Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1870/2022 (2-9966/2021;) ~ М-8467/2021 от 09.12.2021

Дело № 2-1870/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2022 года Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Рябова А.Е., при секретаре Боевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио1 ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании недоплаченной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,

У с т а н о в и л:

Истец фио1 обратился в суд с иском к ответчику ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании недоплаченной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, в обоснование заявленных требований, указав следующее.

фио1 на основании справки от ДД.ММ.ГГГГ присвоена третья группа инвалидности, причиной которой явилось получение трудового увечья.

Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, разработанной Бюро – филиал ФКУ «Главного бюро МСЭ по Нижегородской области» Минтруда России, фио1 предусмотрено обеспечение, в том числе протезом предплечья с внешним источником энергии.

ДД.ММ.ГГГГ между фио1 и ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии» заключен договор на изготовление технических средств реабилитации. Условиями данного договора предусмотрено изготовление протеза предплечья с внешним источником энергии стоимостью 5 067 564 рублей.

Денежные средства в размере 5 067 564 рублей перечислены на расчетный счет ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии».

ДД.ММ.ГГГГ протез предплечья с внешним источником энергии передан истцу по акту приема-передачи выполненных работ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением с целью компенсации затрат на самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии, приложив необходимый комплект документов, предусмотренный действующим законодательством.

В ДД.ММ.ГГГГ года фио1 выплачена компенсация за самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии в размере 3 916 983 рубля 33 копейки, размер которой существенно ниже, чем реальная стоимость протеза, приобретенного истцом за собственный счет.

ДД.ММ.ГГГГ г. истцом в адрес ответчика направлена жалоба с требованием о пересмотре и осуществлении доплаты суммы компенсации, однако данное обращение оставлено ответчиком без удовлетворения.

Полагая указанные действия ответчика незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском.

На основании изложенного, истец просит суд: взыскать с ответчика недоплаченную компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 150 580 рублей 67 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 953 рубля, расходы по оплате услуг нотариуса в размере 2170 рублей.

По ходатайству сторон для участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии», ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» Минтруда России.

В судебное заседание истец фио1 не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель истца фио2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения по существу иска.

Представители ответчика ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ фио3, фио4, действующие на основании доверенности, исковые требования не признали в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель третьего лица ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии» фио5, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования фио1, просила суд исковые требования удовлетворить

Представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» Минтруда России не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дел без его участия.

Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с абз. 19 ст. 11.1 Федерального закона N 181- ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила N 240).

Пунктом 2 Правил N 240 предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Судом установлено, фио1 на основании справки от ДД.ММ.ГГГГ присвоена третья группа инвалидности, причиной которой явилось получение трудового увечья.

Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, разработанной Бюро – филиал ФКУ «Главного бюро МСЭ по Нижегородской области» Минтруда России, фио1 предусмотрено обеспечение, в том числе протезом предплечья с внешним источником энергии.

ДД.ММ.ГГГГ между фио1 и ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии» заключен договор на изготовление технических средств реабилитации. Условиями данного договора предусмотрено изготовление протеза предплечья с внешним источником энергии стоимостью 5 067 564 рублей.

Денежные средства в размере 5 067 564 рублей перечислены на расчетный счет ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии».

ДД.ММ.ГГГГ протез предплечья с внешним источником энергии передан истцу по акту приема-передачи выполненных работ.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением с целью компенсации затрат на самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии, приложив необходимый комплект документов, предусмотренный действующим законодательством.

В ДД.ММ.ГГГГ года фио1 выплачена компенсация за самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии в размере 3 916 983 рубля 33 копейки.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок N 57н).

Пунктом 3 Порядка N 57 н установлено, что компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Пунктом 4 Порядка N 57н установлено, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

Согласно 5 Порядка N 57н компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, поданного в уполномоченный орган однократно. При подаче инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида.

Таким образом, юридически значимыми для данного спора обстоятельствами являются: нуждаемость инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в определенном виде технического средства реабилитации, самостоятельное приобретение инвалидом такого средства реабилитации, установление размера компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации, с учетом результатов последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации.

Согласно пункту 8 Приказа Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р", инвалидам предоставляются протезы и ортезы.

Судом установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, истец нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации - протезом предплечья с внешним источником энергии. Истцом указанный протез приобретен самостоятельно в 2020 году.

На момент обращения фио1 за компенсацией, последним завершенным государственным контрактом, был государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с внешним источником энергии для обеспечения в 2021 году пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, заключенный в Приволжском федеральном округе Государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл с ООО «СКОЛИОЛОДЖИК.РУ». Согласно вышеназванному контракту стоимость протеза предплечья с внешним источником энергии составляет 3 916 983,33 рублей.

Ответчиком было сопоставлено наименование технического средства реабилитации и осуществлена выплата компенсации фио1 в том объеме, который указан в государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в классификации вид технических средств реабилитации имеет наименование, как протез предплечья с внешним источником энергии, без указания на его функциональность и технические характеристики.

Индивидуальной программой реабилитации инвалида фио1 предусмотрен протез предплечья с внешним источником энергии. Указаний на какие-либо дополнительные функции протеза в индивидуальной программе реабилитации истца не содержится, изменений в программу реабилитации внесено не было.

Ссылка истца на положения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению и обеспечению застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и (или) профессионального заболевания, протезом предплечья с внешним источником энергии в ДД.ММ.ГГГГ г. от ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельна, поскольку на момент обращения фио1 за компенсацией расходов в Приволжском федеральном округе действовал государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ.

Приобретение истцом более дорогого технического средства реабилитации с дополнительными характеристиками не порождает право на возмещение полной его стоимости. Технические средства реабилитации конкретной модели с улучшенными техническими характеристиками могут быть самостоятельно приобретены инвалидом.

Возможность получения компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.

Таким образом, представленными по делу доказательствами, подтверждается факт надлежащего исполнения ответчиком возложенных на него обязанностей.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца о взыскании недоплаченной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.

Исковые требования о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины, а также расходов по оплате услуг нотариуса удовлетворению не подлежат, поскольку являются производными от исковых требований о взыскании недоплаченной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, в удовлетворении которых судом отказано.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований фио1 ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца, путем подачи жалобы в Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода.

Судья:                                 А.Е. Рябов

2-1870/2022 (2-9966/2021;) ~ М-8467/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Старов Дмитрий Геннадьевич
Ответчики
ГУ Нижегородское Региональное Отделение Фонда Социального Страхования РФ
Суд
Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород
Судья
Рябов Александр Евгеньевич
Дело на сайте суда
nizegorodsky--nnov.sudrf.ru
09.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.01.2022Предварительное судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
12.04.2022Судебное заседание
18.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее