Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1403/2020 ~ М-900/2020 от 25.02.2020

Дело № 2-1403/2020

Мотивированное решение изготовлено

09.06.2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02.06.2020

город Екатеринбург

Октябрьский районный суд города Екатеринбург Свердловской области в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

истца Францева В.М., его представителя Вологина А.Б.,

при секретаре Валякиной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Францева Вячеслава Михайловича к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Францев В.М. обратился в суд с иском, в котором просит обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации поставить истца на учет в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, по категории, предусмотренной п. «б» ст. 5 – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».

В обоснование иска Францев В.М. указал, что в 2019 году обратился к начальнику ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет в состав участников указанной подпрограммы, к заявлению истец приложил необходимый пакет документов. Уведомлением от 27.01.2020 ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказало истцу во включении в реестр граждан-участников указанной подпрограммы по категории, предусмотренной п. «б» ст. 5 – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков», со ссылкой на то, что истец не относится к указанной категории лиц. По мнению истца, данная ссылка носит произвольный (незаконный) характер, так как в настоящее время истец проживает в закрытом военном городке в служебной квартире, и, как следствие, относится к числу граждан, подлежащих расселению из закрытого военного городка в рамках указанной подпрограммы. Истец не имеет в собственности жилых помещений. Ответчик, не включив истца в число граждан-участников подпрограммы, нарушил гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации право истца на жилище. Также ответчик допустил вмешательство в право истца на уважение имущества, гарантированное статьей 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и в право истца на уважение жилища, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Указанное вмешательство чрезмерно, так как не является необходимым в демократическом обществе, не основано на законе, не преследует законной цели, нарушает справедливое равновесие (баланс) между государственными интересами по контролю за использованием имущества и конвенционными правами истца на уважение имущества и жилища. В целях защиты имущественных прав истец был вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании истец Францев В.М. и его представитель Вологин А.Б. исковые требования поддержали. Пояснили, что Францев В.М. проживает по адресу: <адрес>, <адрес>. Истец проходил военную службу по призыву, был комиссован. Военную службу по контракту не проходил. В настоящее время истец является сотрудником ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны Российской Федерации, был принят на должность сотрудника данного Института 01.10.1980 и работает там до настоящего времени без перерыва. Занимаемая истцом должность является должностью гражданского персонала. Служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> было предоставлено истцу по ходатайству профсоюза Института на основании ордера. Истец зарегистрирован в указанном жилом помещении 16.03.1995. В силу стажа работы в Институте истец не может быть выселен из служебной квартиры без предоставления другого жилья. Кроме того, истцу будет назначена пенсия по старости в сентябре 2020 года.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и представитель третьего лица Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного заседания была размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга в сети Интернет: https://oktiabrsky--svd.sudrf.ru.

В силу ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В этой связи, с учетом мнения истца и его представителя суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке заочного производства.

Заслушав пояснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела, уведомлением от 27.01.2020 ответчик ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказал Францеву В.М. в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».

В обоснование отказа ответчик указал, что проживание гражданина на территории закрытого военного городка не является самостоятельным основанием для предоставления государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, обеспечение граждан государственными жилищными сертификатами связано со спецификой закрытых военных городков и необходимостью переселения из них лиц, утративших связь с Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. На основании ордера от 10.03.1995 №10 Францеву В.М. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27.08.2010 №1135 «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в целях организации работы по обеспечению жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации за ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации закреплены некоторые субъекты Российской Федерации, в том числе, <адрес>, на территории которой размещается закрытый военный городок Вольск-18. ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не инициирована процедура переселения граждан из закрытого военного городка Вольск-18 в связи с отсутствием потребности в служебных жилых помещениях для обеспечения военнослужащих как на территории закрытого военного городка так и в близлежащих населенных пунктах и наличием достаточного количества свободных жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации. На основании изложенного в соответствии с п. 5, подп. «а» и «б» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Ведомственной программы ответчик отказал Францеву В.М. в признании участником данной программы ввиду несоответствия требованиям, указанным в подп. «б» п. 5 Правил.

Как следует из содержания ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утверждена Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 09.09.2019 №17-П/05) для достижения целей и решения задач ведомственная целевая программа включает комплекс мероприятий, основные параметры и сроки реализации которых приведены в приложении N 2 к ведомственной целевой программе. Задачей программы является выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Решение задачи по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, будет осуществляться путем предоставления им государственных жилищных сертификатов либо в рамках мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Государственные жилищные сертификаты будут предоставляться следующим категориям граждан, установленным Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в том числе, гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют, в том числе, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р <адрес> входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как следует из пояснений истца и не оспорено ответчиком, истец в настоящее время работает в ФБУ «33 Центральный НИИ Министерства обороны Российской Федерации», поступил на работу в данную организацию в 1980 году (на тот момент – войсковая часть 61469, которая была реорганизована в ФБУ «33 Центральный НИИ Министерства обороны Российской Федерации» в 2006 году).

Также в судебном заседании установлено, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, <адрес>. Данное жилое помещение, как следует из уведомления ответчика от 27.01.2020, предоставлено истцу во владение и пользование на основании ордера от 10.03.1995 №10 в качестве служебного.

Таким образом, истцом приобретено право пользования жилым помещением на территории закрытого военного городка. При этом данное жилое помещение было предоставлено ему как служебное в связи с трудовыми отношениями с учреждением Министерства обороны Российской Федерации.

Ответчиком в уведомлении от 27.01.2020 обоснованно указано, что проживание граждан в закрытых военных городках не является самостоятельным основанием для предоставления государственного жилищного сертификата. Также из материалов дела не следует, что в отношении истца было принято решение о реализации процедуры переселения из закрытого военного городка и вопрос о выселении истца из занимаемого им служебного помещения не ставится.

В то же время в данном случае у государства имеется обязательство по переселению истца из закрытого военного городка в связи со следующим.

Так как истец с 1980 года работает по трудовому договору в ФБУ «33 Центральный НИИ Министерства обороны Российской Федерации» (до 2006 года – войсковая часть 61469), и потому в отношении истца подлежат применению нормы пункта 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, запрещающие выселение без предоставления другого жилого помещения гражданина, проработавшего на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет. При этом, суд считает указанную норму подлежащей применению в редакции, действующей до 28.07.2004, поскольку на момент введения ограничений в отношении помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации Федеральным законом от 20.07.2004 N 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» (вступил в силу 28.07.2004), стаж работы истца в войсковой части 61469 составлял более 10 лет (с 1980 года). Следовательно, по состоянию на 28.07.2004 Францев В.М. не мог быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления иного жилья, и в связи с введением вышеуказанных ограничений, его правовое положение не могло быть ухудшено.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу предписаний статьи 13 Вводного закона, предусматривающей дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 43).

Поскольку Францев В.М. проживает в служебном жилом помещении с 1995 года, как следует из пояснений истца, он не имеет на праве собственности жилого помещения и на наличие у истца такого жилого помещения ответчик в своем решении не ссылается, истец имеет право на переселение из закрытого военного городка с предоставлением другого жилого помещения. Данное право может быть реализовано путем предоставления истцу государственного жилищного сертификата в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В связи с изложенным суд полагает заявленные Францевым В.М. требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

иск удовлетворить.

Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить Францева Вячеслава Михайловича в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Министерству обороны Российской Федерации, по категории, предусмотренной подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья И.В. Кайгородова

2-1403/2020 ~ М-900/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Францев Вячеслав Михайлович
Ответчики
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Другие
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Кайгородова Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
25.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Производство по делу возобновлено
02.06.2020Судебное заседание
09.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
26.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2020Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
26.06.2020Регистрация заявления об отмене заочного решения
04.08.2020Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее