Дело № 2 – 140/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кулом 25 мая 2017 года
Усть-Куломский районный суд Республики Коми под председательством судьи Федоровой И.В.,
при секретаре Коняевой Т.В.
с участием:
прокурора Зин Г.В.
представителя ответчика: Романовой Н.Л. (доверенность отДД.ММ.ГГГГ №),
представителей третьих лиц: Воробьева В.В. (доверенность №-УК/2017), Шахова А.И., директора МУП «Север», Левченко К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального района «Усть-Куломский», путем оборудования сливных станций, соответствующих «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», «Санитарные правила устройства и содержания сливных станций» (утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 10.01.1975 № 1216-75), для сбора и последующего вывоза от жидких бытовых отходов из неканализированных зданий, выгребных ям, автономных канализаций и хозяйственно-бытовых стоков на данные сливные станции. Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО3, в ходе которой установлено, что на территории МО МР «Усть-Куломский» отсутствуют сливные станции и очистные сооружения для приема жидких отбросов (нечистот, помоев и т.п.). Порядок сбора и дальнейшего сброса жидких бытовых отходов из выгребных ям и автономных канализаций, расположенных на территории сельских поселений района не регламентирован. Администрация МР «Усть-Куломский» каких-либо мер по организации водоотведения от неканализированных домов и организаций не принимает, что приводит к тому, что жидкие бытовые отходы сливаются в непредназначенные для этого места, что негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке на территории района.
В судебном заседании прокурор Зин Г.В. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика Романова Н.Л. исковые требования не признала и пояснила, что в силу требований действующего законодательства к полномочиям администрации района относится только участие в организации вывоза ТБО, полномочий по ЖБО у органов МСУ нет; в силу положений ст.26 184-ФЗ – это полномочия республики, в частности, постановлением Правительства РК от 28.09.2012 №414 предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по отходам.
ФИО5, руководитель МУП «Север», исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что его предприятие занимается сбором и вывозом ТБО и ЖБО; ЖБО вывозятся ассенизаторскими машинами; по договору с КТК ЖБО должны вывозиться на очистные сооружения, которые в свое время строили совместно с КТК; в этом году ЖБО еще не вывозили; проблему с вывозом ЖБО неоднократно ставили перед руководством района, однако результата нет.
Воробьев В.В., руководитель Усть-Куломского филиала АО «КТК», исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что на территории района существует проблема с вывозом ЖБО; к сливным станциям предъявляются жесткие требования; есть проект «Чистая вода», который предусматривает строительство новых канализационных сооружений, сливных станций; сливные станции не могут размещаться на территории очистных сооружений; данную программу должна реализовывать администрация района.
ФИО7 требования прокурора поддержал и суду пояснил, что осуществляет предпринимательскую деятельность по вывозу ЖБО, обслуживает ряд населенных пунктов; ЖБО вывозит и сливает на свалку ТБО, так как больше сливать некуда; обращался по данному вопросу как в администрацию сельского поселения, так и в администрацию района, но ответа так и не получил.
Левченко К.А., представитель Усть-Куломского районного комитета по охране окружающей среды, также согласился с требованиями прокурора, суду пояснил, что слив ЖБО не должен производится на свалках ТБО, так как класс опасности у них разный, разные виды отходов должны утилизироваться по-разному.
Специалист ФИО8 суду показала, что в Усть-Куломском районе только 1 предприятие имеет лицензию на вывоз ТБО и ЖБО – МУП «Север»; вывозом отходов также занимается ИП Никифоровский, но куда он вывозит ЖБО – не известно; очистные сооружения имеются только в с.Усть-Кулом; вывоз ЖБО на свалку ТБО не допускается, так как идет просачивание в водоносные горизонты; могут быть поля ассенизации, но она о них ничего пояснить не может; там, где есть очистные сооружения, должны быть сливные станции.
Заслушав стороны, третьих лиц, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
Статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.199 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 определено, что твердые и жидкие бытовые отходы – отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14; ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления муниципального района относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу п.9, 14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления муниципального района также относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения с 01.01.2013 регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В частности, п.1.1 ст.6 указанного закона определяет, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Часть 1 данной статьи включает следующие полномочия: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что на территории МО МР «Усть-Куломский» имеется централизованная канализационная система, оборудованная очистными сооружениями, в с. Усть-Кулом. Сброс жидких бытовых отходов, доставляемых из неканализированных зданий ассенизационным транспортом, выгребных ям и автономных канализаций в данную централизованную канализационную сеть невозможен по причине отсутствия сливных станций, обеспечивающих первичную обработку жидких бытовых отходов.
Администрация МР «Усть-Куломский» каких-либо мер по организации водоотведения от неканализированных домов и организаций не принимает, что приводит к тому, что жидкие бытовые отходы сливаются в непредназначенные для этого места, что негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке на территории района.
Невыполнение администрацией МР «Усть-Куломский» требований по организации сливных станций влечет нарушение неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, препятствует обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что законом на них возложены полномочия только по участию в организации деятельности в отношении твердых бытовых отходов, а спорные обязанности относятся к полномочиям республики.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.04.2016 №13-П Конституция Российской Федерации, определяя в качестве предметной сферы деятельности местного самоуправления, осуществление которого должно носить законный характер (статья 15, часть 2), решение вопросов местного значения (статья 130, часть 1), исходит из того, что все вопросы, относящиеся к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, могут и должны решать именно органы местного самоуправления, а не органы государственной власти (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 года N 15-П и от 24 декабря 2012 года N 32-П).
Это, однако, не препятствует конструктивному, основанному на признании и гарантировании самостоятельности местного самоуправления взаимодействию между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципальных образований, равно как и возложению на органы местного самоуправления выполнения тех или иных имеющих общегосударственное значение публичных функций и задач на соответствующей территории - как в порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), так и в иных формах конституционно обоснованного участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти конституционных функций государства на конкретной территории.
Поскольку Конституция Российской Федерации не предопределяет исчерпывающий перечень вопросов местного значения, компетенция местного самоуправления в соответствии с общими принципами его организации, установление которых является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «н» части 1), подлежит определению на основе Конституции Российской Федерации в федеральном законе (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 года N 14-П, от 30 ноября 2000 года N 15-П и от 29 марта 2011 года N 2-П).
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула). К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в этом Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; среди вопросов местного значения городского поселения до 1 января 2015 года называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В силу ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Прокурор обратился в суд с иском об обязании ответчика организовать мероприятия по охране окружающей среды путем оборудования сливных станций.
Пунктами 1 и 4 «Санитарные правила устройства и содержания сливных станций» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 10.01.1975 № 1216-75), определено, что сливные станции предназначены для приема и спуска в канализационную сеть жидких отбросов из неканализованных домовладений. Перед спуском в сеть жидкие отбросы разжижаются водой, освобождаются от песка и крупных механических примесей.
В соответствии с п. 6.10 «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» прием жидких отбросов (нечистот, помоев и т.п.), доставляемых из неканализированных зданий ассенизационным транспортом, и обработку их перед сбросом в канализационную сеть, следует осуществлять на сливных станциях.
На сливной станции необходимо обеспечить прием (разгрузку) спецтранспорта, его обмыв, разбавление жидких отбросов до степени допускающей сброс их в канализационную сеть и далее на очистные сооружения, а также задержание крупных механических примесей.
Пунктом 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» установлено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы – на сливные станции или поля ассенизации.
Таким образом, существующие СанПиНы предусматривают несколько вариантов вывоза ЖБО: на сливные станции или поля ассенизации.
Поэтому суд не может согласиться с требованием по оборудованию только сливных станций. При этом суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132); местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).
По смыслу приведенных положений, рассматриваемых во взаимосвязи с иными нормами Конституции Российской Федерации, местное самоуправление по своему конституционно-правовому статусу является обязательной на всей территории Российской Федерации формой публично-территориальной самоорганизации населения и одновременно представляет собой неотъемлемую часть единого механизма управления делами государства, в рамках которого органы местного самоуправления на началах взаимодействия и согласованного функционирования с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в конституционно закрепленных пределах в осуществлении на соответствующей территории функций демократического правового и социального государства.
Соответственно, конституционное предназначение местного самоуправления, приоритет которого - решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется, вместе с тем, целями наиболее эффективной реализации вытекающих из статей 2, 7 (часть 1) и 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, использованию и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; органы же местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.
При таких обстоятельствах, при наличии альтернативы реализации своих полномочий, суд не может согласиться с законностью исковых требований, императивно устанавливающих только один способ выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Усть-Куломского района отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.
Председательствующий - И.В. Федорова
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2017 года