Решение по делу № 2а-796/2020 от 07.05.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 июня 2020 года по делу №2А-796/2020

Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Кривенцовой Н.Н., с участием адвоката Матвеевой О.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриянцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «Принципъ», Голубева Николая Викторовича к Министерству экологии и природопользования Московской области о признании незаконным положительного заключения государственной экологической экспертизы, обязании отменить распоряжение,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец просит суд признать незаконным положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе Московской области», утвержденное Распоряжением Министерства Экологии и природопользования Московской области -РМ от (дата); обязать Министерство экологии и природопользования Московской области отменить Распоряжение от (дата) в течение 3 рабочих дней с момента вступления судебного акта в законную силу (исковые требования уточнены в соответствии со ст.46 КАС РФ),

мотивируя свою просьбу тем, что согласно информации Министерства экологии и природопользования Московской области, размещенной (дата) на официальном сайте Министерства, в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области -РМ от (дата) «Об организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации по объекту «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе Московской области» Министерство экологии и природопользования Московской области в порядке, установленном ФЗ от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», приступило к проведению государственной экологической экспертизы указанной проектной документации.

Согласно информации Министерства экологии и природопользования Московской области, размещенной (дата) на официальном сайте Министерства, распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от (дата) «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе Московской области» утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от (дата) Управлению охраны окружающей среды в порядке, установленном ФЗ от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» поручено организовать проведение государственной экологической экспертизы проектной документации по объекту «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе Московской области». Данным Распоряжением утвержден состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы и задание на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации по объекту «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе Московской области». В соответствии с заданием руководителю, ответственному секретарю и членам экспертной комиссии поручено при проведении экологической экспертизы определить: соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды; полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации; достаточность предусмотренных мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от (дата) утверждено заключение государственной экологической экспертизы проектной документации по объекту «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе (адрес)» о соответствии ее требованиям законодательных актов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами и о возможности реализации проектной документации.

Административные истцы считают указанное заключение государственной экологической экспертизы и утверждающее его Распоряжение Министерства экологии и природопользования (адрес) от (дата) незаконными, поскольку материалы оценки воздействия на окружающую среду, представленные на экологическую экспертизу, не соответствуют требованиям ФЗ «Об экологической экспертизе», Положению об оценке воздействия на окружающую среду, поскольку не подтверждают факт соблюдения принципов гласности и учета общественного мнения при проведении экспертизы, информирование и обеспечение участия общественности в установленном порядке в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду, а также не соответствуют по своей структуре и содержанию требованиям экологического законодательства, Положению об оценке воздействия на окружающую среду.

В нарушение абз.5 п.1 ст.14 ФЗ «Об экологической экспертизе» в составе представленных на экспертизу материалов не имеется материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями на всех предусмотренных законодательством этапах, кроме газетных публикаций и Протокола общественных слушаний от 01.11.2018 г., в котором отсутствуют подписи участвующих со стороны общественности. Проведение государственной экологической экспертизы по материалам, не имеющим в своем составе ни материалов оценки воздействия на окружающую среду, соответствующих требованиям экологического законодательства и Положения об оценке воздействия на окружающую среду, ни материалов общественных обсуждений объекта экспертизы, нарушило установленный ст.3 ФЗ «Об экологической экспертизе» принцип гласности при проведении государственной экологической экспертизы, повлекло ущемление прав граждан на выражение своей позиции, представление замечаний, а также привело к сужению круга лиц, привлекаемых к обсуждению, к неосведомленности граждан о намечаемой деятельности.

По мнению административных истцов, оспариваемое заключение государственной экологической экспертизы в нарушение принципа достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу, выполнено без учета замечаний предыдущего отрицательного заключения государственной экологической экспертизы к проектной документации заказчика. В оспариваемом заключении государственной экологической экспертизы не содержится обоснованный и подтвержденный представленными материалами вывод об отсутствии негативного изменения качества поверхностных и подземных вод от планируемой деятельности.

Административный истец Голубев Н.В., представитель административного истца Голубева Н.В., представитель административного истца Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «Принципъ» в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства экологии и природопользования Московской области в судебное заседание явился, с иском не согласен, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Администрации Рузского городского округа Московской области в судебное заседание явился, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица ООО «ЭкоТехноПарк» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии со ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно п.1 Постановления Правительства Московской области №277/12 от 26.04.2013 г. «Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области», Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, водных отношений, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха, лесных отношений, рационального использования и охраны недр, земельных отношений, обеспечения экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.

Распоряжением Правительства РФ №1646-р от 03.08.2016 г. утверждено Соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления. Указанное Соглашение заключено в соответствии со ст.26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 г. №924 «О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий», и предусматривает передачу Правительству Московской области полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, намеренных осуществлять или осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления I - V классов опасности в границах территории Московской области, в частности: Организация и проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проектов вывода из эксплуатации указанных объектов, проектов рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности (п.2.3.5 Соглашения).

Таким образом, Министерство экологии и природопользования Московской области является уполномоченным органом по организации и проведению государственной экологической экспертизы.

Согласно ст.1 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии со статьями 7, 8, 15, 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» определен состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов.

Данные о результатах оценки воздействия объектов капитального строительства на окружающую среду содержатся в разделе 8 («Перечень мероприятий по охране окружающей среды») такой проектной документации.

По делу установлено, что ООО «ЭкоТехноПарк» в Министерство экологии и природопользования Московской области на государственную экологическую экспертизу сдана проектная документация «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городской округе Московской области».

(дата) административным ответчиком издано распоряжение «Об организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации по объекту «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе (адрес)», в соответствии с которым создана экспертная комиссия, утвержден ее состав и задание экспертной комиссии.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Экспертной комиссией государственной экологической экспертизы вынесено заключение о том, что представленная на государственную экологическую экспертизу проектная документация «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе Московской области» не соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды.

На основании данного заключения Министерством экологии и природопользования (адрес) (дата) издано распоряжение «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе (адрес)», устанавливающего несоответствие данной проектной документации экологическим требованиям.

(дата) административным ответчиком издано распоряжение «Об организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации по объекту «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе (адрес)», в соответствии с которым создана экспертная комиссия, утвержден ее состав и задание экспертной комиссии.

Экспертной комиссией государственной экологической экспертизы вынесено положительное заключение проектной документации «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе (адрес)».

На основании данного заключения Министерством экологии и природопользования (адрес) (дата) издано распоряжение -РМ «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе (адрес)».

Таким образом, Министерство экологии и природопользования Московской области при издании оспариваемого распоряжения действовало в строгом соответствии с Федеральным законом №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Приказом Госкомэкологии РФ №372 от 16.05.2000 г. утверждено «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», которое регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

В данном Положении установлен также порядок проведения и участия общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду (раздел 4 Положения). Согласно п.2.5 Положения, обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

В соответствии с п.4.7 Положения, на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.

При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

Как видно из представленных материалов, заказчиком на государственную экологическую экспертизу были представлены в том числе: публикации в средствах массовой информации о месте и времени общественного обсуждения проектной документации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; протокол общественных слушаний, проведенных в (адрес) от (дата).

Учитывая, что участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком и организуется органами местного самоуправления, административный ответчик не является лицом, которое обеспечивает и организует общественные обсуждения. Таким образом, в составе материалов заключения государственной экологической экспертизы во исполнение требований ч.1 ст.14 Федерального закона от (дата) №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» содержались документы (материалы), подтверждающие проведение обсуждения объекта государственной экологической экспертизы, организованных органами местного самоуправления.

Также в заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе (адрес)» от (дата) указано, что на государственную экологическую экспертизу предоставлена проектная документация, в составе которой имеется Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (части 1-3), технические отчеты по результатам инженерно-геодезических изысканий, а также оценка воздействия на окружающую среду. Кроме того, в заключении государственной экологической экспертизы дана экспертная оценка мероприятиям по предотвращению и минимизации воздействия планируемой деятельности на поверхностные и подземные воды.

Доводы административных истцов о том, что оспариваемое заключение государственной экологической экспертизы выполнено без учета предыдущего заключения государственной экологической экспертизы суд считает несостоятельными, данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Суд, оценив все представленные по делу доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, учитывая установленные обстоятельства по делу и вышеперечисленные нормы права, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку административные истцы не представили доказательств нарушения оспариваемым распоряжением и заключением государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе (адрес)» их прав в сфере охраны окружающей среды. Распоряжение Министерства экологии и природопользования (адрес) от (дата) «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению хвостов (остатков сортировки) мусоросортировочного комплекса в Рузском городском округе (адрес)» и заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации принято уполномоченным органом, в рамках его компетенции, права административных истцов не нарушены.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «Принципъ», Голубеву Николаю Викторовичу к Министерству экологии и природопользования Московской области о признании незаконным положительного заключения государственной экологической экспертизы, обязании отменить распоряжение, отказать.

В окончательной форме решение изготовлено 10 июля 2020 года.

Судья: Н.Н.Кривенцова

2а-796/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МОБО ОЗПП и ООС ПРИНЦИПЪ
Голубев Николай Викторович
Ответчики
Министерство экологии и природопользования МО
Другие
Администрация РГО по МО
ООО Экотехнопарк
Суд
Рузский районный суд Московской области
Судья
Кривенцова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
ruza.mo.sudrf.ru
07.05.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
07.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Рассмотрение дела начато с начала
25.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2020Дело оформлено
05.10.2020Дело передано в архив
29.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее