Дело № 2а-1004/2023
73RS0002-01-2023-000335-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 22 марта 2023 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Саенко Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Герасимовым А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройцентр» к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Черновой Алене Геннадьевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об уменьшении исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Стройцентр» (далее по тексту ООО «Стройцентр») обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Черновой Алене Геннадьевне об уменьшении исполнительского сбора, установленного постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Черновой А.Г. по сводному исполнительному производству №-СД.
В обоснование иска указали, что ООО «Стройцентр» является должником по сводному исполнительному производству № №-СД. Сводное исполнительное производство состоит из следующих исполнительных производств:
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом <адрес> в пользу взыскателя ООО «ТПК «Уралщебень», предмет исполнения: начисление неустойки в размере 0,1% за каждый день просрочки на сумму основного долга 1 700 000 руб. до момента полной оплаты задолженности с ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительский сбор составляет 148675 руб. 68 коп.,
№ возбуждено 14.09.2022г. на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Ульяновской области в пользу взыскателя ООО «Феникс», предмет исполнения иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 35 000 руб. Исполнительский сбор составляет 10 000 руб.,
№ возбуждено 22.09.2022г. на основании исполнительного документа исполнительный лист № ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Ульяновской области в пользу взыскателя ООО «Автоплюс и комапния», предмет исполнения иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 1 260 190 руб. 75 коп. Исполнительский сбор составляет 88213.35руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Ульяновской области в пользу взыскателя ООО «Электрика», предмет исполнения иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 4 032 294 руб. 31 коп. Исполнительский сбор составляет 247260.60 руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Ульяновской области в пользу взыскателя ООО «Феникс», предмет исполнения иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 2 058 301 руб. 94 коп. Исполнительский сбор составляет 144081.13 руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Димитровградским городским судом в пользу взыскателя ФИО4, предмет исполнения иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 111 804 руб. 7 коп. Исполнительский сбор составляет 10 000 руб.,
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г.Ульяновска в пользу взыскателя ФИО5, предмет исполнения: иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 196 516 руб. 65 коп. Исполнительский сбор составляет 13756 руб. 16 коп.,
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании исполнительского сбора. Сумма исполнительского сбора 10 000 руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ №. Сумма исполнительского сбора 10 000 руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ. Сумма исполнительского сбора 10 000 руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Ульяновской области в пользу взыскателя МУП «УльГЭС», предмет взыскания иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 42 859 руб. 23 коп. Сумма исполнительского сбора 10 000 руб.
Всего по сводному исполнительному производству должник обязан оплатить исполнительские сборы на сумму 701 986 руб. 92 коп.
ООО «Стройцентр» является генеральным подрядчиком в рамках исполнения муниципальных контрактов по реализации программ по формированию комфортной городской среды г.Ульяновска и федеральной программы «Безопасные и качественные дороги», то есть выполняет социально значимые работы.
Денежные средства, поступающие в рамках исполнения контрактов, являются целевыми и могут использоваться подрядчиком только для обеспечения выполнения работ по ремонту дорог и благоустройству дворовых территорий. ООО «Стройцент» не имело возможности направлять эти средства на погашение задолженности.
Более того, по некоторым контрактам (в том числе по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ) прибыль отсуствует ввиду увеличения в 2021-2022 стоимости материалов, топлива, транспортных услуг. О данных фактах судебный пристав-исполнитель был уведомлен в письме от ДД.ММ.ГГГГ.
Также, фактом, свидетельствующим о тяжелом финансовом положении организации, является сезонный характер работы предприятия, поскольку согласно графикам муниципальных контрактов работы по ремонту дорог выполняются в весенне-летний период с наступлением положительных температур.
ООО «Стройцентр» несет большую финансовую нагрузку в виду лизинговых платежей и кредитов, что подтверждается актами сверок взаимозачетов и претензиями.
ООО «Стройцентр» были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний день задолженность по основному долгу полностью погашена.
Просит уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяноской области Черновой А.Г. по сводному исполнительному производству №-СД.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено УФССП России по Ульяновской области.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещались.
Заинтересованные лица Евсюков Д.А., Лаптева Н.В., а также представители заинтересованных лиц ООО «Феникс, ООО «Электрика», ООО «Автоплюс и компания», ООО «ТПК Уралщебень», МУП «УльГЭС» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В силу части 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 данного Кодекса, как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно ст.2 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.12 Федерального закона №118-ФЗ от 21.07.1997 «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Из системного толкования приведенных положений федерального законодательства следует, что с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.
В соответствии со ст.5 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Согласно п.12. ст.30 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1-3, 6 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (пункт 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (пункт 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (пункт 3).
Судом установлено, что ООО «Стройцентр» является должником по сводному исполнительному производству № №-СД. Сводное исполнительное производство состоит из следующих исполнительных производств:
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Свердловской области в пользу взыскателя ООО «ТПК «Уралщебень», предмет исполнения: начисление неустойки в размере 0,1% за каждый день просрочки на сумму основного долга 1 700 000 руб. до момента полной оплаты задолженности с ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительский сбор составляет 148675 руб. 68 коп.,
№ возбуждено 14.09.2022г. на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Ульяновской области в пользу взыскателя ООО «Феникс», предмет исполнения иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 35 000 руб. Исполнительский сбор составляет 10 000 руб.,
№ возбуждено 22.09.2022г. на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Ульяновской области в пользу взыскателя ООО «Автоплюс и комапния», предмет исполнения иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 1 260 190 руб. 75 коп. Исполнительский сбор составляет 88213.35руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Ульяновской области в пользу взыскателя ООО «Электрика», предмет исполнения иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 4 032 294 руб. 31 коп. Исполнительский сбор составляет 247260.60 руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Ульяновской области в пользу взыскателя ООО «Феникс», предмет исполнения иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 2 058 301 руб. 94 коп. Исполнительский сбор составляет 144081.13 руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Димитровградским городским судом в пользу взыскателя Евсюкова Д.А., предмет исполнения иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 111 804 руб. 7 коп. Исполнительский сбор составляет 10 000 руб.,
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г.Ульяновска в пользу взыскателя Лаптевой Н.В., предмет исполнения: иные взыскания имущественного в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 196 516 руб. 65 коп. Исполнительский сбор составляет 13756 руб. 16 коп.,
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании исполнительского сбора. Сумма исполнительского сбора 10 000 руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ №. Сумма исполнительского сбора 10 000 руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ. Сумма исполнительского сбора 10 000 руб.
№ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного документа исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Ульяновской области в пользу взыскателя МУП «УльГЭС», предмет взыскания иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 42 859 руб. 23 коп. Сумма исполнительского сбора 10 000 руб.
Всего по сводному исполнительному производству должник обязан оплатить исполнительские сборы на сумму 701 986 руб. 92 коп.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска применительно к положениям действующего законодательства, а также доводы административных ответчиков, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований в части признания недействительными (незаконными) оспариваемых постановлений о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 4 данного Федерального закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу ст.6 данного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В силу ч.5 ст.14 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
Согласно ст.64 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007, исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать перечисленные в данной статье исполнительные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Из ст.68 данного Федерального закона следует, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия - совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В том числе судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст.112 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Часть 6 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 предусматривает право должника в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 данного Федерального закона установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 3 постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №13-П от 30.07.2001 определено, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определен Федеральным законом №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (ст.1).
В числе задач исполнительного производства законодателем определено правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц (ст.2).
Исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст.4).
Статьей 6 данного Федерального закона определено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 данного Федерального закона судебный приказ является исполнительным документом, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю. Исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения соответствующее постановление (ч.3 ст.12).
Согласно ст.14 данного Федерального закона решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: 1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес; 2) дата вынесения постановления; 3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; 4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; 5) вопрос, по которому выносится постановление; 6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; 7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; 8) порядок обжалования постановления.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
В силу ч.1 ст.17 данного Федерального закона, пропуск срока, установленного настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами или судебным приставом-исполнителем для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Федеральным законом №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.30). Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (ч.7 ст.30). Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю либо со дня получения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель (ч.8 ст.30). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч.17 ст.30).
Как следует из оспариваемых административным истцом постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера, каждое из них мотивировано тем, что исполнительные документы - вышеуказанные исполнительные листы должниками (административными истцами) в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены; доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения каждого исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должниками не предоставлено; должниками надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения каждого исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что постановления о взыскании исполнительных сборов были вынесены судебным приставом-исполнителем в установленном законом порядке. Нарушений норм действующего законодательства при вынесении каждого из указанных постановлений не усматривается, судом не установлено, доказательств обратного административным истцом суду не представлено.
Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.
Разрешая административные исковые требования в части уменьшения размера исполнительского сбора по сводному исполнительному производству, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска применительно к положениям действующего законодательства, а также доводы административных ответчиков, приходит к выводу об их удовлетворении по следующим основаниям.
Согласно ст.112 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (п.6). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (п.7).
В пункте 3 постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №13-П от 30.07.2001 определено, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Исполнительский сбор, установленный ст.112 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве", не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности. Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.
Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что, в силу ст.34 (ч.1), ст.35 (чч.1-3) и ст.55 (ч.3) Конституции Российской Федерации, недопустимо. Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 153.8 ГПК РФ, частью 1 статьи 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» за сторонами исполнительного производства признается право урегулировать спор посредством заключения мирового соглашения на стадии исполнения судебного акта и, принимая во внимание вышеизложенное, обстоятельства, связанные с заключением мирового соглашения, имеют значение при оценке правомерности поведения, а также виновности должника, не исполнившего в установленный срок требование исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, ООО «Стройцентр» является генеральным подрядчиком в рамках исполнения муниципальных контрактов по реализации программ по формированию комфортной городской среды <адрес> и федеральной программы «Безопасные и качественные дороги», то есть выполняет социально значимые работы. Денежные средства, поступающие в рамках исполнения контрактов, являются целевыми и могут использоваться подрядчиком только для обеспечения выполнения работ по ремонту дорог и благоустройству дворовых территорий. ООО «Стройцент» не имело возможности направлять эти средства на погашение задолженности. Ппо некоторым контрактам (в том числе по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ) прибыль отсутствует ввиду увеличения в 2021-2022 стоимости материалов, топлива, транспортных услуг. О данных фактах судебный пристав-исполнитель был уведомлен в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Характер работы предприятия является сезонным, поскольку согласно графикам муниципальных контрактов работы по ремонту дорог выполняются в весенне-летний период с наступлением положительных температур. ООО «Стройцентр» несет большую финансовую нагрузку в виду лизинговых платежей и кредитов, что подтверждается актами сверок взаимозачетов и претензиями. Кроме того, ООО «Стройцентр» были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований и уменьшения размера исполнительского сбора по исполнительному производству № до 111 506 руб. 76 коп., по исполнительному производству № до 7 500 руб., по исполнительному производству № до 66 160 руб. 01 коп., по исполнительному производству № до 185 445 руб. 45 коп., по исполнительному производству № до 108 060 руб. 85 коп., по исполнительному производству № до 7 500 руб., по исполнительному производству № до 10 317 руб. 12 коп., по исполнительному производству № до 7 500 руб., по исполнительному производству № до 7 500 руб., по исполнительному производству № до 7 500 руб., по исполнительному производству № до 7 500 руб.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Стройцентр» к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Черновой Алене Геннадьевне об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству № до 111 506 руб. 76 коп., по исполнительному производству № до 7 500 руб., по исполнительному производству № до 66 160 руб. 01 коп., по исполнительному производству № до 185 445 руб. 45 коп., по исполнительному производству № до 108 060 руб. 85 коп., по исполнительному производству № до 7 500 руб., по исполнительному производству № до 10 317 руб. 12 коп., по исполнительному производству № до 7 500 руб., по исполнительному производству № до 7 500 руб., по исполнительному производству № до 7 500 руб., по исполнительному производству № до 7 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Саенко
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2023