции РФ определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На основании п. 4 ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Положениями п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, обосвобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 1 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565.
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и сотрудников, получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы) и военных сборов увечье, заболевание, проводится для определения категории годности к военной службе (приравненной службе) при определившемся врачебно-экспертном исходе. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Согласно п. 9 Положения для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службеи поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, граждан, прошедших военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), военного комиссара выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
В силу п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании п.14 Положения до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования:
флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм);
общий (клинический) анализ крови;
общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования:
электрокардиография в покое;
исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.(п. 20 Положения)
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.
Из материалов дела усматривается, что Ломакин Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Советского и Железнодорожному районам города Самара, с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из учетной карты призывника Ломакин Н.А. проходил медицинское освидетельствование в 2016г., при котором врачи-специалисты дали свое заключение о состоянии его здоровья.
Ломакину Н.А. в ДД.ММ.ГГГГ г. установлена категория годности к военной службе «<данные изъяты>»
Согласно данных врачебного обследования и диагноза, указанных в протоколе заседания призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении административного истца установлен диагноз: <данные изъяты>.
На основании заключения врача, руководившего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, призывной комиссией Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ДД.ММ.ГГГГ года принято решение о признании истца годным к военной службе с незначительными ограничениями (Категория годности «<данные изъяты>.)
Решением Советского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления Ломакина Н.А. о признании решения призывной комиссии ОВК Самарской области по Советскому и Железнодорожному районам г.Самары в отношении Ломакина Н.А. незаконным отказано.
Среди лиц ДД.ММ.ГГГГ.р. состоящих на диспансерном учете в ГБУЗ СО СГП № 13 Ломакин Н.А. не значится.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ № выданной Военным комиссариатом Советского и Железнодорожного районов г. Самара Самарской области следует, что призывной комиссией Советского внутригородского района г. о. Самара в период проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осенне-зимней ДД.ММ.ГГГГ года призывной кампании решение о призыве на военную службу гражданина Ломакина ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу <адрес>, не принималось.
Подтверждение обратному не предоставлено, несмотря на то, что из предоставленных материалов следует, что порядок принятия решения, о призыве на военную службу Ломакину Н.А. известен, ранее Ломакиным Н.А. предъявлялисьтребования в суд, Между тем, подтверждение тому, что Ломакин Н.А. обращался за выдачей ему выписки из решения призывной комиссии в ДД.ММ.ГГГГ года, что в выдаче ему было отказано, не предоставлено, таким образом подтверждение тому, что решение действительно принималось отсутствует.
Факт наличия повестки в отсутствие самого решения призывной комиссии не свидетельствует о принятии решения о признании Ломакина Н.А. годным к военной службе.
Из предъявленной повестки не предоставляется возможным установить кем, когда была вручена Ломакину Н.А. повестка, ее подлинник на обозрение суду не предоставлен. В личном деле призывника отрывной талон отсутствует, факт вручения повестки представителем истца оспаривается.
В соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" вопрос об определении категории годности к военной службе подлежит разрешению при медицинском освидетельствовании при проведении мероприятий по призыву, включающих, в том числе явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии
Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании Указа Президента Российской Федерации.
При проведении мероприятий по новому призыву Ломакин Н.А. подлежит медицинскому освидетельствованию для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент освидетельствования, по результатам которого призывной комиссией должно быть принято предусмотренное ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение, которое заявитель не лишен возможности оспаривать в случае несогласия.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что законных оснований для удовлетворения административных исковых требований Ломакина Н.А. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд
Решил:
Исковые требования Ломакина ФИО1 к Призывной комиссии отдела военного комиссариата Советского и Железнодорожного района г.о.Самара Самарской области, Военному комиссариату Самарской области, Военному комиссариату по Советскому и Железнодорожному районам г. Самара Самарской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Советского района г. Самара о несогласии с решением призывной комиссииоставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.01.2020г.
Судья Н.А. Навроцкая