Дело № 2а-757/2021
УИД70RS0002-01-2021-000992-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Лысых Е.Н.,
при секретаре Локтаевой А.А.,
помощнике судьи Аникиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Комерштейн В.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,
установил:
ИФНС России по г. Томску обратилась в суд с административным иском к Комерштейн В.В., в котором просит взыскать с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 3218,31 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 174 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 44,31 руб. за период с 02.12.2016 по 15.12.2016, со 02.12.2017 по 12.08.2018, с 04.12.2018 по 04.02.2019, с 03.12.2019 по 10.02.2020.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что согласно сведениям органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество, Комерштейн В.В. является собственником квартиры по адресу:<адрес обезличен>, кадастровый <номер обезличен>, площадью 49 кв.м., дата регистрации права 02.11.2006, то есть административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц. ИФНС России по г. Томску было проведено исчисление подлежащего уплате Комерштейн В.В. налога на имущество физических лиц за 2015-2018 годы в общей сумме 3174 руб., в том числе: 715 руб. недоимка за 2015 год, 828 руб. недоимка за 2016 год, 800 руб. недоимка за 2017 год, 831 руб. недоимка за 2018 год. В адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления от 27.08.2016, от 02.07.2017, от 23.06.2018, от 04.07.2019. В установленный срок налог на имущество физических лиц в сумме 3174 руб. уплачен не был. За каждый день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц была начислена пеня в сумме 44,31 руб.: за расчетный период со 02.12.2016 по 15.12.2016 – 3,34 руб., за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 – 15,83 руб., за период с 04.12.2018 по 04.02.2019 – 12,93 руб., за период с 03.12.2019 по 10.02.2020 – 12.21 руб., после чего налогоплательщику направлены требования от 16.12.2016, от 13.02.2018, от 05.02.2019, от 11.02.2020. В установленный срок налог на имущество физических лиц в сумме 3174 руб. и пени в сумме 44,31 руб. уплачены не были. ИФНС России по г. Томску направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности с Комерштейн В.В. 18.08.2020 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Комерштейн В.В.. задолженности в размере 3202,83 руб., который отменен определением мирового судьи от 18.09.2020 в соответствии с поступившими от налогоплательщика возражениями относительно его исполнения.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Томску, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил дело рассмотреть без участия представителя ИФНС России по г. Томску, о чем указал в тексте административного искового заявления.
Административный ответчик Комерштейн В.В., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо возражений относительно заявленных требований суду не представил.
Руководствуясь ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 2, 6 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Частью 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенная в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
На основании п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений п.п. 1 и 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Комерштейн В.В. с 02.11.2006 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, площадью 49 кв.м., кадастровый номер: <номер обезличен>, следовательно, Комерштейн В.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
За 2015 год налогоплательщику Комерштейн В.В. налоговым органом произведено начисление налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 715,00 руб., подлежащего уплате не позднее 01.12.2016, за 2016 год в сумме 828,00 руб. со сроком уплаты не позднее 01.12.2017, за 2017 год в сумме 800,00 руб. со сроком уплаты не позднее 03.12.2018, за 2018 год в сумме 831,00 руб. со сроком уплаты не позднее 02.12.2019, в связи с чем направлены соответствующие налоговые уведомления № 130894007 от 27.08.2016, № 3613268 от 02.07.2017, № 11022324 от 23.06.201, № 31734905 от 04.07.2019. Направление указанных требований в адрес налогоплательщика подтверждается копиями самих уведомлений, а также справкой о включении сводных налоговых уведомлений в почтовое отправление.
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц в установленный законом срок налогоплательщику Комерштейн В.В.. начислены пени в общей сумме 44,31 руб., из них: за расчетный период со 02.12.2016 по 15.12.2016 – 3,34 руб., за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 – 15,83 руб., за период с 04.12.2018 по 04.02.2019 – 12,93 руб., за период с 03.12.2019 по 10.02.2020 – 12.21 руб. и посредством почтовой связи направлены требования об уплате налога и пени № 40843 от 16.12.2016, № 27571 от 13.02.2018, № 33524 от 05.02.2019, № 26008 от 11.02.2020, что подтверждается списками заказных писем.
В соответствии с требованием № 40843 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 16.12.2016 ИФНС России поставило Комерштейн В.В. в известность о том, что за ним числится задолженность по налогу на имущество физических лиц с установленным сроком уплаты 01.12.2016 в сумме 715,00 руб., пени в размере 3,34 руб., при этом общая сумма задолженности составляет 9327,06 руб., в том числе по налогам (сборам) 6196,94 руб. Предложено погасить указанную задолженность в срок до 15.02.2017 г.
В соответствии с требованием № 2757140843 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.02.2018 ИФНС России поставило Комерштейн В.В. в известность о том, что за ним числится задолженность по налогу на имущество физических лиц с установленным сроком уплаты 01.12.2017 в сумме 828,00 руб., пени в размере 15,83 руб., при этом общая сумма задолженности составляет 10961,32 руб., в том числе по налогам (сборам) 7024,94 руб. Предложено погасить указанную задолженность в срок до 22.03.2018 г.
В соответствии с требованием № 33524 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 05.02.2019 ИФНС России поставило Комерштейн В.В. в известность о том, что за ним числится задолженность по налогу на имущество физических лиц с установленным сроком уплаты 03.12.2018 в сумме 800,00 руб., пени в размере 12,93 руб., при этом общая сумма задолженности составляет 66619,07 руб., в том числе по налогам (сборам) 63061,00 руб. Предложено погасить указанную задолженность в срок до 14.03.2019 г.
В соответствии с требованием № 26808 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11.02.2020 ИФНС России поставило Комерштейн В.В. в известность о том, что за ним числится задолженность по налогу на имущество физических лиц с установленным сроком уплаты 02.12.2019 в сумме 831,00 руб., пени в размере 12,21 руб., при этом общая сумма задолженности составляет 109372,97 руб., в том числе по налогам (сборам) 100130,00 руб. Предложено погасить указанную задолженность в срок до 30.03.2020 г.
В установленные сроки указанные требования административным ответчиком исполнены не были, доказательств обратного в материалы дела последним не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что факт наличия у административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018 годы в общей сумме 3 174 руб. и по пени в размере 44,31 руб. нашел свое подтверждение. Проверив правильность расчета налога на имущество физических лиц и пени, суд признает его арифметически верным, соответствующим закону, указанный расчет административным ответчиком не оспорен, иного расчета последним в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
При таких данных, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения указанных требований.
18.08.2020 мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Томска по заявлению Инспекции ФНС России по г.Томску вынесен судебный приказ о взыскании с Комерштейн В.В. в доход соответствующего бюджета задолженности по налогам и пени в общей сумме 3202,83 руб., в том числе: 3174 руб. – налог на имущество физических лиц за 2015 -2018 г.г., 28,83 руб. пеня по налогу на имущество физических лиц.
С учетом положений ст. 48 НК РФ, срока превышения общей суммы задолженности по налогу трех тысяч рублей по требованиям № 40843 от 16.12.2016 со сроком исполнения до 15.02.2017, № 27571 от 13.02.2018 со сроком исполнения до 22.03.2018, № 33524 от 05.02.2019 со сроком исполнения до 14.03.2019, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога и пени по указанным требованиям за пределами установленного законом срока, поэтому в удовлетворении требований административного истца в указанной части следует отказать.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Между тем, каких-либо доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока административным истцом суду не представлено.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Вместе с тем, по требованию № 26808 от 11.02.2020 о взыскании с Комерштейн В.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 831 руб. и пени в размере 12,21 руб. со сроком исполнения до 30 марта 2020 срок обращения к мировому судье с соответствующим заявлением ИФНС России по г. Томску пропущен не был.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Томска от 18.09.2020 отмене судебный приказ от 18.08.2020 о взыскании с Комерштейн В.В. задолженности по налогам и пени в размере 3202,83 руб., в том числе: 3174 руб. – налог на имущество физических лиц за 2015 -2018 г.г., 28,83 руб. пеня по налогу на имущество физических лиц.
Настоящее административное исковое заявление направлено в суд посредством почтовой связи 16.03.2021 г., о чем свидетельствует оттиск почтового штемпеля на конверте, следовательно, шестимесячный срок к моменту обращения в суд с административным исковым заявлением не истек, в связи с чем, административный иск подан административным истцом ИФНС России по г. Томску в срок, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ.
Учитывая вышеприведенное, а также то обстоятельство, что до настоящего времени задолженность по налогу на имущество физических лиц и пени Комерштейн В.В. не погашена, наличие задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 831,00 руб., а также пени за период с 03.12.2019 по 10.02.2020 в размере 12,21 руб. административным ответчиком не оспорено, суд находит заявленные требования ИФНС России по г. Томску в указанной части законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В то же время, положениями п. 2 ст. 61.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
С учетом приоритета действия специальных норм над общими, учитывая, что положения БК РФ являются специальными по отношению к нормам КАС РФ и применяются в первую очередь, государственная пошлина по настоящему делу подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Томск».
Такое толкование закона подтверждается разъяснениями, данными в п.40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких данных, в связи с удовлетворением исковых требований в полном объеме с административного ответчика Комерштейн В.В. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в размере 400 рублей, исчисленная в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Комерштейн В.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Комерштейн В.В. в пользу соответствующего бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 831,00 рубль, пени за период с 03.12.2019 г. по 10.02.2020 г. в размере 12,21 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскание налога и пени осуществить по следующим реквизитам: получатель УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску), ИНН 7021022569, КПП 701701001, банк получателя Отделение Томск, г. Томск, расчетный счет 40101810900000010007, БИК 046902001, код ОКТМО 69701000, КБК 18210601020041000110 – уплата налога на имущество, КБК 18210601020042100110 – уплата пени по налогу на имущество.
Взыскать с Комерштейн В.В. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий: Е.Н. Лысых
Мотивированный текст решения изготовлен 06.05.2021 г.