Решение по делу № 2-673/2015 (2-4897/2014;) ~ М-4923/2014 от 19.12.2014

Дело №2-673/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2015 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой И.С.,

при секретаре Лузиной М.Н.,

с участием представителя истца Кужельного С.В., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кужельного <данные изъяты> к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным решения в предоставлении земельного участка в аренду, о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,

установил:

Кужельный В.М. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации <адрес> о признании незаконным решения в предоставлении земельного участка в аренду, о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду. В обоснование иска истец указал, что он является инвалидом второй группы, обратился к ответчику с просьбой предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером , расположенный южнее земельного участка по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства на срок десять лет. Однако, в предоставлении земельного участка ему было отказано. Считает отказ незаконным, нарушающим его права, гарантированные ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Просит суд признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми в предоставлении истцу в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:01:4211220:52. Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми предоставить в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером расположенный южнее земельного участка по <адрес>.

Истец Кужельный В.М. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Кужельный С.В. действующий на основании доверенности (л.д.10) в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержав доводы искового заявления.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Судом установлено, что Кужельный В.М. является инвалидом первой группы бессрочно по общему заболеванию, что подтверждено Справкой ВТЭ-250 (л.д.5);

17.10.2014 года Кужельный С.В., действующий по доверенности от Кужельного В.М., обращался в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного южнее земельного участка по <адрес> с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства на срок десять лет (л.д.6);

13.11.2014 года Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом отказал Кужельному В.М. в предоставлении указанного земельного участка. В качестве обоснования отказа департаментом было указано следующее: на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможной. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах. Первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Заявителем не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий; (л.д. 7-8);

Истец Кужельный В.М. не согласен с указанным решением и просит суд признать его незаконным.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

На основании ч.1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Суд считает, что доводы Департамента земельных отношений не обоснованы, поскольку реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма урегулирования данного вопроса, отсутствия правил предоставления инвалидам земельных участков.

Конституция Российской Федерации (ст. 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Анализируя содержание указанного Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость только от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону.

Вместе с тем, суд считает, что указанное решение не нарушило прав истца Кужельного В.М. по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Так, действительно, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.

В силу п.17 данных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.

Таким образом, из анализа норм Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ЖК РФ следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость только от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Согласно п.2 ч. 1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 года утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (пункт 1 Решения).

Судом установлено, что Кужельный В.М. имеет на праве собственности жилое помещение, трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> площадь квартиры составляет 58,1 кв.м., что подтверждено выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно справки ООО УК « Жилсервис» от ДД.ММ.ГГГГ года, которая выдана, представителю истца ФИО5, в выше указанной квартире зарегистрированы ФИО5, 1960 <данные изъяты>

Также судом установлено, что <данные изъяты>, зарегистрированы в квартире с ДД.ММ.ГГГГ года.

Кроме того, судом установлено, что ФИО8 является долевым собственником, доля в праве 1/2, однокомнатной квартиры по адресу <адрес>, общей площадью 29.9 кв.м., и собственником двухкомнатной квартиры площадью 52.2 кв.м. по адресу <адрес>. При таких обстоятельствах учитывая, что ФИО8 является членом семьи ФИО1, то при подсчете обеспеченности жилой площадью истца, суд учитывает площадь указанных жилых помещений, принадлежащих ФИО8, что составляет 25.05 кв.м. на одного человека. (58.1 +52.2+14.95). Таким образом, обеспеченность истца общей площадью жилого помещения составляет больше учетной нормы – 12 кв.м., установленной решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 103, оснований для признания ФИО1 нуждающимся в жилом помещении не имеется.

При этом, судом также учитывается то обстоятельство, что члены семьи истца ФИО4, ФИО8 и ФИО9 были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу <адрес>, что и привело к ухудшению жилищных условий, поскольку до их регистрации по указанному адресу, обеспеченность истца жилой площадью составляло 29.05 кв.м.(58.1/2), что также больше учетной нормы.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ значимым является сам факт совершения действий, которые привели к ухудшению жилищных условий лица, мотив совершения этих действий не имеет правового значения.

Таким образом, поскольку судом было установлено совершение действий по ухудшению жилищных условий, то истец, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, не вправе считаться нуждающимся в жилом помещении, поскольку с данного времени не прошло пять лет.

При этом судом учитывается, что по смыслу ст. 53 ЖК РФ значимым является сам факт совершения действий, которые привели к ухудшению жилищных условий, мотив совершения этих действий не имеет правового значения.

На основании выше изложенного, суд считает, что истец не вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, полагающейся для категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд считает, что отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 13.11.2014 года № И-21-01-09-19922 прав истца Кужельного В.М. не нарушает. Оснований для предоставления истцу в аренду испрашиваемого земельного участка не имеется. В удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Кужельному ФИО10 в удовлетворении исковых требований к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным решения в предоставлении земельного участка в аренду, о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Судья:

2-673/2015 (2-4897/2014;) ~ М-4923/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кужельный Виктор Максимович
Ответчики
Департамент земельных отношений Администрации г. Перми
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Кондратьева Иляна Сергеевна
Дело на странице суда
motovil--perm.sudrf.ru
19.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2014Передача материалов судье
24.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2015Судебное заседание
16.02.2015Судебное заседание
24.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее