Дело № 2-1870/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2022 года Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Рябова А.Е., при секретаре Боевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио1 ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании недоплаченной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,
У с т а н о в и л:
Истец фио1 обратился в суд с иском к ответчику ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании недоплаченной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, в обоснование заявленных требований, указав следующее.
фио1 на основании справки № от ДД.ММ.ГГГГ присвоена третья группа инвалидности, причиной которой явилось получение трудового увечья.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ, разработанной Бюро № – филиал ФКУ «Главного бюро МСЭ по Нижегородской области» Минтруда России, фио1 предусмотрено обеспечение, в том числе протезом предплечья с внешним источником энергии.
ДД.ММ.ГГГГ между фио1 и ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии» заключен договор № на изготовление технических средств реабилитации. Условиями данного договора предусмотрено изготовление протеза предплечья с внешним источником энергии стоимостью 5 067 564 рублей.
Денежные средства в размере 5 067 564 рублей перечислены на расчетный счет ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии».
ДД.ММ.ГГГГ протез предплечья с внешним источником энергии передан истцу по акту приема-передачи выполненных работ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением с целью компенсации затрат на самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии, приложив необходимый комплект документов, предусмотренный действующим законодательством.
В ДД.ММ.ГГГГ года фио1 выплачена компенсация за самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии в размере 3 916 983 рубля 33 копейки, размер которой существенно ниже, чем реальная стоимость протеза, приобретенного истцом за собственный счет.
ДД.ММ.ГГГГ г. истцом в адрес ответчика направлена жалоба с требованием о пересмотре и осуществлении доплаты суммы компенсации, однако данное обращение оставлено ответчиком без удовлетворения.
Полагая указанные действия ответчика незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском.
На основании изложенного, истец просит суд: взыскать с ответчика недоплаченную компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 150 580 рублей 67 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 953 рубля, расходы по оплате услуг нотариуса в размере 2170 рублей.
По ходатайству сторон для участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии», ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» Минтруда России.
В судебное заседание истец фио1 не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца фио2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения по существу иска.
Представители ответчика ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ фио3, фио4, действующие на основании доверенности, исковые требования не признали в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии» фио5, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования фио1, просила суд исковые требования удовлетворить
Представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» Минтруда России не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дел без его участия.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 19 ст. 11.1 Федерального закона N 181- ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила N 240).
Пунктом 2 Правил N 240 предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Судом установлено, фио1 на основании справки № от ДД.ММ.ГГГГ присвоена третья группа инвалидности, причиной которой явилось получение трудового увечья.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ, разработанной Бюро № – филиал ФКУ «Главного бюро МСЭ по Нижегородской области» Минтруда России, фио1 предусмотрено обеспечение, в том числе протезом предплечья с внешним источником энергии.
ДД.ММ.ГГГГ между фио1 и ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии» заключен договор № на изготовление технических средств реабилитации. Условиями данного договора предусмотрено изготовление протеза предплечья с внешним источником энергии стоимостью 5 067 564 рублей.
Денежные средства в размере 5 067 564 рублей перечислены на расчетный счет ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии».
ДД.ММ.ГГГГ протез предплечья с внешним источником энергии передан истцу по акту приема-передачи выполненных работ.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением с целью компенсации затрат на самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии, приложив необходимый комплект документов, предусмотренный действующим законодательством.
В ДД.ММ.ГГГГ года фио1 выплачена компенсация за самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии в размере 3 916 983 рубля 33 копейки.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок N 57н).
Пунктом 3 Порядка N 57 н установлено, что компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Пунктом 4 Порядка N 57н установлено, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Согласно 5 Порядка N 57н компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, поданного в уполномоченный орган однократно. При подаче инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида.
Таким образом, юридически значимыми для данного спора обстоятельствами являются: нуждаемость инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в определенном виде технического средства реабилитации, самостоятельное приобретение инвалидом такого средства реабилитации, установление размера компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации, с учетом результатов последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации.
Согласно пункту 8 Приказа Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р", инвалидам предоставляются протезы и ортезы.
Судом установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, истец нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации - протезом предплечья с внешним источником энергии. Истцом указанный протез приобретен самостоятельно в 2020 году.
На момент обращения фио1 за компенсацией, последним завершенным государственным контрактом, был государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с внешним источником энергии для обеспечения в 2021 году пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, заключенный в Приволжском федеральном округе Государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл с ООО «СКОЛИОЛОДЖИК.РУ». Согласно вышеназванному контракту стоимость протеза предплечья с внешним источником энергии составляет 3 916 983,33 рублей.
Ответчиком было сопоставлено наименование технического средства реабилитации и осуществлена выплата компенсации фио1 в том объеме, который указан в государственном контракте № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в классификации вид технических средств реабилитации имеет наименование, как протез предплечья с внешним источником энергии, без указания на его функциональность и технические характеристики.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида фио1 предусмотрен протез предплечья с внешним источником энергии. Указаний на какие-либо дополнительные функции протеза в индивидуальной программе реабилитации истца не содержится, изменений в программу реабилитации внесено не было.
Ссылка истца на положения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению и обеспечению застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и (или) профессионального заболевания, протезом предплечья с внешним источником энергии в ДД.ММ.ГГГГ г. № от ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельна, поскольку на момент обращения фио1 за компенсацией расходов в Приволжском федеральном округе действовал государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приобретение истцом более дорогого технического средства реабилитации с дополнительными характеристиками не порождает право на возмещение полной его стоимости. Технические средства реабилитации конкретной модели с улучшенными техническими характеристиками могут быть самостоятельно приобретены инвалидом.
Возможность получения компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.
Таким образом, представленными по делу доказательствами, подтверждается факт надлежащего исполнения ответчиком возложенных на него обязанностей.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца о взыскании недоплаченной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Исковые требования о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины, а также расходов по оплате услуг нотариуса удовлетворению не подлежат, поскольку являются производными от исковых требований о взыскании недоплаченной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, в удовлетворении которых судом отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований фио1 ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца, путем подачи жалобы в Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода.
Судья: А.Е. Рябов