Петрозаводский городской суд РК Дело № 10RS0011-01-2021-008626-46 (№ 5-5498/2021)
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 августа 2021 года г. Петрозаводск
(Резолютивная часть постановления
объявлена 06 августа 2021 года)
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Буева А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, женатого, имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребенка, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, не работающего, инвалидности не имеющего,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Буев А.В., находясь в районе дома <адрес>, в составе группы граждан (неопределенного круга лиц) добровольно участвовал в публичном мероприятии – шествии в поддержку <данные изъяты>, следовавшего по маршруту <адрес>, которое не было согласовано с органами местного самоуправления в установленном законом порядке, привлекая внимание граждан, осуществлял действия, направленные на выражение и формирование мнения у неопределённого круга лиц по вопросу политической жизни страны, публично выкрикивал лозунги «Свободу». На неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия (прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии) в нарушение п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» не реагировал, то есть отказался выполнять законные требования сотрудников полиции.
В судебное заседание Буев А.В. не явился, извещен о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Буев А.В. вину в совершении вменяемого правонарушения не признал, с правонарушением не согласился. Подтвердил, что принимал участие 21 апреля 2021 года в мероприятии в поддержку <данные изъяты>, проходившем на <адрес>, которое перешло в шествие митингующих от <адрес> по <адрес> в сторону <адрес>, однако активным участником данного шествия он (Буев А.В.) не являлся, поскольку лозунгов не выкрикивал, которые скандировала толпа людей, плакатов не демонстрировал, только снимал происходящее на телефон в качестве кинохроники. Пояснил, что о данном мероприятии и его проведении ДД.ММ.ГГГГ узнал из видеохостинга Youtube. Указал, что не поддерживает и не одобряет А.Навального, но в шествии принимал участие из гуманистических соображений, так как человек болен, при этом не знал, что данное мероприятие не согласовано с органами местного самоуправления. Подтвердил, что сотрудники полиции в громкоговоритель разъясняли собравшимся гражданам информацию о несанкционированном характере данного мероприятия и предлагали разойтись, ссылаясь на Закон №54, однако Конституция РФ выше федерального закона. Отметил, что на мероприятии он был один, цель смущать умы людей не преследовал, по первому требованию сотрудника полиции предъявил паспорт. В ходе просмотра в судебном заседании имеющейся в материалах дела видеозаписи указал на себя как на участника шествия.
Дознаватель ОД ОП№1 УМВД России по г.Петрозаводску БогданЮ.С., инспектор ППС ОБППСП УМВД России по г.Петрозаводску С., допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей, поддержали обстоятельства, изложенные в составленных ими рапортах от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что данные рапорты с точностью отражает обстоятельства допущенного Буевым А.Ю. правонарушения и соответствует действительности, поскольку составлены сразу после произошедших событий. Пояснили, что с Буевым А.Ю. ранее знакомы не были, неприязненных отношений с ним нет. Свидетели изложили аналогичные по своему содержанию показания о том, что ДД.ММ.ГГГГ во время несения службы в районе дома №<адрес> производили задержание Буева А.Ю., который участвовал в публичном мероприятии – шествии по маршруту с <данные изъяты> до <адрес>, не согласованном с органами местного самоуправления, скандируя вместе с остальными участниками данного мероприятия лозунг «Свободу», при этом совершение правонарушения БуевымА.Ю. было очевидным с учетом их расположения по отношению к привлекаемому лицу. Указали что, сотрудники полиции с помощью мегафона неоднократно предлагали участникам шествия разойтись, так как данное мероприятие было несанкционированным, однако собравшиеся, в том числе Буев А.В., на это не реагировали. В ходе задержания Буев А.В. побежал, споткнулся, так как было скользко, и упал, сотрудник помог ему встать.
Представитель УМВД России по г.Петрозаводску в судебное заседание не явился, административный орган извещен надлежащим образом о месте, дате и времени слушания дела.
Заслушав Буева А.В., допросив свидетелей П. и С., исследовав материалы дела об административном правонарушении, просмотрев видеозаписи на двух СD-дисках, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.5 ст.20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В соответствии со ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу разъяснений, содержащихся в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», порядок обеспечения реализации вышеуказанного конституционного права граждан регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Закон о публичных мероприятиях устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с положениями п.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В силу п.5 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Согласно п.7 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия – это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Положениями ч.1 ст.7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу п.п.2, 6 ч.1 ст.2 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности полиции в числе иных относится предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также обеспечение правопорядка в общественных местах.
Положениями ст.12 Федерального закона «О полиции» на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункты 5 - 6, 11 части 1).
Согласно п.1 ч.1 ст.13 Федерального закона «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
В свою очередь положения п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ обязывают участников публичного мероприятия во время его проведения выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О полиции» установлено, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.17 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения. Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам привлекаемого лица об обратном, событие административного правонарушения и виновность Буева А.В. в его совершении подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом о доставлении от ДД.ММ.ГГГГ, рапортами от ДД.ММ.ГГГГ, письмами Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения и Администрации Петрозаводского городского округа об отсутствии уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Республики Карелия и Петрозаводского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, видеозаписями на двух СD-дисках, а также показаниями свидетелей П. и С., изложенными в ходе судебного процесса.
Протокол об административном правонарушении от 22 апреля 2021 года составлен в отношении Буева А.В. уполномоченным должностным лицом, данный протокол соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, в связи с чем, суд признает его в качестве допустимого доказательства по делу.
Из рапортов сотрудников полиции П. и С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ во время несения службы в районе дома <адрес> ими был задержан гражданин Буев А.В., который ДД.ММ.ГГГГ участвовал в публичном мероприятии (шествии), не согласованном с администрацией Петрозаводского городского округа, выкрикивал лозунги «Свободу», привлекая внимание неопределенного круга лиц. На неоднократные законные требования сотрудников полиции, прекратить противоправные действия, а именно: прекратить участвовать в указанном не согласованном в установленном порядке публичном мероприятии, Буев А.В. не реагировал, продолжал выкрикивать лозунги, не выполняя законные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий.
Оснований сомневаться в достоверности сведений, изложенных сотрудниками полиции П. и С. в составленных ими рапортах, а также в показаниях, данных в ходе судебного процесса, с учетом правовых норм, содержащихся в статьях 5, 6, 7 Федерального закона «О полиции», у судьи не имеется. Достаточных данных о небеспристрастности указанных сотрудников к Буеву А.В., о каких-либо злоупотреблениях с их стороны в материалы дела не представлено, судьей не усматривается.
Из всей совокупности представленных доказательств следует, что БуевА.В. был участником публичного мероприятия, проводившегося в форме шествия без уведомления органов местного самоуправления в установленном законом порядке; представителями правоохранительных органов участникам шествия неоднократно разъяснялся его незаконный характер, высказывались требования о прекращении противоправных действий путем прекращения участия в данном публичном мероприятии, между тем, пренебрегая законными требованиями сотрудников полиции, БуевА.В. продолжал находиться среди участников мероприятия, выкрикивать тематический лозунг «Свободу», проявляя с ними солидарность. Требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий являлись законными, обязывали БуеваА.В. исполнить указанные требования, обращенные к участникам шествия, в том числе и к нему.
Принимая во внимание позицию привлекаемого лица, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая, то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу о том, что по делу имеется достаточно доказательств вины Буева А.В. в совершении инкриминируемого правонарушения и квалифицирует его действия по ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения шествия, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Отрицание Буева А.В. вины в совершении вменяемого административного правонарушения является голословным и опровергается исследованными доказательствами, расценивается судом, как избранный им способ защиты с целью избежать привлечение к административной ответственности.
Обстоятельств, установленных ст.ст.2.7, 2.8 КоАП РФ, исключающих административную ответственность привлекаемого лица, по делу не установлено.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного Буевым А.В. правонарушения, степень вины нарушителя, данные о личности привлекаемого лица, его семейное и имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также ситуацию с аналогичными шествиями на территории всей Российской Федерации, и приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.
Принимая во внимание значительный размер минимального штрафа, предусмотренного санкцией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, судья считает необходимым на основании ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа до менее минимального размера, и назначить Буеву А.В. наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб., полагая, что штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать Буева А. В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет 03100643000000010600 в Отделении - Национальный банк Республика Карелия Банка России. Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (УМВД России по г.Петрозаводску Респ. Карелия), ИНН 1001041280, КПП 100101001, БИК 018602104, ОКТМО 86701000, кор.счет 40102810945370000073, код бюджетной классификации (КБК) 18811601201019000140, УИН 18880410210120005913, постановление №5-5498/2021.
Копию квитанции об уплате штрафа предоставить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова