Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-256/2020 от 17.01.2020

Судья Ерохин Р.В. Дело № 33-256/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2020 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коротченковой И.И.,

судей Букаловой Е.А., Сивашовой А.В.,

при секретаре Силаевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-97/2019 по исковому заявлению Какуевой Татьяны Федоровны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, зачета периодов работы и периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном и календарном исчислении, возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения к ответчику,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе (межрайонное) на решение Кромского районного суда Орловской области от 6 декабря 2019 г., которым заявленные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Какуева Т.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе (межрайонное) (далее – ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, зачета периодов работы и периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном и календарном исчислении, возложения обязанности на ответчика назначить пенсию с момента обращения к ответчику.

В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области от 6 сентября 2019 г. ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с тем, что пенсионным органом не были зачтены периоды работы:

- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата><...>;

- с <дата> по <дата> - <...>;

- с <дата> по <дата> - <...>;

- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата><...>.

Указанные периоды, по мнению пенсионного фонда, не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, поскольку в первичных документах отсутствует наименование специальности, вместо этого указана должность заведующей, и не усматривается доплата за совмещение должностей заведующего и среднего медицинского персонала.

Кроме того, истцу было отказано во включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации: с 12 марта 2001 г. по 15 мая 2001 г., с 10 октября 2006 г. по 05 декабря 2006 г., с 11 января 2011 г. по 7 марта 2011 г., с 14 марта 2011 г. по 28 марта 2011 г., с 13 января 2016 г. по 22 марта 2016 г.

Ссылаясь на изложенное, уточнив заявленные требования, просила признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении пенсии от 6 сентября 2019 г. № 190000014985/297508/19. Обязать пенсионный орган засчитать ей в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья периоды работы: в льготном исчислении, как 1 год 3 месяца за 1 год работы - с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, всего в льготном исчислении 5 лет 4 месяца 4 дня; в календарном исчислении - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности <...>; с <дата> по <дата> в должности <...>; с <дата> по <дата> в должности заведующей <...>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности <...> а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 12 марта 2001 г. по 11 мая 2001 г., с 10 октября 2006 г. по 5 декабря 2006 г., с 11 января 2011 г. по 7 марта 2011 г., с 14 марта 2011 г. по 28 марта 2011 г., с 13 января 2016 г. по 22 марта 2016 г. Возложить на ответчика обязанность назначить ей страховую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган, с 26 августа 2019 г. Взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере <...> руб.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Полагает, что спорные периоды не подлежат зачету в льготный стаж истца, поскольку согласно записям в трудовой книжке она работала в должности заведующей медпункта. Сведения о том, что она занималась лечебной деятельностью отсутствуют. Наименование должности заведующей должно дополняться наименованием специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку, кроме того в документах не усматривается доплата за совмещение должностей заведующей и среднего медицинского персонала.

Ссылается на то, включение периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости с 1 января 2019 года имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» п. 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Списки список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 августа 2019 г. Какуева Т.Ф. обратилась в ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа от 6 сентября 2019 г. в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. В стаж на соответствующих видах работ засчитано 8 лет 4 месяца 1 день, при требуемом стаже 25 лет. При этом, спорные периоды работы истца в специальный стаж засчитаны не были.

Согласно трудовой книжке, Какуева Т.Ф. после окончания <...> <дата> была назначена на должность <...><...>; <дата> ей присвоена первая квалификационная категория; с <дата> она переведена <...>; с <дата> работала заведующей <...>; <дата> переведена <...>; <дата> переведена заведующей <...>; 23 мая 2006 г. ей присвоена высшая квалификационная категория по специальности - лечебное дело; с 27 сентября 2006 г. переведена заведующей – фельдшером Турейского фельдшерско-акушерского пункта, где работает по настоящее время.

Материалами дела подтверждается, что Какуева Т.Ф. повышала квалификацию на курсах в период: с 12 марта 2001 г. по 11 мая 2001 г. на базе Орловской областной больницы; с 10 октября 2006 г. по 6 декабря 2006 г. на базе государственного учреждения здравоохранения «Орловская областная клиническая больница» по охране здоровья сельского населения; с 11 января 2011 г. по 7 марта 2011 г. в ОГОУ СПО «Орловский базовый медицинский колледж» по охране здоровья сельского населения; с 14 марта 2011 г. по 26 марта 2011 г. прошла краткосрочное обучение в ОГОУ СПО «Орловский базовый медицинский колледж» по организации хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность; с 13 января 2016 г. по 22 марта 2016 г. в ОГОУ СПО «Орловский базовый медицинский колледж» по охране здоровья сельского населения.

Допрошенные судом первой инстанции свидетели Костромитина Д.Л., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 указали, что Какуева Т.Ф. в спорные периоды времени, не только исполняла обязанности <...> соответствующего медпункта или фельдшерско - акушерского пункта, но и выполняла обязанности фельдшера: делала перевязки, инъекции, капельницы по назначению врача, отпускала лекарственные препараты, вела терапевтический и педиатрический прием больных, посещала по вызовам больных на дому, оказывала неотложную медицинскую помощь гражданам, в том числе в экстренных случаях.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеназванных нормативных актов, исходил из того, что спорные периоды подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как истец фактически выполняла трудовые функции заведующей- фельдшера фельдшерско-акушерским пунктом на полную ставку, при этом за нее уплачены страховые взносы. Суд первой инстанции также принял во внимание, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, поэтому периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен также производить отчисления страховых взносов в соответствующие фонды.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах закона, регулирующих спорные правоотношения.

Довод жалобы о неправомерности включения периодов работы истца в должности заведующей медпунктом, фельдшерско-акшерским пунктом, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусматриваются должности заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра, должность фельдшер в больницах всех наименований, амбулатории.

Как следует из Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. № 566, действовавшего до 21 марта 2003 года, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением и находится в ведении сельского Совета депутатов трудящихся.

Согласно указанному Положению, на фельдшерско-акушерский пункт возлагается помимо прочего оказание населению доврачебной медицинской помощи, работу пункта возглавляет заведующий.

В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, приложение № 2 к приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. № 566, на должность заведующего назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер наряду с руководством работой персонала фельдшерско-акушерского пункта оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности фельдшерско-акушерских пунктов не предусматривало возможности для руководителя такого учреждения заниматься исключительно руководящей деятельностью.

Из материалов дела видно, что в 1993 году Какуева Т.Ф. окончила полный курс Орловского медицинского училища по специальности лечебное дело, ей присвоена квалификация фельдшер, что подтверждается дипломом от 25 февраля 1993 года (л.д. 20).

В материалы дела были представлены штатные расписания ФАП Троснянского района на 1999-2007 г.г., 2009-2010 г.г., согласно которым в штате медпунктов значились две должности: заведующая и санитарка.

Других должностей, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 78, в штате ФАПов Троснянского района предусмотрено не было.

Согласно должностной инструкции на заведующую фельдшерско-акушерским пунктом, в том числе, были возложены обязанности в пределах ее компетенции и профессиональных прав обследовать население, устанавливать диагноз, назначать и проводить лечение, выполнять медицинские манипуляции и профилактическую работу, выписывать рецепты, выдавать больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в порядке установленном МЗ СР РФ, повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет. (раздел 3).

Таким образом, учитывая характер работы истца в спорный период, неполное наименование должности истца без указания наименования должности среднего медицинского персонала, предусмотренного в Списке, фельдшер (акушерка, медсестра), не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет, в связи с чем, истец имеет право на включение спорных периодов с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве <...>; с <дата> по <дата> в <...>; с <дата> по <дата> в качестве заведующей <...>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве <...> в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья.

В силу п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Отсутствие в названных Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках и курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из стажа педагогической деятельности.

В этой связи доводы апелляционной жалобы ответчика являются несостоятельными. Учитывая требования пенсионного законодательства, не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кромского районного суда Орловской области от 6 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судья

Судья Ерохин Р.В. Дело № 33-256/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2020 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коротченковой И.И.,

судей Букаловой Е.А., Сивашовой А.В.,

при секретаре Силаевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-97/2019 по исковому заявлению Какуевой Татьяны Федоровны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, зачета периодов работы и периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном и календарном исчислении, возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения к ответчику,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе (межрайонное) на решение Кромского районного суда Орловской области от 6 декабря 2019 г., которым заявленные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Какуева Т.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе (межрайонное) (далее – ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, зачета периодов работы и периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном и календарном исчислении, возложения обязанности на ответчика назначить пенсию с момента обращения к ответчику.

В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области от 6 сентября 2019 г. ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с тем, что пенсионным органом не были зачтены периоды работы:

- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата><...>;

- с <дата> по <дата> - <...>;

- с <дата> по <дата> - <...>;

- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата><...>.

Указанные периоды, по мнению пенсионного фонда, не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, поскольку в первичных документах отсутствует наименование специальности, вместо этого указана должность заведующей, и не усматривается доплата за совмещение должностей заведующего и среднего медицинского персонала.

Кроме того, истцу было отказано во включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации: с 12 марта 2001 г. по 15 мая 2001 г., с 10 октября 2006 г. по 05 декабря 2006 г., с 11 января 2011 г. по 7 марта 2011 г., с 14 марта 2011 г. по 28 марта 2011 г., с 13 января 2016 г. по 22 марта 2016 г.

Ссылаясь на изложенное, уточнив заявленные требования, просила признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении пенсии от 6 сентября 2019 г. № 190000014985/297508/19. Обязать пенсионный орган засчитать ей в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья периоды работы: в льготном исчислении, как 1 год 3 месяца за 1 год работы - с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, всего в льготном исчислении 5 лет 4 месяца 4 дня; в календарном исчислении - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности <...>; с <дата> по <дата> в должности <...>; с <дата> по <дата> в должности заведующей <...>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности <...> а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 12 марта 2001 г. по 11 мая 2001 г., с 10 октября 2006 г. по 5 декабря 2006 г., с 11 января 2011 г. по 7 марта 2011 г., с 14 марта 2011 г. по 28 марта 2011 г., с 13 января 2016 г. по 22 марта 2016 г. Возложить на ответчика обязанность назначить ей страховую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган, с 26 августа 2019 г. Взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере <...> руб.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Полагает, что спорные периоды не подлежат зачету в льготный стаж истца, поскольку согласно записям в трудовой книжке она работала в должности заведующей медпункта. Сведения о том, что она занималась лечебной деятельностью отсутствуют. Наименование должности заведующей должно дополняться наименованием специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку, кроме того в документах не усматривается доплата за совмещение должностей заведующей и среднего медицинского персонала.

Ссылается на то, включение периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости с 1 января 2019 года имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» п. 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Списки список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 августа 2019 г. Какуева Т.Ф. обратилась в ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа от 6 сентября 2019 г. в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. В стаж на соответствующих видах работ засчитано 8 лет 4 месяца 1 день, при требуемом стаже 25 лет. При этом, спорные периоды работы истца в специальный стаж засчитаны не были.

Согласно трудовой книжке, Какуева Т.Ф. после окончания <...> <дата> была назначена на должность <...><...>; <дата> ей присвоена первая квалификационная категория; с <дата> она переведена <...>; с <дата> работала заведующей <...>; <дата> переведена <...>; <дата> переведена заведующей <...>; 23 мая 2006 г. ей присвоена высшая квалификационная категория по специальности - лечебное дело; с 27 сентября 2006 г. переведена заведующей – фельдшером Турейского фельдшерско-акушерского пункта, где работает по настоящее время.

Материалами дела подтверждается, что Какуева Т.Ф. повышала квалификацию на курсах в период: с 12 марта 2001 г. по 11 мая 2001 г. на базе Орловской областной больницы; с 10 октября 2006 г. по 6 декабря 2006 г. на базе государственного учреждения здравоохранения «Орловская областная клиническая больница» по охране здоровья сельского населения; с 11 января 2011 г. по 7 марта 2011 г. в ОГОУ СПО «Орловский базовый медицинский колледж» по охране здоровья сельского населения; с 14 марта 2011 г. по 26 марта 2011 г. прошла краткосрочное обучение в ОГОУ СПО «Орловский базовый медицинский колледж» по организации хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность; с 13 января 2016 г. по 22 марта 2016 г. в ОГОУ СПО «Орловский базовый медицинский колледж» по охране здоровья сельского населения.

Допрошенные судом первой инстанции свидетели Костромитина Д.Л., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 указали, что Какуева Т.Ф. в спорные периоды времени, не только исполняла обязанности <...> соответствующего медпункта или фельдшерско - акушерского пункта, но и выполняла обязанности фельдшера: делала перевязки, инъекции, капельницы по назначению врача, отпускала лекарственные препараты, вела терапевтический и педиатрический прием больных, посещала по вызовам больных на дому, оказывала неотложную медицинскую помощь гражданам, в том числе в экстренных случаях.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеназванных нормативных актов, исходил из того, что спорные периоды подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как истец фактически выполняла трудовые функции заведующей- фельдшера фельдшерско-акушерским пунктом на полную ставку, при этом за нее уплачены страховые взносы. Суд первой инстанции также принял во внимание, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, поэтому периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен также производить отчисления страховых взносов в соответствующие фонды.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах закона, регулирующих спорные правоотношения.

Довод жалобы о неправомерности включения периодов работы истца в должности заведующей медпунктом, фельдшерско-акшерским пунктом, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусматриваются должности заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра, должность фельдшер в больницах всех наименований, амбулатории.

Как следует из Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. № 566, действовавшего до 21 марта 2003 года, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением и находится в ведении сельского Совета депутатов трудящихся.

Согласно указанному Положению, на фельдшерско-акушерский пункт возлагается помимо прочего оказание населению доврачебной медицинской помощи, работу пункта возглавляет заведующий.

В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, приложение № 2 к приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. № 566, на должность заведующего назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер наряду с руководством работой персонала фельдшерско-акушерского пункта оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности фельдшерско-акушерских пунктов не предусматривало возможности для руководителя такого учреждения заниматься исключительно руководящей деятельностью.

Из материалов дела видно, что в 1993 году Какуева Т.Ф. окончила полный курс Орловского медицинского училища по специальности лечебное дело, ей присвоена квалификация фельдшер, что подтверждается дипломом от 25 февраля 1993 года (л.д. 20).

В материалы дела были представлены штатные расписания ФАП Троснянского района на 1999-2007 г.г., 2009-2010 г.г., согласно которым в штате медпунктов значились две должности: заведующая и санитарка.

Других должностей, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 78, в штате ФАПов Троснянского района предусмотрено не было.

Согласно должностной инструкции на заведующую фельдшерско-акушерским пунктом, в том числе, были возложены обязанности в пределах ее компетенции и профессиональных прав обследовать население, устанавливать диагноз, назначать и проводить лечение, выполнять медицинские манипуляции и профилактическую работу, выписывать рецепты, выдавать больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в порядке установленном МЗ СР РФ, повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет. (раздел 3).

Таким образом, учитывая характер работы истца в спорный период, неполное наименование должности истца без указания наименования должности среднего медицинского персонала, предусмотренного в Списке, фельдшер (акушерка, медсестра), не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет, в связи с чем, истец имеет право на включение спорных периодов с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве <...>; с <дата> по <дата> в <...>; с <дата> по <дата> в качестве заведующей <...>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве <...> в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья.

В силу п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Отсутствие в названных Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках и курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из стажа педагогической деятельности.

В этой связи доводы апелляционной жалобы ответчика являются несостоятельными. Учитывая требования пенсионного законодательства, не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кромского районного суда Орловской области от 6 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судья

1версия для печати

33-256/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Какуева Татьяна Федоровна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Коротченкова Ирина Ивановна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
20.01.2020Передача дела судье
05.02.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее