Решение по делу № 2-378/2014 ~ М-371/2014 от 06.10.2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 ноября 2014 года                         с.Чара

Каларский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Пешковой О.Н.,

с участием истца Антоновой Н.В.,

её представителя Громова А.В., действующего на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ,

представителя ответчика администрации городского поселения «Новочарское» Гасенко О.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

при секретаре Селиной Е.Н.,    

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-378/2014 по исковому заявлению Антоновой Н.В. к администрации городское поселение «Новочарское» об обязании предоставить ей и членам её семьи жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к администрации городское поселение «Новочарское», мотивируя свои требования тем, что проживала по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ дом сгорел. Она трижды обращалась в администрацию городского поселения "Новочарское" с просьбой о предоставлении жилого помещения, однако оно ей представлено не было. Со ссылкой на ст.40 Конституции РФ, ст.14-15,49-51, 57, 95 ЖК РФ, положений Определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. №376-О-П) просила обязать администрацию городского поселения "Новочарское" предоставить ей и членам её семьи по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены М.Е.А., А.Ю.А. (л.д.23).

ДД.ММ.ГГГГ требования в письменном виде уточнены и просит обязать администрацию выдать ей безвозмездно субсидию в размере 100% рыночной стоимости жилья из расчета 80,5 кв.м, как лицу, пострадавшему от стихийного бедствия (пожара) (л.д.51). В судебном заседании устно представитель истца Громов А.В. ссылался на основание предоставления данной субсидии, предусмотренное Постановление Правительства от 3 августа 1996 г. №937, и на виновные действия администрации городского поселения "Новочарское", повлекшие возникновение пожара.

ДД.ММ.ГГГГ требования истицей вновь уточнены и указаны как первоначальные, а именно о возложении обязанности на администрацию городского поселения "Новочарское" предоставить ей и членам её семьи жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке (л.д._____).

В судебном заседании установлено.

Истец на иске настаивает, а именно просит обязать ответчика предоставить жилое помещение ей и членам её семьи, так как негде проживать после пожара.

Её представитель Громов А.В. пояснил, что администрация обязана предоставить истице жилое помещение, как лицу, утратившему жилое помещение в результате пожара в силу прямого указания ст.40 Конституции РФ, 57 ЖК РФ и положений Определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. ДД.ММ.ГГГГ истицей подано заявление о признании её с членами семьи малоимущими, представленные суду справки НДФЛ также свидетельствуют о малоимущести истицы и членов её семьи. Как собственник муниципального жилья администрация городского поселения "Новочарское" надлежаще свои обязанности не выполняла, что повлекло уничтожение имущества пожаром, маневренного фонда не имеет, в предоставлении истице жилого помещения незаконно отказывает.

Представитель ответчика администрации городского поселения "Новочарское" Гасенко О.А. с иском не согласна, пояснила, что истица состоит в списке граждан (реестре домов), подлежащих переселению из ветхого жилья, однако в очереди нуждающейся в улучшении жилищных условий она не состоит, малоимущей не признавалась в установленном законом порядке. Просит в иске отказать.

Третьи лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает. Ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие не поступило.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав, проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Установлено, что истица проживала по адресу <адрес>.

Согласно справке с Отдела надзорной деятельности по Каларскому району МЧС России квартира истицы ДД.ММ.ГГГГ полностью уничтожена в результате пожара (л.д.12).

По данному адресу сохраняют регистрацию истица и её дочери – М.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и А.Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющаяся сына К.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.13-17).

Изначально истица ссылалась на необходимость предоставления жилья по договору социального найма, затем требования уточнила и просит обязать выдать субсидию в размере 100% рыночной стоимости жилья, утраченного в результате пожара.

Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 27.03.2006, в "Российской газете" - 05.04.2006).

На ДД.ММ.ГГГГ истица вновь вернулась к первоначально заявленным требованиям о предоставлении жилья по договору социального найма.

В соответствии с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, в том числе и гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или неподлежащими реконструкции (п. 1 ч. 2 данной статьи).

По смыслу приведенной нормы закона предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь, при этом и не исключает необходимости их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении N 376-О-П от 5 марта 2009 г. (ч. 2 абз. 5 и 6), федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Таким образом, для обеспечения жилым помещением по договору социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, гражданин должен быть признан малоимущим и нуждаться в улучшении жилищных условий в силу обеспеченности жильем ниже установленной нормы либо ввиду отсутствия жилья. Эти условия должны быть установлены в их совокупности.

Статьей 2 Закона Забайкальского края от 16 декабря 2009 г. N 309-ЗЗК "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусмотрен перечень документов, прилагаемый к заявлению о принятии на учет, в том числе на всех членов семьи.

Так, к заявлению о принятии на учет прилагаются:

1) документы о признании гражданина малоимущим;

2) документы, подтверждающие личность заявителя и состав его семьи (паспорт, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении члена семьи, решение об усыновлении (удочерении), решение об опеке, судебное решение о признании членом семьи и иные документы);

3) документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

а) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства заявителя и членов его семьи (выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, заверенные органом или организацией, уполномоченными на их выдачу);

(пп. "а" в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 688-ЗЗК)

г) справка органов государственной регистрации и органа, осуществляющего техническую инвентаризацию, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи;

4) документы, подтверждающие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди:

а) копия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Документы, указанные в пункте 2, подпункте "б" пункта 4 части 1 настоящей статьи, а также в случае, если обязанность по их представлению возложена на заявителя, документы, указанные в подпункте "б" пункта 3 части 1 настоящей статьи, представляются в копиях с одновременным представлением оригинала. Копии документов должны быть заверены нотариально, либо органом, выдавшим документ, либо лицом, принимающим документы, после проверки их соответствия оригиналам (в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 688-ЗЗК).

Согласно ст.4 ЗЗК-№309 решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом, осуществляющим учет, по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и представленных заявителем или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 2 настоящего Закона края документов (их копий или содержащейся в них информации) не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления в указанный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 2 настоящего Закона края возложена на заявителя.

Представленный Антоновой Н.В. пакет документов является не полным, поскольку в квартире, находившейся в её собственности, прописаны дочь с ребенком с ребенком (внуком истицы). От них никаких документов не предоставлялось.

Закон Забайкальского края от 07.12.2009 N 289-ЗЗК (ред. от 28.07.2014) "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 25.11.2009) устанавливает на территории Забайкальского края порядок признания органами местного самоуправления граждан малоимущими и порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Малоимущими могут быть признаны постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования Забайкальского края граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства (при условии, что предоставление им жилых помещений по договорам социального найма предусмотрено международным договором), уровень среднемесячных доходов которых меньше порогового значения размера дохода и стоимость имущества меньше порогового значения стоимости имущества (ст.2 ЗЗК-№289).

Таким образом, в компетенцию органа местного самоуправления входит решения вопроса о признании граждан малоимущими, а считающие себя таковыми данные граждане обязаны предоставить определенный перечень документов, определенных вышеуказанными нормами законов.

После поступления дела в суд, истице разъяснялась возможность обратиться в администрацию городского поселения "Новочарское" с заявлением о признании малоимущей, чего ею сделано не было, она изменила требования и только ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о признании её малоимущей, которое администрация обязана рассмотреть в течение 30 дней.

В связи с тем, что в настоящее время истица не признана малоимущей, не поставлена на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию городского поселения «Новочарское» обязанности по предоставлению истице вне очереди по договору социального найма жилого помещения и отказывает ей в удовлетворении иска.

Не имеется никаких оснований для возложения обязанности по предоставлению жилья как в возмещение вреда, причиненного бездействием администрации, как на то ссылается представитель истицы.

Из ответа на запрос суда от начальника ОНД по Могочинскому, Каларскому, Тунгиро-Олекминскому районам и г. Могоча УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 19 ч. 30-40мин. произошел пожар в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. На основании данных, полученных в ходе осмотра места пожара, изучения специальной пожарно - технической литературы, опроса очевидцев, причиной возникновения данного пожара явилось нарушение правил эксплуатации электрооборудования, нагревательных приборов, котловых установок. Оставление без присмотра включенных в электрическую сеть электронагревательных элементов, потребителей повышенной нагрузки, излучающих тепловую энергию, а именно критические перегрузки электрического кабеля, повлекшие образование большого переходного сопротивления соединений, воспламенение изоляции, и дальнейшее распространение ОФП (опасных факторов пожара) на горючие материалы крыши (рубероид, сухая древесина). Виновные лица не установлены. Собственники уничтоженного в результате пожара имущества:    Администрация городского поселения «Новочарское», гражданка Антонова Н.В., граждане Л.В.В., Л.А.В. в установленные законом сроки, документально материальный ущерб, нанесенный им в результате пожара не подтвердили. Следовательно, в результате проведения проверки по факту пожара в жилом <адрес>, установлено, что отсутствуют признаки события преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ - уничтожение и повреждение чужого имущества в крупном размере путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками зажигания.

В силу ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст.1069 ГК РФ).

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий (ст.56 ГПК РФ).

Доказательств вины администрации городского поселения "Новочарское" в причинении вреда, истицей не представлено.

На основании вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Антоновой Н.В. к администрации городское поселение «Новочарское» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Каларского

районного суда п/п         О.Н.Пешкова

Копия верна:

Судья                                    О.Н.Пешкова

2-378/2014 ~ М-371/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Антонова Наталья Владимировна
Ответчики
Администрация городского поселения "Новочарское"
Другие
Медведик Евгения Анатольевна
Громов Аркадий Владимирович
Гасенко Ольга Анатольевна
Антонова Юлия Анатольевна
Суд
Каларский районный суд Забайкальского края
Судья
Пешкова Ольга Николаевна
Дело на странице суда
chara--cht.sudrf.ru
06.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2014Передача материалов судье
08.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2014Подготовка дела (собеседование)
21.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2014Судебное заседание
13.11.2014Судебное заседание
26.11.2014Судебное заседание
26.11.2014Судебное заседание
28.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2015Дело оформлено
05.03.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее