Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5080/2022 ~ М-4608/2022 от 06.10.2022

63RS0039-01-2022-006059-07

2а-5080/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 октября 2022 года                             г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5080/2022 по административному исковому заявлению Ефимовой Натальи Алексеевны к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,

установил:

Ефимова Н.А. обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

В обоснование заявления указано, что 03.09.2008 между ООО «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания «ИНКОНФЭС» (Застройщик) и Ефимовым А.А., Ефимовой Н.А. (Инвесторы) заключен предварительный договор № 43/1-К, согласно которому застройщик обязался осуществить строительство жилого дома в границах улиц: ул. Антонова-Овсеенко - ул. Карбышева в Советском районе г. Самара, заключить с инвестором договор об участии в долевом строительстве, после ввода дома в эксплуатацию передать двухкомнатную квартиру № 43 площадью 63,9 кв.м. Дополнительными соглашениями к предварительному договору № 43/1-К стороны определили стоимость квартиры в размере 2 437 460 руб. Указанные денежные средства внесены инвесторами в кассу ООО «Строительно-риэлторское предприятие «ДИССА» согласно договору займа № 1-43/1-К от 03.09.2008, заключенному между Ефимовым А.А., Ефимовой Н.А. и ООО «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания «ИНКОНФЭС».

Свои обязательства застройщик ООО «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания «ИНКОНФЭС» не исполнил, признан несостоятельным (банкротом). Бенефициары ООО «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания «ИНКОНФЭС» и ООО «Строительно-риэлторское предприятие «ДИССА» осуждены по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Ефимов А.А. по уголовному делу признан потерпевшим.

Решением Министерства строительства Самарской области от 29.01.2014 заявитель была включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Согласно брачному договору № 63/105-н/63-2018-1-686 от 19.07.2018, приобретаемая на основании предварительного договора № 43/1-к, двухкомнатная квартира, расположенная в строящемся жилом доме в границах улиц: ул. Антонова-Овсеенко - ул. Карбышева в Советском районе г. Самара, будет являться личной собственностью Ефимовой Н.А.

26.04.2022 истец обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Уведомлением от 09.06.2022 № МС/4219 Министерство сообщило об отказе во включении в реестр в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства установленным критериям, а также по причине того, что объект по адресу: г.Самара, Советский район, в границах улиц Антонова-Овсеенко - ул. Карбышева не включался в перечень проблемных объектов.

Полагая, что причины отказа не основаны на законе, Ефимова Н.А. просит признать решение Министерства строительства Самарской области от 09.06.2022 № МС/4219 об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства незаконным; обязать Министерство строительства Самарской области включить истца в реестр пострадавших участников долевого строительства.

В судебном заседании административный истец требования поддержала, пояснила, что объект был передан новому застройщику, который после завершения строительства квартиру не предоставил, иные меры поддержки не оказал.

Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности Таркина Ю.А. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что 03.09.2008 между ООО «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания «ИНКОНФЭС» (Застройщик) и Ефимовым А.А., Ефимовой Н.А. (Инвесторы) заключен предварительный договор № 43/1-К, согласно которому застройщик обязался осуществить строительство жилого дома в границах улиц: ул. Антонова-Овсеенко - ул. Карбышева в Советском районе г. Самара, заключить с инвестором договор об участии в долевом строительстве, после ввода дома в эксплуатацию передать двухкомнатную квартиру № 43 площадью 63,9 кв.м.

Дополнительными соглашениями к предварительному договору № 43/1-К стороны определили стоимость квартиры в размере 2 437 460 руб.

Указанные денежные средства внесены инвесторами в кассу ООО «Строительно-риэлторское предприятие «ДИССА» согласно договору займа № 1-43/1-К от 03.09.2008 и дополнительным соглашениям к нему, заключенным между Ефимовым А.А., Ефимовой Н.А. и ООО «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания «ИНКОНФЭС».

Свои обязательства застройщик ООО «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания «ИНКОНФЭС» не исполнил, жилой дом не построил, квартиру не передал.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2010 по делу №А55-3685/2010 ООО «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания «ИНКОНФЭС» признано несостоятельным (банкротом).

Приговором Советского районного суда г.Самары от 19-22.12.2014 руководители и учредители ООО «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания «ИНКОНФЭС» и ООО «Строительно-риэлторское предприятие «ДИССА» привлечены к уголовной ответственности по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Ефимов А.А. признан потерпевшим по данному уголовному делу.

Согласно уведомлению Министерства строительства Самарской области от 29.01.2014 Ефимова Н.А. была включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Брачным договором № 63/105-н/63-2018-1-686 от 19.07.2018 супруги Ефимовы установили режим раздельной собственности на имущество, определив, что приобретаемая на основании предварительного договора № 43/1-к от 03.09.2008 двухкомнатная квартира, расположенная в строящемся жилом доме в границах улиц: ул. Антонова-Овсеенко - ул. Карбышева в Советском районе г. Самара, будет являться личной собственностью Ефимовой Н.А.

В настоящее время защита прав участников долевого строительства осуществляется на основании Закона Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области».

В целях его реализации Правительством Самарской области принято постановление от 13.12.2019 № 927, которое утвердило, в том числе Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области.

26.04.2022 Ефимова Н.А. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

Уведомлением от 09.06.2022 № МС/4219 Министерство сообщило об отказе во включении в реестр на основании подпунктов «а», «г», «е» пункта 2.5 Порядка, а именно, в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД, непредставлением необходимых документов, а также по причине того, что в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности его достройки или многоквартирный дом, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавшего участника долевого строительства, не был исключен и (или) не включался в перечень проблемных объектов, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:

1) наличие договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения, заключенного с недобросовестным застройщиком, нерасторгнутого, а также не признанного ничтожным, за исключением случаев, когда у гражданина право требования на получение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве установлено судебным актом в соответствии с положениями Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

2) наличие оплаты гражданином, претендующим на получение мер государственной поддержки, по договору участия в долевом строительстве и (или) договору уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве в денежной форме или посредством зачета прав требований, связанных с наличием задолженности перед ним по иным заключенным им договорам участия в долевом строительстве, оплаченным денежными средствами;

3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;

4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);

5) гражданин не является и (или) не являлся учредителем, участником и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членом коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членом его коллегиального исполнительного органа, и (или) главным бухгалтером (бухгалтером) недобросовестного застройщика, а также не имеет и (или) не имел близкого родства с такими лицами;

6) неполучение гражданином мер государственной поддержки как пострадавшим участником долевого строительства;

7) отсутствие у гражданина договора участия в долевом строительстве проблемного объекта, по которому наблюдательным советом публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" принято решение о финансировании завершения его строительства или выплате возмещения.

В соответствии с подп. «в» п. 2.2 Порядка (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) к заявлению пострадавшего участника долевого строительств прилагаются платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключенным с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы).

В оспариваемом решении Министерство ссылается на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие оплату цены договора в ООО «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания «ИНКОНФЭС» или обосновывающие оплату в кассу ООО «Строительно-риэлторское предприятие «ДИССА».

Между тем, при заключении предварительного договора № 43/1-к от 03.09.2008 и договора займа № 1-43/1-К от 03.09.2008, оформивших между сторонами отношения по участию в долевом строительстве, ООО «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания «ИНКОНФЭС» действовало в лице представителя - ООО «Строительно-риэлторское предприятие «ДИССА», действующего на основании договора поручения № 29 от 16.11.2007 и доверенности №1 от 22.05.2008. Данное обстоятельство является достаточным обоснованием того, что денежные средства внесены в кассу ООО «Строительно-риэлторское предприятие «ДИССА» как представителя застройщика. Взаимоотношения между данными лицами не имеют значения для дольщика. Исполнение последним обязательства по оплате цены договора никем не оспаривается.

Таким образом, оснований для вывода о несоответствии заявителя критериям пострадавшего участника долевого строительства, указанным в статье 5 Закона №84-ГД, не имеется.

В соответствии с подп. «е» пункта 2.5 Порядка ведения реестра основанием для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр является то обстоятельство, что в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности его достройки или многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трех и более блоков, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавшего участника долевого строительства, не был исключен и (или) не включался в перечень проблемных объектов, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329.

Пунктом 1.2 Порядка ведения реестра определено, что объект - многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трех и более блоков, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавшего участника долевого строительства, включенный в перечень проблемных объектов, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329, и исключенный из него в установленном законом порядке.

По смыслу положений приведенных норм реестр формируется и ведется в отношении пострадавших участников долевого строительства объектов, которые включены в перечень проблемных объектов и впоследствии исключены из него.

Установлено, что жилой дом по адресу: г.Самара, Советский район, в границах улиц Антонова-Овсеенко - ул. Карбышева не был признан проблемным объектом и в перечень проблемных объектов, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329, не включался.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).

Достоверно установлен факт неисполнения застройщиком, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед истцом, и факт исполнения истцом своих обязательств по договору в полном объеме. Также установлено соответствие истца критериям пострадавшего участника долевого строительства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что непризнание жилого дома проблемным объектом не может являться препятствием для включения истца в реестр пострадавших участников долевого строительства, поскольку по независящим от нее обстоятельствам ее права требования до настоящего времени не удовлетворены ни застройщиком, завершившим строительство дома, ни уполномоченным органом.

Таким образом, отказ во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по данному основанию не соответствует закону, нарушает права и законные интересы истца, что является основанием для признания решения незаконным.

В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и принять по нему законное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ефимовой Натальи Алексеевны к Министерству строительства Самарской области удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 09.06.2022 № МС/4219 об отказе во включении Ефимовой Натальи Алексеевны в реестр пострадавших участников долевого строительства.

Обязать Министерство строительства Самарской области в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть и принять решение по заявлению Ефимовой Натальи Алексеевны о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                    (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 07.11.2022.

2а-5080/2022 ~ М-4608/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ефимова Н.А.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
06.10.2022Регистрация административного искового заявления
07.10.2022Передача материалов судье
10.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2022Судебное заседание
07.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее