Дело № 2а-1552/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сычёвой О.А.,
при секретарях Захаровой А.А., Егоровой О.А., Олейник О.И.,
с участием административного истца Аксенова Р.Н. (участие обеспечено посредством системы видеоконференц-связи),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аксенова Р.Н. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании действий (бездействий) незаконными,
установил:
Аксенов Р.Н. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия) о признании действий (бездействий) незаконными.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил в адрес прокуратуры Ульяновской области обращение, в котором указано, что в ДД.ММ.ГГГГ года в период нахождения в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия произошло происшествие- акт аутоагресии, членовредительства в результате которого проволока вошла в его тело. В нарушение своих должностных обязанностей ответственные в тот день сотрудники колонии Гнутов А.В., Юфтайкин И.Г. не вызвали медицинских работников, не сообщили руководству колонии, не зарегистрировали факт членовредительства. Не приняли мер к госпитализации Аксенова Р.Н. Его обращение было перенаправлено в УФСИН России по Республике Мордовия. По результатам рассмотрения обращения Аксенов Р.Н. получил ответ 18.10.2019 г., что его доводы не нашли своего подтверждения. Полагает, что действиями (бездействиями) ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия допущено нарушение его прав и законных интересов, так как регистрация происшествия – членовредительства в установленном порядке и сроки не произведена, не обеспечена организация медицинской помощи, допущено укрывательство происшествия. В связи с чем просит суд о признании действий (бездействия) ответчика незаконными, обязании устранить допущенные нарушения своих прав.
Административный истец Аксенов Р.Н., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством системы видеоконференц-связи, административный иск полностью поддержал. Пояснил, что в рамках данного дела не обжалует ответы на его обращения, приложенные к иску, в том числе: от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ № Просил восстановить сроки на его обращение с административным иском, причины пропуска срока на обращение полагает отсутствие у него необходимого объема информации, в том числе о содержании своей медицинской документации по указанному в иске событию. В удовлетворении его ходатайства об отложении судебного разбирательства для ознакомления с материалами медицинской карты, хранящейся при его личном деле, а также до получения ответов на все судебные запросы - было отказано, исходя из уважительности доводов, приведенных в обоснование ходатайства.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, извещен, просит о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
Представители заинтересованных лиц УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России в судебное заседание не явились, извещены.
В удовлетворении ходатайства заинтересованного лица УФСИН России по Республике Мордовия об отложении судебного разбирательства для подготовки к процессу- было отказано, исходя из уважительности доводов, приведенных в обоснование ходатайства.
Заслушав мнение административного истца, судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав административного истца, исследовав и оценив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Частями 8,9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Во исполнение ч.3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).
В силу ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с ч.5 ст. 11 указанного ФЗ № 59-ФЗ в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Согласно п. 3.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 г. № 45) обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (п.3.5 Инструкции).
Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 1.6 Инструкции).
Судом установлено и материалами дела подтверждено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Аксенов Р.Н. направил письменные обращения в прокуратуру Ульяновской области, в которых он указывает на наличие нарушений законодательства, выразившихся в укрывательстве факта его членовредительства в октябре 2016 года, в неоказании медицинской помощи сотрудниками ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия.
Данное обращение было направлено в прокуратуру Республики Мордовия по компетенции. В дальнейшем перенаправлено для рассмотрения в УФСИН России по Республике Мордовия.
По результатам рассмотрения обращения Аксенова Р.Н. ему за исх. от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью начальника был направлен ответ, согласно которому за период отбывания наказания в ИК-10 Аксенов Р.Н. совершал акты членовредительства 8 раз, по всем фактам проведены проверки, вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Укрывательства актов членовредительства Аксенова Р.Н. не установлено. Медицинская помощь осужденным в ИК-10 оказывается в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №. Аксенову Р.Н. сообщено, что доводы, изложенные в его обращении, не нашли свое подтверждения. Разъяснен порядок обжалования ответа.
Из сообщения в адрес Аксенова Р.Н. от врио начальника ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что во всех случаях членовредительства Аксенову Р.Н. была оказана первичная медицинская помощь. Случаев неоказания медицинской помощи, не обеспечения лекарственными средствами, нарушений в действиях медицинских работников не установлено. Обследование и лечение Аксенова Р.Н. было организовано в соответствии с требованиями законодательства. Сведения, изложенные в обращении, не нашли своего подтверждения.
Из сообщений ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по прибытию в учреждение (находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) Аксенов Р.Н. был осмотрен медицинскими работниками, диагноз: инородное тело мягких тканей грудной клетки. За время пребывания в ФКУ СИЗО-1 г. Ульяновска за медицинской помощью не обращался.
Вышеуказанные ответы на обращения Аксенова Р.Н. в рамках данного административного дела им не обжалуются, что было сообщено административным истцом в судебном заседании на соответствующие вопросы суда.
Согласно справке начальника оперативного отдела ФКУ ИК_10 УФСИН России по Республике Мордовия, согласно Книге № регистрации сообщений о преступлениях, за октябрь 2016 года фактов членовредительства, в том числе с использованием проволоки, с Аксеновым Р.Н. не зафиксировано.
По сведениям МЧ-10 МСЧ-13 ФСИН от осужденного Аксенова Р.Н. заявлений и обращений по факту его членовредительства в октябре 2016 года не поступало, в журнале регистрации травматизма не зафиксировано.
Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее – Порядок).
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации) (п. 2 Порядка).
Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях УИС осуществляется ФСИН России (п.3 Порядка).
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими организациями УИС в порядке, установленном руководителями данных организаций (п. 4 Порядка).
Лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (далее - ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (далее - ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (далее - ПФРСИ), в помещении камерного типа (далее - ПКТ), едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (далее - медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта). Вызов в учреждение УИС медицинского работника или бригады скорой медицинской помощи, организация медицинской эвакуации лиц, заключенных под стражу, или осужденных в часы, когда режимом работы медицинской части (здравпункта) не предусмотрено нахождение в ней медицинских работников, осуществляются дежурным помощником начальника учреждения УИС (п. 8 Порядка).
В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана ( п. 9 Порядка).
Осмотр медицинским работником медицинской организации УИС (далее - медицинский работник) лиц, заключенных под стражу, а также осужденных, содержащихся в одиночных камерах, ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, и выполнение назначений врача (фельдшера) производятся: в рабочие дни ежедневно - во время покамерных обходов или в медицинской части (медицинском кабинете); в выходные дни и праздничные дни - в медицинской части (медицинском кабинете) при обращении указанных категорий лиц за медицинской помощью к любому сотруднику дежурной смены учреждения УИС или при наличии назначений врача (фельдшера) (п. 10 Порядка).
Лица, заключенные под стражу, или осужденные, нуждающиеся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, госпитализируются в больницу без предварительного письменного запроса по согласованию с медицинской организацией УИС (п. 18 Порядка).
При обращении лица, заключенного под стражу, или осужденного за медицинской помощью к медицинскому работнику во время покамерного обхода, к сотруднику дежурной смены СИЗО указанные должностные лица обязаны принять меры для организации оказания ему медицинской помощи. При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи лица, нуждающиеся в ней, выводятся сотрудниками СИЗО в медицинскую часть (здравпункт) или медицинский кабинет индивидуально или группами по трое - пятеро человек с соблюдением режимных требований с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой. Медицинская помощь в экстренной форме медицинскими работниками медицинской организации УИС оказывается безотлагательно, в том числе при необходимости, ими вызывается бригада скорой медицинской помощи (п. 28 Порядка).
В соответствии с п.17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №), осужденным запрещается причинять умышленный вред своему здоровью.
Согласно Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях (утв. Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №), сообщения о преступлениях и происшествиях принимаются в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) круглосуточно старшими оперативными дежурными, оперативными дежурными по территориальным органам УИС, дежурными помощниками начальника учреждения, дежурными помощниками начальника колонии, дежурными помощниками начальника больницы, дежурными помощниками начальника следственного изолятора, дежурными помощниками начальника тюрьмы (или их заместителями) (п.2).
В силу п.12, 13 Инструкции, регистрация информации о преступлениях и происшествиях производится в дежурных частях учреждений и органов УИС незамедлительно. При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.д.), регистрация такого сообщения может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи. Сообщения о преступлениях регистрируются в Книге регистрации сообщений о преступлениях, а информация о происшествиях - в Журнале регистрации информации о происшествиях (приложение 3).
Непринятие правомочным или уполномоченным должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы и расцениваются как факт укрытия такого сообщения от регистрации (п.24 Инструкции).
Таким образом, материалами дела опровергаются доводы административного истца об укрывательстве факта его членовредительства в октябре 2016 года сотрудниками ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия.
Сроки рассмотрения обращений и направления ответов на обращения соблюдены. Ответы на обращение административного истца подписаны уполномоченными на то лицами в пределах компетенции.
Доказательства того, что действиями (бездействием) административного ответчика нарушены права и законные интересы административного истца в материалах дела отсутствуют.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В связи с этим, учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Аксенова Р.Н. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании действий (бездействий) незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Аксенова Р.Н. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании действий (бездействий) незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Сычёва