Судья Дашевский А.Ю. 33а-28939/2021
(2а-953/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 15 октября 2020 года
Судья Краснодарского краевого суда Иваненко Е.С., рассмотрев частную жалобу представителя администрации Усть-Лабинского городского сельского поселения Усть-Лабинского района на определение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 17 мая 2021 года, о передаче дела по подсудности по административному делу по административному исковому заявлению администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района к Росприроднадзору о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района обратилась в суд с административным иском к Росприроднадзору о признании предписания незаконным.
Определением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 17 мая 2021 года административное дело по иску администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района к Росприроднадзору о признании предписания незаконным передано на рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края передано по подсудности в Арбитражный суд Краснодарского края.
На указанное определение суда представитель административного истца подал частную жалобу, в которой просит определение отменить как незаконное и необоснованное. Выводы суда о том, что субъектом спора является индивидуальный предприниматель, не соответствуют действительности.
В соответствии с частью 2 статьи 313, частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) частная жалоба на определение районного суда рассматривается судьей краевого суда единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу статьи 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом статьей 45 названного Кодекса предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, в частности право обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов.
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1, статьи 17 КАС РФ суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и законные интересы граждан или организаций, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Исходя из разрешения данного вопроса, определяется процессуальный закон, подлежащий применению, между сторонами соответствующим образом распределяется бремя доказывания.
Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные деда с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане
В силу п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают порядке административного судопроизводства возникающие административных и иных публичных правоотношений экономические споры иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Таким образом, арбитражному суду подведомственны дела по заявлениям об оспаривании предписаний органов, осуществляющих публичные полномочия, выданных юридическим лицам или лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или экономической деятельности.
Одновременно, к подведомственности арбитражных судов отнесены споры, возникающие из публичных правоотношений, Предметом судебного разбирательства данной категории дел являются конфликты публично-правового характера, возникающие из административных и иных публичных правоотношений в которых стороны находятся в отношении субординации.
При этом необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются различные средства административного регулирования, к которым относятся, в том числе, обязательные предписания совершения каких-либо действий, применение мер административного принуждения и т.д.
Такие споры решаются судом в нескольких процессуальных формах, в частности, в порядке главы 24 и главы 25 АПК РФ.
В силу правовой позиции, изложенной в п. 33 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судам общей юрисдикции подведомственны споры об оспаривании постановлений о привлечении лиц к административной ответственности за правонарушения, объективная сторона которых заключается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, в случаях, когда административное правонарушение не связно с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопреки положениям статьей 60-62 КАС РФ истцом не представлены суду достаточные и достоверные доказательства в обоснование своих возражений.
С учетом приведенных норм законодательства Российской Федерации, исходя из того, что предметом обжалования является предписание административного органа, а не постановление о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Краснодарского края.
При таких обстоятельствах определение является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 17 мая 2021 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 сентября 2021 года.
Судья: Е.С. Иваненко