РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 15 января 2013 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.,
при секретаре Некрасовой Г.В.,
с участием истицы О.А.Г., представителя истицы К.М.А., представителя ответчика П.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.А.Г. к Администрации <данные изъяты> городского округа о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства
установил:О.А.Г. обратилась в суд с иском к Администрации <данные изъяты> городского округа о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указывая в исковом заявлении, что является инвалидом, 05 марта 2012 году обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На заявление ею был получен ответ, в котором предлагалось представить документы об отсутствии в собственности жилых помещений, а также документы на жилое помещение, в котором она проживает. 26 марта 2012 года получила ответ администрации <данные изъяты> городского округа об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она обеспечена общей площадью жилого помещения выше учетной нормы. 23 октября 2012 года она повторно обратилась с заявлением о выделении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства, 30 октября 2012 года комиссия по жилищным вопросам отказала во включении в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения выше учетной нормы. С указанным решением не согласна, поскольку вопрос предоставления земельного участка регулируется земельным, а не жилищным законодательством. Просит обязать Администрацию <данные изъяты> городского округа предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании истица О.А.Г. и ее представитель К.М.А. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель истицы К.М.А. полагает, что поскольку ФЗ «О социальной защите инвалидов» предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков в собственность либо в аренду для индивидуального жилищного строительства, это право не может ставиться в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Считает, что администрацией необоснованно отказано истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и в выделении земельного участка.
Представитель ответчика Администрации Костомукшского городского округа П.О.В. иск не признала, пояснив, что истица дважды обращалась в Администрацию <данные изъяты> городского округа с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Администрацией дважды было отказано истице, поскольку она является членом семьи собственника жилого помещения, в котором она проживает и обеспечена общей площадью жилого помещения выше учетной нормы. В 2011 году истица обращалась в Администрацию <данные изъяты> городского округа о бесплатном предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства, данное заявление было рассмотрено на комиссии по регулированию земельных правоотношений, и истица была включена в списки желающих получить земельный участок. В связи с необходимостью подготовки земельных участков с возможностью формирования их для индивидуального жилищного строительства истице было предложено повторно обратиться в Администрацию после официальной публикации информации о завершении подготовки земельных участков. Повторно О.А.Г. с заявлением о предоставлении ей земельного участка не обращалась. Поскольку из системного толкования положений ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901, следует, что реализация инвалидом своего права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлена в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, 28 февраля 2012 года Администрацией было направлено истице письмо с дополнительными пояснениями относительно необходимости предоставления копии документа, подтверждающего постановку О.А.Г. на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Просит отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что истица не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также в связи с тем, что фактически Администрацией <данные изъяты> городского округа не было отказано О.А.Г. в первоочередном предоставлении участка под индивидуальное жилищное строительство, а предложено представить необходимые документы.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что истица О.А.Г. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается копией справки ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ.
28 сентября 2011 года истица обратилась с заявлением в Администрацию <данные изъяты> городского округа о бесплатном предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Решением комиссии по регулированию земельных правоотношений Администрации от 06 октября 2011 года истица внесена в список желающих получить земельный участок. При этом в ответе Администрации <данные изъяты> городского округа от 13 октября 2011 года указано, что по мере готовности данных земельных участков с возможностью формирования их для индивидуального жилищного строительства вся информация будет опубликована в газете «Новости Костомукши» и на официальном сайте города, и предложено повторно после этого обратиться в адрес Администрации.
28 февраля 2012 года Администрацией направлено истице письмо, в котором было предложено предоставить копию документа, подтверждающего ее постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица дважды, 05 марта и 23 октября 2012 года обращалась в Администрацию <данные изъяты> городского округа с заявлениями о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в чем ей было отказано.
В соответствии со ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995г. (далее Закона) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п. п. 1, 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 901 от 26.07.1996 года, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:
обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.
Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исходя из смысла данных правовых норм, следует, что реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка поставлена в зависимость от нуждаемости его в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что Администрацией <данные изъяты> городского округа отказано в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, при этом Администрацией не было отказано в предоставлении истице земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Поскольку истицей требование о признании незаконным отказа Администрации Костомукшского городского округа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не заявлено, суд принимает решение, исходя из положений ст. 196 ГПК РФ, по заявленным исковым требованиям.
Истица на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит, в связи с чем основания для возложения на Администрацию <данные изъяты> городского округа обязанности по предоставлению истице земельного участка для индивидуального жилищного строительства отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, судрешил:
В удовлетворении исковых требований О.А.Г. к Администрации <данные изъяты> городского округа о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивировочная часть решения изготовлена 15 января 2013 года.