Судья: Гуркин С.Н. Дело № 33а-10284/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Соколовой Н.М., Редченко Е.В.,
при помощнике судьи Харламове К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 марта 2021 г. административное дело по апелляционным жалобам Школьникова Н. С. на решение Ивантеевского городского суда Московской области от 13 января 2021 г. по его административному исковому заявлению о признании незаконными постановление администрации городского округа Ивантеевка Московской области от 5 ноября 2020 г. № 791 и уведомление от 6 ноября 2020 г., о возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения Школьникова Н.С.,
у с т а н о в и л а :
Школьников Н.С. оспорил в суде постановление администрации городского округа Ивантеевка Московской области от 5 ноября 2020 г. № 791 и уведомление от 6 ноября 2020 г, № 7-02-2020 об отказе в признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В обоснование заявленных требований указывал на то, что является инвалид детства, третья группа инвалидности установлена бессрочно, имеет льготы, с основанием отказа не согласен, поскольку собственной жилой площади и семьи не имеет. Проживает на жилой площади, собственником которой является его бабушка ? Журавская В.П. Требование административного ответчика предоставить какие-то недостающие документы нарушает его права. Просил обязать администрацию восстановить его на учете граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений и стоявших на учете до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, а также поставить его на учет граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, на основании части 1 статьи 1 Закона Московской области от 26 июля 2006 г. № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 13 января 2021 г. (с учетом определения от 15 февраля 2021 г. об исправлении описки) в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционных жалобах Школьникова Н.С., в том числе, поданной его представителем ? Коноваловым Н.В., просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, так как суд дал надлежащую оценку представленным доказательствам, его выводы не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 2.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного постановлением администрации городского округа Ивантеевка Московской области от 28 мая 2020 г. № 316, лицами, имеющими право на получение Муниципальной услуги, могут выступать граждане Российской Федерации, признанные органами местного самоуправления в установленном Законом Московской области от 22 декабря 2017 г. № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» порядке малоимущими, в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие на территории Московской области не менее 5 лет.
Статьей 10 Закона Московской области от 22 декабря 2017 г. № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее ? Закон Московской области от 22 декабря 2017 г. № 231/2017-ОЗ) установлено, что малоимущими признаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Московской области, сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества которых ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества.
Частью 1 статьи 4 Закона Московской области от 22 декабря 2017 г. № 231/2017-ОЗ определено, что малоимущими признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области, если размер доходов и стоимости имущества гражданина либо размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи ниже или равен величине порогового значения доходов и стоимости имущества.
Решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области от 27 февраля 2020 г. № 35/7 установлена величина порогового значения доходов и стоимости имущества, приходящихся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Ивантеевка Московской области на 2020 год в размере <данные изъяты> рубля в месяц (пункт 1).
Расчетный период ? период времени, равный 12 месяцам, предшествующий месяцу, в котором гражданином подано заявление о признании его малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статья 2 Закона Московской области от 22 декабря 2017 г. № 231/2017-ОЗ).
Определение размера дохода гражданина, среднедушевого дохода семьи производится органом местного самоуправления на основании документов, указанных в статьях 5 и 6 данного Закона (часть 1 статьи 7 Закона Московской области от 22 декабря 2017 г. № 231/2017-ОЗ).
Из материалов дела следует, что администрация городского округа Ивантеевка Московской области, рассмотрев вопрос о признании Школьникова Н.С. малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и проверив представленные документы, в том числе выписку из домовой книги, согласно которой постоянно зарегистрирован по адресу: Московская область., г. <данные изъяты>, совместно с Журавской В.П. (бабушка ? собственник квартиры), Журавской И.П. (мать), а также справки о доходах, выданные Пушкинским окружным управлением социальной защиты населения, подтверждающие получение им дохода августа 2019 года по июль 2020 года, справки ГУ - УПФР № 16 по г. Москве и Московской области за период с 1 сентября 2019 г. по 31 октября 2019 г., справки о доходах и суммах налога Школьникова Н.С., Журавской И.П., документ о кадастровой стоимости жилого дома по адресу: Московская область, <данные изъяты> произвела расчет суммы среднедушевого дохода и расчетной стоимости имущества Школьникова Н.С., которая составила <данные изъяты> рублей, что значительно превышает установленную на 2020 год величину порогового значения доходов и стоимости имущества (л.д. 42?96).
Постановлением администрации городского округа Ивантеевка Московской области от 5 ноября 2020 г. отказано Школьникову Н.С. в признании малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что размер его дохода и стоимость имущества выше величины порогового значения доходов и стоимости имущества, утвержденного на территории городского округа Ивантеевка Московской области на 2020 год (л.д. 9-10).
В уведомлении от 6 ноября 2020 г, № 7-02-2020 администрация сообщила Школьникову Н.С. об отказе в признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 11).
Оспариваемое постановление соответствует требования закона, вынесено уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления. Уведомление от 6 ноября 2020 г, № 7-02-2020 не носит властно-распорядительного характера и непосредственно не порождает правовых последствий для административного истца, в нем лишь содержится информация об отказе в признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что размер доходов и стоимости имущества гражданина или среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи выше величины порогового значения доходов и стоимости имущества. Требования представить недостающие документы указанные акты не содержат.
Поскольку сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость семьи Школьникова Н.С. ниже величины порогового значения доходов и стоимости имущества, установленного на 2020 год решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области от 27 февраля 2020 г. № 35/7, то суд пришел к правильному выводу, что оспариваемые постановление и уведомление являются законными, права и законные интересы административного истца не нарушают.
С учетом изложенного, причин для поставки Школьникова Н.С. на учет граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений на основании части 2 статьи 1 Закона Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», на которую имеется ссылка в апелляционной жалобе, у административного ответчика не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права не нашли своего подтверждения.
В судебном заседании 13 января 2021 г. принимал участие представитель Школьникова Н.С. ? Коновалов Н.В., в связи с чем суд правомерно рассмотрел дело в отсутствие административного истца.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца участием в судебном заседании его представителя ? Коновалова Н.В, не представлено.
Утверждение о том, что суд неправильно рассмотрел поданное исковое заявление в порядке административного судопроизводства, так как заявленное требование подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке гражданского судопроизводства, ошибочно.
Пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Учитывая, что правоотношения носят публично-правовой характер, то заявленное требование подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ивантеевского городского суда Московской области от 13 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Школьникова Н. С. ? без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи