2-850/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2017г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Шевцовой Н.Г.
При секретаре: Шилиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоренковой Н.В. к Администрации г. Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории,
установил:
Егоренкова Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. на кадастровом плане (карте) территории, расположенного по <адрес> выполненной ООО «Орион», возложении на ответчика обязанности по согласованию данной схемы, указав в обоснование иска, что незаконный отказ ответчика в согласовании схемы препятствует реализации ее права, как ветерана труда, в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.2003г. №23-з, на бесплатное приобретение упомянутого участка земли, формирование которого было ей разрешено Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области в ДД.ММ.ГГГГ., все требования которого она при формировании земельного участка выполнила, а нахождение испрашиваемого участка в территориальной зоне ОЖИ, где не допускается в настоящее время строительство новых индивидуальных домов, не является основанием для отказа, поскольку изменения в ПЗЗ внесены после ее обращения о формировании участка, равно, как и утвержден проект планировки территории, предусматривающий на испрашиваемом участке размещение гаражей и стоянки; находящиеся на земельном участке нежилые строения являются самовольными постройками и в силу положений ст. 222 ГК РФ подлежат сносу; письмо Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ., которым разрешено формирование испрашиваемого участка, не утратило силу, поскольку в силу ст.3 областного закона №66-з от 10.06.2003г. №23-з право на получение земельных участков в собственность бесплатно, за лицами обратившимся за их предоставлением и не получившим такие земельные участки до дня вступления в силу настоящего закона сохраняется.
Определением суда от 08.02.2017г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска.
Истица, ее представитель Близнаков Д.И., в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по вышеуказанным доводам.
Представитель Администрации г. Смоленска, Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, Ващенко О.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что поддерживает оспариваемый истицей отказ, т.к. испрашиваемый истицей земельный участок находится в территориальной зоне ОЖИ, где запрещено строительство новых многоквартирных и индивидуальных домов, а согласно проекту планировки территории не предусмотрено формирование земельного участка для ИЖС, т.к. испрашиваемый земельный участок по проекту предназначен под размещение гаражей и стоянки. Кроме того, испрашиваемый участок не свободен от прав третьих лиц, т.к. на нем находятся нежилые каменные и металлические строения, хозяйственные постройки.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь образуемого земельного участка. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий, утверждение которых отнесено законом (п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании п.п.2,3 ст.85 ЗК РФ, градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что земельное и градостроительное законодательство исходит из того, что разрешенные условия использования территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения. Органы местного самоуправления городского округа, утверждая правила землепользования и застройки, вправе относить различные территории в пределах города к тем или иным территориальным зонам, включая те, которые не рассматриваются в качестве базиса для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.ч.1, 2, 5 ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Как установлено ч.1 ст.42 ГрК РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.4, 2.8, 3.3.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и предусматривает внесение земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, согласование начальником Управления - главным архитектором города и утверждение заместителем Главы Администрации города Смоленска. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории являются, в частности, несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Егоренкова Н.В., как ветеран труда, проживающий на территории Смоленской области, обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес>, между домами № и № (согласно прилагаемой схеме) для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п.4 ч.1 ст.1 Закона Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно».
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. Егоренковой Н.В. сообщено, что для дальнейшего решения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка ей в соответствии с разделом 2 постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009г. №243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске» необходимо представить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в черте г. Смоленска, утвержденную в установленном порядке в отношении испрашиваемого земельного участка в пределах одной территориальной зоны ОЖИ, площадью не менее <данные изъяты> кв.м. и не более <данные изъяты> кв.м. с учетом сформированных, формируемых земельных участков, а также участков, находящихся в фактическом пользовании.
ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в Администрацию г. Смоленска с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка <адрес>, изготовленной ООО «Орион».
Письмом заместителя главы г. Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ. № отказано в согласовании схемы расположения земельного участка ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ОЖИ – зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения исторического центра, с включением объектов инженерной инфраструктуры. Решением Смоленского городского совета от 31.08.2012г. №693 на основании результатов публичных слушаний, принято решение «О внесении изменения в п.1 ст.34 параграфа 3 главы 2 части II Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» в целях исключения предоставления земельных участков для нового строительства многоквартирных и индивидуальных жилых домов в исторической центральной части города Смоленска. Кроме того, согласно утвержденного проекта планировки территории и межевания застроенных территорий в г. Смоленске в границах улицы Дзержинского – улицы Большая Краснофлотская – улицы Студенческой – улицы Ногина – улицы Октябрьской революции – улицы Карла Маркса – улицы Кирилла и Мефодия – улицы Пржевальского, постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусмотрено формирование земельного участка для ИЖС в указанных границах. Также указано на то, что письмо Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. № утратило силу.
В соответствии со ст.3 Закона Смоленской области от 28.09.2012г. №66-з «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области», действительно, гражданам, имевшим в соответствии с областным законом от 10 июня 2003 года N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" право на получение земельных участков в собственность бесплатно, обратившимся за их предоставлением и не получившим такие земельные участки до дня вступления в силу настоящего областного закона, земельные участки предоставляются в собственность бесплатно с соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства в порядке, установленном нормативным правовым актом Администрации Смоленской области - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, ввиду чего ссылки ответчика на то, что письмо Департамента имущественных и земельных отношений утратило силу, несостоятельны.
Вместе с тем, анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
По делу видно, что испрашиваемый истицей земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) г. Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 (далее по тексту – ПЗЗ г.Смоленска), находится в территориальной зоне ОЖИ – зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения исторического центра, с включением объектов инженерной инфраструктуры. Однако, решением Смоленского городского совета от 31.08.2012г. №693 по результатам публичных слушаний, в целях обеспечения сохранности старой части г. Смоленска, принято решение «О внесении изменения в пункт 1 статьи 34 параграфа 3 главы 2 части II Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии III созыва Смоленского городского Совета 28.02.2007г. №490, запрещающее предоставление земельных участков в территориальной зоне ОЖИ для нового строительства многоквартирных и индивидуальных жилых домов. Данное решение было опубликовано в газете «Рабочий путь» №196 от 07.09.2012г., и соответственно, с этого дня вступило в законную силу. В градостроительный регламент территориальной зоны внесены соответствующие изменения, и на момент обращения истицы регламент территориальной зоны ОЖИ предусматривал только существующие индивидуальные жилые дома без права содержания скота и птицы.
Таким образом, действующие на момент обращения истицы с заявлением о согласовании схемы испрашиваемого земельного участка документы территориального планирования не предусматривают возможность возведения на участке индивидуального жилого дома, т.е. испрашиваемое Егоренковой Н.В. назначение участка не предусмотрено установленным для него градостроительным регламентом, в связи с чем, оснований для согласования органом местного самоуправления представленной схемы расположения указанного земельного участка, не соответствующей ПЗЗ, не имелось.
Кроме того, согласно утвержденного постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № проекта планировки территории и межевания застроенных территорий в г. Смоленске в границах улицы Дзержинского – улицы Большая Краснофлотская – улицы Студенческой – улицы Ногина – улицы Октябрьской революции – улицы Карла Маркса – улицы Кирилла и Мефодия – улицы Пржевальского, не предусмотрено формирование земельного участка для ИЖС в указанных границах. В соответствии с указанным проектом испрашиваемый истицей земельный участок числится под № (по проекту) с назначением под гаражи и стоянки, площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования определяют назначение территории.
Как следует из ч.1 ст.26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В соответствии с ч.3 ст.42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя, в частности, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
По смыслу приведенных правовых норм, применяемых во взаимосвязи с положениями ч.1 ст.42 ГрК РФ, в проекте планировки определяется, какие именно объекты могут быть размещены на той или иной территории без установления правообладателей тех или иных участков. Однако, утвержденный в установленном порядке проект планировки территории, являясь, нормативным актом, подлежит обязательному применению при разрешении вопросов о предоставлении земельных участков, расположенных на соответствующей территории.
Таким образом, если для территории городского округа утверждены проекты планировки территорий, то расположенные в их пределах земельные участки подлежат предоставлению только для строительства объектов, предусмотренных такими проектами.
Постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. № не оспорено и недействительным не признано, а следовательно - подлежало обязательному применению при принятии органом местного самоуправления оспариваемого истицей решения.
Исходя из вышеизложенного, поскольку испрашиваемый Егоренковой Н.В. в целях индивидуального жилищного строительства земельный участок расположен на территории, предназначенной упомянутым документом территориального планирования (принятие которого регламентировано также ПЗЗ г.Смоленска) для возведения иных объектов, то оснований для согласования и утверждения представленной ею схемы у Администрации г.Смоленска не имелось.
При разрешении спора судом также учитывается и то, что право гражданина на предоставление в собственность земельного участка должно согласовываться с установленным ст.1 ЗК РФ принципом сочетания публичных и частных интересов, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, а также с установленными ст.2 ГрК РФ принципами обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учета экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
С учетом данных принципов применительно к установленным судом обстоятельствам намерение гражданина получить в собственность конкретный земельный участок не означает, что у органа местного самоуправления возникает безусловная обязанность по согласованию представленной им схемы расположения этого участка. Утвержденный проект планировки названной территории, принятие которого органом местного самоуправления предусмотрено ст.ст.8, 45 ГрК РФ, выражает позицию Администрации г.Смоленска по решению конкретного вопроса местного значения, исходя из интересов населения, а сам этот проект отражает определенное органом местного самоуправления в документе территориального планирования назначение упомянутой территории и обеспечивает учет частных и публичных интересов (ч.1 ст.9 ГрК РФ).
Доводы истицы о том, что нахождение испрашиваемого участка в территориальной зоне ОЖИ, где в настоящее время не допускается строительство новых индивидуальных жилых домов, и наличие проекта планировки, в соответствии с которым испрашиваемый участок определен под размещение гаражей и стоянки, не являются основанием для отказа, поскольку изменения в ПЗЗ внесены после ее обращения о формировании участка, равно, как и утвержден проект планировки территории, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Более того, как следует из материалов дела, и не оспаривалось истицей, на испрашиваемом земельном участке расположены металлические и каменные строения, хозяйственные постройки, что свидетельствует о том, что участок не свободен от прав третьих лиц.
При этом ссылки истицы на то, что находящиеся на земельном участке нежилые строения являются самовольными постройками и в силу положений ст. 222 ГК РФ подлежат сносу, судом во внимание не принимаются, поскольку объективно ничем не подтверждены. Представленное истицей в материалы дела в обоснование своей позиции сообщение Управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. о наличии на земельном участке 13 гаражей и 1 металлического контейнера, из которых пользователи 8 гаражей и 1 металлического контейнера используют земельные участки без оформленных в установленном порядке документов на землю, не является достоверным и допустимым доказательством наличия на момент рассмотрения дела на участке самовольных построек подлежащих сносу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.05.2016░.