Дело № 12-35/2021
Р Е Ш Е Н И Е
09 марта 2021 года город Петрозаводск
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Т.В.Баранова, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - ПАО «ФСК ЕЭС») на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 27.11.2020 (далее - Министерство) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),
у с т а н о в и л а:
защитник ПАО «ФСК ЕЭС» (далее также заявитель) обратился в суд с жалобой на постановление Министерства (далее также Административный орган) о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, за нарушение в области пожарной безопасности в лесах, выразившееся в складировании заготовленной древесины в штабеля на расстоянии менее 20 метров от прилегающего лиственного насаждения и менее 40 метров до прилегающего хвойного насаждения; места складирования не окаймлены противопожарной минерализованной полосой. Указанное нарушение выявлено в пожароопасный сезон, установленный приказом Министерства от 20.04.2020 № 665 и в особый противопожарный период, установленный Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2020 №338р-П. Заявляя о том, что постановление вынесено с нарушением норм материального права, на основании доводов, подробно изложенных в жалобе, просили признать постановление Административного органа от 27.11.2020 №618/20л незаконным и полностью отменить.
Представитель заявителя, действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала доводы жалобы.
Представитель Министерства, действующая по доверенности, в судебном заседании возражал на доводы заявителя, полагала постановление Министерства о привлечении заявителя к административной ответственности законным, просила оставить его без изменения.
Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность.
Частью 3 статьи ст.8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Судом установлено, что 09.07.2020 в результате проведенного патрулирования территории лесного фонда по маршруту №1, 5 в кварталах 105 и 115 Лососинского участкового лесничества в кварталах 1, 2, 3, 15,16, 17 и 18 Машезерского участкового лесничества ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» выявлены нарушения лесного законодательства, а именно, на арендованной заявителем территории произведено складирование древесины при площади места складирования до 8 га на расстоянии менее 40 м. от прилегающего хвойного насаждения и менее 20 м. от прилегающего лиственного насаждения. О результатах патрулирования составлен акт без номера от 09.07.2020.
План маршрутов патрулирования территории лесного фонда Республики Карелия в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах утвержден приказом ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» № 312 от 30.12.2019.
В ходе мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах 09.07.2020 должностными лицами ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» проведен осмотр лесного участка в квартале 1 выдел 27, квартале 2 выдел 24,28 и 30, квартале 15 выдел 4, квартале 16 выделы 13 и 18, квартале 17 выделы 22, 39 и 40 Машезерского участкового лесничества.
В ходе осмотра установлено, что при проведении рубки лесных насаждений для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта заготовленная древесина складирована в штабеля на расстоянии менее 20 метров от прилегающего лиственного насаждения и менее 40 метров до прилегающего хвойного насаждения. Места складирования древесины не окаймлены противопожарной минерализованной полосой.
Так, в Машезерском участковом лесничестве, а именно, квартале 1 выдел 27 заготовленная древесина (штабель 1) складирована на площади 0,0042 га на расстоянии 15 м. от прилегающего хвойного насаждения, протяженность места складирования 8 метров и на площади 0,0036 га (штабель 2) на расстоянии 19 метров от прилегающего хвойного насаждения, протяженностью 6 метров; в квартале 2 выдел 24 заготовленная древесина (штабель 3) складирована на площади 0,0138 га на расстоянии 16 м. от прилегающего хвойного насаждения, протяженностью 23 м.; в квартале 2 выдел 28 заготовленная древесина (штабель 4) складирована на площади 0,0378 га на расстоянии 14 м. от прилегающего хвойного насаждения, протяженностью места складирования 63 м.; в квартале 2 выдел 30 заготовленная древесина (штабель 5) складирована на площади 0,0036 га на расстоянии 13 м. от прилегающего хвойного насаждения, протяженностью штабеля 9 м. и на площади 0,0060 га (штабель 6) на расстоянии 14 м. от прилегающего хвойного насаждения, протяженностью места складирования 10 м.; в квартале 15 выдел 4 заготовленная древесина (штабель 7) складирована на площади 0,0048 га на расстоянии 12 м. от прилегающего лиственного насаждения, протяженностью места складирования 8 м.; в квартале 16 выдел 13 заготовленная древесина (штабель 8) складирована на площади 0,0162 вплотную к прилегающему хвойному насаждению, протяженностью 27 м.; в квартале 16 выдел 18 заготовленная древесина (штабель 9) складирована на площади 0,0090 га на расстоянии 11 м. от прилегающего хвойного насаждения, протяженностью места складирования 15 м.; в квартале 17 выдел 22 заготовленная древесина (штабель 10) складирована на площади 0,0114 га вплотную к прилегающему хвойному насаждению, протяженностью места складирования 19 м.; в квартале 17 выдел 39 заготовленная древесина (штабель 11) складирована на площади 0,012 га на расстоянии 15 м. от прилегающего лиственного насаждения, протяженностью места складирования 20 м.; в квартале 17 выдел 40 заготовленная древесина (штабель 12) складирована на площади 0,0228 га на расстоянии 11 метров от прилегающего лиственного насаждению, протяженностью места складирования 38 м.
Данные обстоятельства отражены в акте патрулирования лесов от 09.07.2020 без номера, акте осмотра № 1Л от 09.07.2020 с Приложениями и фототаблицей, требовании об устранении нарушений лесного законодательства от 10.07.2020, протоколе об административном правонарушении от 17.08.2020.
Согласно ч.3 ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 были утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила, действовавшие до 01.01.2021).
Правила устанавливали единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п.1 Правил).
Пунктом 21 Правил было определено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.38 Правил).
Согласно договору аренды лесного участка от 18.03.2019 №13, заключенному между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ПАО «ФСК ЕЭС», указанный лесной участок передан в аренду в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - строительства ВЛ 330 кВ «Тихвин-Литейный-Петрозаводская» в Прионежском муниципальном районе. На основании договора Обществом заявлена лесная декларация от 19.12.2019 №3-6 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 20.04.2020 №665 на территории Прионежского района с 01.05.2020 установлен пожароопасный сезон. Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2020 №338р-П на территории Республики Карелия с 28.05.2020 установлен особый противопожарный сезон.
Таким образом в судебном заседании установлено, что ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» в ходе патрулирования 09.07.2020 установлено нарушение заявителем п.21 Правил в особый противопожарный сезон, т.е. состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Вывод должностного лица о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Довод жалобы защитника, согласно которому заявитель на момент осмотра лесосеки не являлся собственником заготовленной древесины, не может быть принят судом, т.к. не опровергает правильность выводов изложенных в оспариваемом акте о наличии состава административного правонарушения, поскольку покупка заготовленной заявителем древесины иным лицом не исключают обязанности общества по соблюдению противопожарных правил при размещении древесины на лесном участке.
На основании частей 2 и 3 статьи 20 Лесного кодекса РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса принадлежит Российской Федерации. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил положения указанных Правил устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. По смыслу приведенных выше норм на пользователя спорного земельного участка возложена обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, в том числе путем противопожарного обустройства лесов.
30.12.2019 заявитель в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" информировал Министерство, что на лесных участках общей площадью 42,03 га., в т.ч. в квартале 1 выдел 27, квартале 2 выдел 24,28 и 30, квартале 15 выдел 4, квартале 16 выделы 13 и 18, квартале 17 выделы 22, 39 и 40 Машезерского участкового лесничества заготовлена и складирована в квартале 1 выдел 22.1, квартале 2 выдел 28, квартале 15 выдел 4, квартале 16 выдел 2, квартале 17 выдел 23, квартале 18 выделы 13 и 14, древесины объемом 4192 куб.м. Срок завершения рубки лесных насаждений - 15.01.2020.
В соответствии с результатами аукциона по продаже древесины ООО приобрело 4192 куб.м. древесины, расположенной в Машезерском участковом лесничестве по договору от 26.05.2020 №266.
Обстоятельств перемещения собственником - ООО заготовленной древесины судом не установлено. Убедительных доводов о перемещении покупателем в пределах лесных делянок приобретенной древесины до момента ее вывоза судом также не установлено.
Пунктом 3 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 604, прямо предусмотрено, что при использовании юридическими и физическими лицами лесов для целей, указанных в п. 1 названных Правил, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации), правилами санитарной безопасности в лесах и Правилами пожарной безопасности в лесах.
При этом содержащееся в пункте 6 указанных Правил требование о том, что перемещение древесины допускается по согласованию с продавцом, не влияет на обязанность по соблюдению требований п.п. 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах. Иное толкование названной нормы противоречило бы установленным Правилам пожарной безопасности в лесах целям.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1. 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при привлечении юридического лица к административной ответственности, не установлено. Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленных по делу актов, не установлено, оснований для их пересмотра по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л а :
постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, №618/20л от 27.11.2020 в отношении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» оставить без изменения, жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья Т.В.Баранова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...