Дело № 2-172/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2013 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Вафиной А.В.,
с участием прокурора – заместителя военного прокурора Казанского гарнизона <данные изъяты> Терехова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <Номер обезличен> Бушкова А.Д. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанных с исключением из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен> без обеспечения положенными видами довольствия,
У С Т А Н О В И Л:
Бушков А.Д. обратился в суд с вышеназванным заявлением. В обоснование своих требований он указал, что проходил военную службу по контракту в должности <данные изъяты> войсковой части <Номер обезличен>. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2013 года <Номер обезличен> он уволен с военной службы с зачислением в запас по с достижении предельного возраста пребывания на военной службе и приказом того же должностного лица от 24 июня 2013 года <Номер обезличен> исключён из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен> с 8 июля 2013 года. Вышеназванный приказ в части исключения его из списков личного состава части он считает незаконным, поскольку, несмотря на то, что вышеназванным приказом Министра обороны РФ он исключён из списков личного состава части с 8 июля 2013 года, денежное довольствие ему выплачено лишь 22 июля 2013 года. Кроме того, по его мнению, в нарушение пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» его исключили из списков личного состава части в период нахождения на стационарном лечении.
В связи с изложенным заявитель просит суд признать незаконным приказ Министра обороны РФ от 24 июня 2013 года <Номер обезличен> в части исключения его из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен>, возложить обязанность на Министра обороны Российской Федерации отменить названный приказ в части исключения его из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен> и восстановить его в указанных списках до производства с ним полного расчёта денежным довольствием, а также взыскать с Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту - ФКУ ЕРЦ МО РФ) судебные расходы по делу.
Заявитель Бушков А.Д., будучи надлежащим образом извещён о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия.
Министр обороны, будучи надлежащим образом извещён о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил. Из письменных возражений представителя Министра обороны Колеговой А.С. на заявление Бушкова А.Д. усматривается, что она просит рассмотреть дело без её участия, с требованиями заявителя она не согласна и просит в их удовлетворении отказать, поскольку, по её мнению, приказ Министра обороны Российской Федерации является распорядительным документом, основанием для совершения произведения положенного расчёта денежного довольствия при исключении из списков личного состава части. В обязанности Министра Российской Федерации не входит перечисление денежных средств на расчётный счёт банковской карты заявителя, функции по своевременному начислению и обеспечению личного состава денежным довольствием возложены на ФКУ ЕРЦ МО РФ, в связи с чем, нарушений законных прав Бушкова А.Д. в части его обеспечения денежным довольствием со стороны Министра обороны Российской Федерации не имеется. Также, по её мнению, не подлежат удовлетворению требования Бушкова А.Д. о признании незаконным приказа Министра обороны российской Федерации от 24 июня 2013 ода <Номер обезличен> в части исключения его из списков личного состава части, по тому основанию, что заявитель фактически находился на лечении. Однако, на момент издания приказа об исключении Бушкова А.Д. из списков личного состава части, заявитель был здоров, на лечении в медицинском учреждении не находился, в связи с чем на момент принятия оспариваемого приказа Министр обороны Российской Федерации не мог знать о том, что заявитель будет госпитализирован в медицинское учреждение.
Командир войсковой части <Номер обезличен>, будучи надлежащим образом извещён о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, своего представителя не направил. Из его письменных возражений на заявление Бушкова А.Д. следует, что он просит рассмотреть дело без его участия с требованиями заявителя он также не согласен и просит в их удовлетворении отказать, поскольку приказ об увольнении издан Министром обороны Российской Федерации, а командир войсковой части действует в порядке подчиненности. Кроме того, войсковая часть <Номер обезличен> не имеет своего финансового органа, а военнослужащие с 2012 года состоят на финансовом обеспечении в ФКУ ЕРЦ МО РФ, в обязанности которого входит своевременное и полное обеспечение военнослужащих денежным, в связи с чем, войсковая часть не может контролировать перечисления денежных средств военнослужащим. Приказ об увольнении Бушкова А.Д. пришёл раньше, чем извещение из военного госпиталя от 12 августа 2013 года об убытии Бушкова А.Д. в свою часть по излечению.
Руководитель ФКУ ЕРЦ МО РФ, будучи надлежащим образом извещён о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, своего представителя не направил. Согласно направленных в суд письменных возражений представителя ФКУ ЕРЦ МО РФ Бирюковой О.В. усматривается, что она просит рассмотреть дело без её участия, с требованиями Бушкова А.Д. она не согласна и просит в их удовлетворении отказать, поскольку, по её мнению, права заявителя не нарушены. Согласно данным, внесённым в базу должностными лицами Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, в отношении Бушкова А.Д. ФКУ ЕРЦ МО РФ перечислило заявителю денежное довольствие в полном объёме по день увольнения и исключения из списков личного состава части – 8 июля 2013 года. Свои обязательства по реализации приказа Министра обороны РФ от 24 июня 2013 года <Номер обезличен> по расчёту и перечислению заявителю денежного довольствия при увольнении ФКУ ЕРЦ МО РФ выполнило в полном объёме. Кроме того, оснований для восстановления Бушкова А.Д. в списках личного состава воинской части не имеется, поскольку допущенное при исключении из списков личного состава части нарушение права заявителя, в общем объёме реализованных социальных гарантий, является не существенным.
Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2013 года <Номер обезличен> <данные изъяты> Бушков А.Д. уволен с военной службы в с зачислением в запас по с достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании подпункта «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 июня 2013 года <Номер обезличен> подтверждается исключение Бушкова А.Д. из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен> с 8 июля 2013 года.
Исследованным в судебном заседании расчётным листом на имя Бушкова А.Д. за июль 2013 года усматривается, что перечисление денежных средств – расчёт заявителя по увольнению с военной службы, состоялся - 22 июля 2013 года.
По копии выписного эпикриза <данные изъяты> видно, что Бушков А.Д. находился на стационарном лечении в военном госпитале с 3 июля по 12 августа 2013 года.
Из копии извещения <данные изъяты>, а также копией выписного эпикриза <Номер обезличен> усматривается, что <данные изъяты> Бушков А.Д. находился на стационарном лечении в военном госпитале с 3 июля по 12 августа 2013 года и полагается убывшим по излечению с 12 августа 2013 года.
Прокурор, осуществлявший возложенные на него полномочия, в своём заключении полагал, что требования Бушкова А.Д. в части восстановления заявителя на военной службе удовлетворению не подлежат. Однако считал незаконным исключение военнослужащего в период нахождения его на стационарном лечении и утверждал о необходимости восстановления нарушенных прав заявителя.
Заслушав заключение прокурора, выслушав объяснения заявителя и исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что командиры являются единоначальниками и отвечают за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание подчиненного личного состава. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров и начальников. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Пунктом 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Статьями 10 и 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, при этом им гарантируется право на денежное довольствие, которым военнослужащие обеспечиваются в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Согласно Федеральному закону от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных данным федеральным законом и приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ» и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Статьёй 2 данного закона установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В соответствии с пунктом 16 статьи 34 вышеназванного «Положения о порядке прохождения военной службы», уволенный с военной службы военнослужащий, на день исключения из списков личного состава части, должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения всех необходимых расчётов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Пунктом 185 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ» предусматривается выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при их увольнении с военной службы, денежного довольствия по день их исключения из списков личного состава воинской части.
Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых заявителем действий лежит на должностных лицах, действия которых оспариваются. Вместе с тем, по итогам судебного разбирательства позиция Бушкова А.Д. о том, что он не давал своего согласия на исключение из списков личного состава воинской части до проведения с ним всех необходимых расчётов по денежному довольствию, осталось неопровергнутой, поэтому принимая во внимание отсутствие доказательств обратного, данное обстоятельство трактуется в пользу заявителя, признаётся достоверным и кладётся в основу принимаемого решения.
В судебном заседании установлено, что Бушков А.Д. на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 июня 2013 года <Номер обезличен> с 8 июля 2013 года исключён из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен> и обеспечен денежным довольствием лишь 22 июля 2013 года. Кроме этого, в период с 3 июля по 12 августа 2013 года заявитель находился на стационарном лечении в <данные изъяты>, однако исключается из списков личного состава части с 8 июля 2013 года.
На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств обратного, суд признаёт незаконными приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 июня 2013 года <Номер обезличен>, в части исключения Бушкова А.Д. из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен> с 8 июля 2013 года по следующим основаниям.
Из пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» видно, что военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий находится на стационарном лечении.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» в том случае, если увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, однако нарушен установленный «Положением о порядке прохождения военной службы» порядок увольнения военнослужащего в части обеспечения установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, должно приниматься решение о восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путём возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части. В случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части и сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения. То есть, при разрешении вопроса о восстановлении на военной службе необходимо соотносить последствия, которые повлекли нарушения прав, и выгоду, которую военнослужащий приобретает после восстановления на военной службе, с выплатой денежной компенсации за период пребывания вне службы, без исполнения при этом каких-либо обязанностей по военной службе.
Оценивая вышеуказанное, суд не может признать оспариваемые заявителем действия Министра обороны Российской Федерации влекущими за собой существенные негативные последствия, которые должны повлечь за собой отмену приказа Министра обороны Российской Федерации об исключении заявителя из списков личного состава части и восстановление Бушкова А.Д. на военной службе, и учитывая отсутствие в заявлении Бушкова А.Д. иных нарушений его законных прав и интересов при увольнении его с военной службы, суд полагает, что права заявителя могут быть восстановлены без его восстановления на военной службе.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Бушков А.Д. своего согласия на исключение из списков личного состава части без обеспечения денежным довольствием не давал, денежными средствами в полном объёме обеспечен лишь 22 июля 2013 года, исключён из списков личного состава части во время его нахождения на стационарном лечении в военном госпитале, суд признаёт незаконными действия Министра обороны Российской Федерации по исключению заявителя из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен> с 8 июля 2013 года и полагает, что права заявителя будут восстановлены путём изменения даты его исключения из списков личного состава части – с 8 июля 2013 года на 12 августа 2013 года, обязав при этом Министра обороны Российской Федерации выплатить в полном объёме денежное довольствие по дату исключения Бушкова А.Д. из списков личного состава части – 12 августа 2013 года.
Требования заявителя о возложении на руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» обязанностей по выплате судебных расходов и командира войсковой части <Номер обезличен> о восстановлении его в списках личного состава, суд считает необоснованным поскольку данные требования не входят в обязанности указанных должностных лиц и отказывает заявителю в их удовлетворении.
Вместе с тем, суд считает обоснованным требование Бушкова А.Д. о возмещении ему затраченные им денежных средств по уплате государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворённых судом требований, в размере 100 рублей, которые согласно статей 88 и 98 ГПК РФ являются судебными расходами и подлежат взысканию с Министерства обороны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 257-258, 320-321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление бывшего военнослужащего войсковой части <Номер обезличен> Бушкова А.Д. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанных с исключением из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен> без обеспечения положенными видами довольствия, удовлетворить частично.
Признать действия Министра обороны Российской Федерации, связанные с исключением Бушкова А.Д. из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен> с 8 июля 2013 года, незаконными.
Возложить на Министра обороны Российской Федерации обязанность изменить свой приказ от 24 июня 2013 года <Номер обезличен> в части исключения из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен> Бушкова А.Д., изменив дату его исключения с 8 июля 2013 года - на 12 августа 2013 года, выплатить денежное довольствие Бушкову А.Д. по дату его исключения из списков личного состава войсковой части <Номер обезличен> – 12 августа 2013 года.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Бушкова А.Д. судебные расходы по делу, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 100 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных Бушковым А.Д. требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд.
Судья Э.А. Сердитый