Дело № 2-860/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«21» мая 2018 года город Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Сандуляк С.В.,
с участием истца Головиной В.С.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – Пальчиковой И.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 г. (номер обезличен)
при секретаре судебного заседания Лютиковой И.А.,
рассмотрев в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению
Головиной Валентины Сергеевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,
У С Т А Н О В И Л:
Головина В.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 08.02.2018 (номер обезличен) ей было отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 1984 года по 20.07.1986 года не подтвержден документально регистрацией по месту жительства.
Согласно позиции ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) период её проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подтвержденный регистрацией по месту жительства, составляет 3 года 06 месяцев 14 дней, что не дает ей право на досрочное назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на один год.
Не соглашаясь с отказом ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в назначении пенсии досрочно, указала, что считает факт её проживания на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 1984 г. по 20.07.1986 г., подтвержденным. 25.12.1982 года она вступила в брак с Г.С.И. 20.07.1983 года у них родилась дочь Г.Е.С. После рождения ребенка она вместе с дочерью проживала у своих родителей по адресу: (адрес обезличен). С 1984 года всей семьей проживали по адресу: (адрес обезличен) В медицинской карте дочери Г.Е.С., составленной 12.05.1985 г., указан адрес проживания семьи: (адрес обезличен). С 01.08.1986 года она работала в МДОУ ЦРР д/с № 39, что подтверждается записью в трудовой книжке. При обращении в администрацию Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области ей была выдана справка о том, что она была зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен) с 21.07.1986 г. по 05.02.1990 г., хотя фактически постоянно проживала по вышеуказанному адресу с 1984 г. В устной беседе ей пояснили, что данные бараки не состояли на балансе, в связи с чем регистрация граждан осуществлялась только с 1986 г.
Полагая, что отсутствие документов, подтверждающих регистрацию в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не может являться основанием для отказа в назначении ей досрочной пенсии, просила суд признать за ней право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в общей сложности на один год в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить ей выплату пенсии с 15.02.2018 г.
В судебном заседании истец Головина В.С. исковые требования поддержала, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 (один) год; обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить ей пенсию по старости с момента возникновения права, а именно с 15.02.2018 года.
Поддерживая исковые требования с учетом их уточнения, в обоснование Головина В.С. указала, что с отказом ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в досрочном назначении пенсии, в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС, не согласна. Считает, что отсутствие документов, подтверждающих её регистрацию по месту жительства по адресу: (адрес обезличен) с 1984 г. не может препятствовать ей в реализации права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В августе 1983 года она с мужем переехали проживать в п. Зареченский, ранее до августа 1983 года проживали на съемной квартире по пер. Волгоградскому в г. Орле. Жилое помещение в п. Зареченский Орловского района предоставлено было по месту работы супруга, который работал в Калужском специализированном монтажно-наладочном управлении, участок которого находился в г. Орле. В спорном жилом помещении, которое им было предоставлено, с 1983 года по 1986 года их не регистрировали, зарегистрировали только 21 июля 1986 года. С сентября 1984 года она постоянно стала проживать с семьей в (адрес обезличен). Ссылаясь на письменные доказательства, представленные в материалы дела, а также на показания свидетелей, подтверждающие фактическое её проживание по адресу: (адрес обезличен), просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Пальчикова И.В. исковые требования не признала. Возражая против заявленных исковых требований, указала, что с учетом документально подтвержденного периода проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 21.07.1986 г. по 05.02.1990 г., что составляет 3 года 06 месяцев 14 дней, Головина В.С. права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не имеет. При таких обстоятельствах полагала, что в удовлетворении исковых требований Головиной В.С. следует отказать.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
В силу частей 1 и 2 статьи 8, частей 1 и 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ так же предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, назначение досрочных трудовых пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу ст. 3 приведенного Закона, а также п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Статьей 20 Конституции Российской Федерации и международными актами о правах человека, предусмотрено, что каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до 01.02.1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 г. № 237-р; с 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 N 1582; с 21.10.2015 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8.10.2015 N 1074.
Поселок Зареченский Орловского района Орловской области в соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 г. № 237-р, был отнесен к числу населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26.04.1986 г. по 31.01.1998 года.
Судом установлено, что 25.01.2018 года Головина В.С. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии досрочно. (л.д. 30-31).
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 07.02.2018 г. (номер обезличен) Головиной В.С. в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отказано в связи с отсутствием права. (л.д. 10).
Принятое решение об отказе Головиной В.С. в назначении пенсии мотивировано тем, что права на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Головина В.С. не имеет, в связи с тем, что документально подтвержденным периодом её проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом является период проживания в (адрес обезличен) с 21.07.1986 г. по 05.02.1990 г., который составляет 03 года 06 месяцев 14 дней, что не дает права на снижение общеустановленного пенсионного возраста. Факт проживания на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период с 1984 года по 20.07.1986 г. не подтвержден регистрацией по месту жительства. (л.д. 9).
По мнению истца, постоянно проживая в период с 1984 года по 1990 год в (адрес обезличен), относящемся в соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 г. № 237-р, к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год.
Проверяя обоснованность заявленных истцом требований, судом установлено следующее.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации серии (номер обезличен) Головина В.С. с 08.02.1990 года и по настоящее время зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен). (л.д. 13-14).
Других сведений о регистрации по месту жительства в период до 08.02.1990 г. в паспорте Головиной В.С. не содержится.
Из справки (номер обезличен) от 12.10.2017 г., выданной администрацией Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, основанием для выдачи которой послужила поквартирная карточка, а также из самой поквартирной карточки следует, что Головина В.С. была постоянно зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен), с 21.07.1986 г. по 05.02.1990 г. (л.д. 11, 12).
Несмотря на отсутствие сведений о регистрации истца в период с 1984 года по 20.07.1986 года по адресу: (адрес обезличен), суд считает, что представленными доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, подтверждается, что Головина В.С. в указанный период фактически проживала в указанном населенном пункте, относящемся к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных доказательств, в частности представленной истцом карточкой прописки, в которой в графе «Откуда и когда прибыл» указано, что Головина В.С. прибыла по месту жительства (адрес обезличен), из (адрес обезличен) 12.12.1984 года. (л.д. 12).
Данные представленной суду медицинской амбулаторной карты дочери истца – Г.Е.С., 20.07.1983 года рождения, в которой на дату её составления – 12 мая 1985 г. указано место проживания ребенка: (адрес обезличен), так же подтверждают факт проживания истца в спорный период времени по адресу: (адрес обезличен) (л.д. 22-27).
Так же, в подтверждение факта проживания Головиной В.С. в спорный период на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, в (адрес обезличен), последней представлена выписка из похозяйственной книги (номер обезличен) Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области (адрес обезличен) за период 1986 - 1990 годы, из которой так же следует, что в лицевом счете (номер обезличен) по адресу (адрес обезличен) (адрес обезличен) членом хозяйства значится Головина В.С. на 01.01.1986 г. (л.д.17-19).
Факт проживания истца в спорный период в (адрес обезличен) без регистрации, то есть на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, что дает Головиной В.С. право в силу положений ст. 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на досрочное назначение пенсии, кроме письменных доказательств подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Ж.В.И., Т.Л.П., Т.Т.И., М.Т.Н.
Допрошенный в качестве свидетеля Ж.В.И. в судебном заседании указал, что знаком с истцом, проживали по соседству в (адрес обезличен) Он проживает в (адрес обезличен) с 1982 года, семья Головиной В.С. приехала позже, примерно в 1983-1984 году. Он так и остался проживать в данном доме, а семья Головиной В.С. позже получила квартиру и переехала на другое место жительства. Согласно паспорту он зарегистрирован по месту жительства по адресу: (адрес обезличен), с 28 марта 1986 г., но у него была регистрация по месту жительства и до указанной даты, но в связи с заменой паспорта по возрасту регистрация ранее 28 марта 1986 года у него не сохранилась.
Свидетель Т.Л.П. пояснила суду, что Головину В.С. она знает, проживает в (адрес обезличен) с 1983 года. С 1983 года она проживала в одном бараке с семьей Головиной В.С., у них была одна общая кухня на три семьи. Дети Головиных родились, когда они жили в (адрес обезличен). Зарегистрирована она была в (адрес обезличен) согласно имеющейся сейчас записи в паспорте с 1989 года. Ранее также была зарегистрирована там же в (адрес обезличен), но так как с возрастом паспорт был заменен, сведений о регистрации до 1989 года не сохранилось.
Свидетель Т.Т.И. пояснила суду, что истицу Головину В.С. она знает, проживали в соседних домах в (адрес обезличен). Её супруг и супруг Головиной В.С. вместе работали, и по месту работы им предоставили жилье. Она проживала с семьей в (адрес обезличен) с января 1982 года. Головины вселились в соседний дом в (адрес обезличен) позже, примерно через год или полтора после того, как вселились они, в 1983 или 1984 году. У Головиной на тот период, когда они вселились, был один ребенок – дочь Елена. В связи с тем, что по возрасту ею менялся паспорт, сведения о регистрации по месту жительства до 1991 года не сохранились.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля М.Т.Н., являющаяся ведущим специалистом администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, в судебном заседании подтвердила, что поскольку в похозяйственной книге (номер обезличен) Образцовского сельского поселения (адрес обезличен) за период 1986 - 1990 годы отсутствуют особые отметки о дате регистрации Головиной В.С. в 1986 г., соответственно, согласно существующей инструкции на 01.01.1986 г. последняя проживала в (адрес обезличен).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 1 ст. 67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей.
Оценивая в совокупности все представленные стороной истца доказательства, суд приходит к выводу, что все они объективно подтверждают факт проживания Головиной В.С. в спорный период, а именно с 1984 года по 20.07.1986 года на территории (адрес обезличен), отнесенной Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 г. № 237-р, к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, доводы представителя ответчика об отсутствии у Головиной В.С. права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с неподтверждением факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом в спорный период, являются необоснованными и не могут служить основанием к отказу истцу в признании за ней права на досрочную пенсию.
Ссылка представителя ответчика на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт проживания на территории радиоактивного загрязнения, что давало бы право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», является несостоятельной и опровергается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Учитывая, что Головина В.С. фактически проживала в период с 1984 года по 20.07.1986 года на территории (адрес обезличен), то есть в населённом пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, разрешая спор в пределах заявленных истцом исковых требований, суд приходит к выводу о признании за последней права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год, поскольку предоставление гражданам РФ льгот, вследствие проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у них регистрации по фактическому месту жительства.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из представленных суду документов, Головина В.С. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии 25.01.2018 г.
Право на досрочную пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на 1 год, возникло у последней по достижению ею возраста 54 лет, то есть с 15.02.2018 года, соответственно пенсия должна быть назначена ей с момента возникновения права – с 15 февраля 2018 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Головиной Валентины Сергеевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за Головиной Валентиной Сергеевной право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на 1 (один) год.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Головиной Валентине Сергеевне выплату пенсии с 15 февраля 2018 г.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Головиной Валентины Сергеевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2018 г.
Судья С.В. Сандуляк