Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3591/2015 ~ М-3436/2015 от 19.10.2015


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2015 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи - Поповой О.А., при секретаре – Ширяевой К.И.,

с участием: представителя истца – Пантюхиной Е.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет, представителя ответчика – Аладдина В.Ю. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствие третьего лица – представителя мэрии г.Тольятти Самарской области,

рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-3591/15 по заявлению Завидовой Натальи Владимировны к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управлению Росреестра по Самарской области) об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации изменений объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Завидова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Ставропольский районный суд с указанным заявлением.

Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в отношении нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, приложив все необходимые для этого документы. ДД.ММ.ГГГГ истцом получении уведомление о приостановлении государственной регистрации, ДД.ММ.ГГГГ – отказ в регистрации. Причиной послужило отсутствие документов, свидетельствующих о том, что для проведенной реконструкции нежилого помещения не требуется разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. С данным отказом истец не согласна, поскольку считает, что были предоставлены все необходимые для регистрации изменений об объекте недвижимости документы, иные законодательством не предусмотрены и просит: признать незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Управление Росреестра по Самарской области произвести действия по государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Управление Росреестра по Самарской области компенсировать судебные расходы истца по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что указанное помещение является магазином «Магнит», в котором провели реконструкцию, дополнительно установили гипсокартоновые перегородки. Документы, о которых говорится в отказе ответчика истец предоставлять не обязан, они не предусмотрены законодательством, поскольку в ходе реконструкции помещения нарушений несущих конструкций не установлено. Арендатор помещения -ЗАО «Тандер» обращался в мэрию г. Тольятти, но ему сообщили, что подобных ответов мэрия не дает, разрешения на подобного рода реконструкцию не требуется.

Представитель административного ответчика в судебное заседание представил письменный отзыв и просил в иске отказать, поскольку, по мнению ответчика, орган местного самоуправления должен выдать документ, что не требуется получения разрешения на реконструкцию.

Представитель третьего лица- мэрии г. Тольятти Самарской области представил отзыв и просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Поскольку заявление Завидовой Н.В. поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 5 месяцев, что является нарушением ч.1 ст. 119 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, судом по заявлению истца судом рассмотрен вопрос о восстановлении срока на подачу иска. Указанное заявление удовлетворено, вынесено определение.

Выслушав представителей административного истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, отзывы, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что Завидовой Н.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение по адресу: <адрес>.

Указанное помещение постановлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет кадастровый .

В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении перепланировки нежилых помещений по адресу: <адрес>, не произошло нарушения несущей способности здания в целом. Выполненные работы соответствуют требованиям ДД.ММ.ГГГГ-87 «Несущие и ограждающие конструкции», не противоречат требованиям СНиП 2.08.02.89* «Общественные здания и сооружения», ст. 51 ГрК РФ. Помещение пригодно для эксплуатации, угрозы для жизни людей не представляет.

Из ответа мэрии г. Тольятти директору ЗАО «Тандер» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рассмотрено обращение по вопросу реконструкции помещения по адресу: <адрес>. При условии соответствия изменений объекта условиям ч.17 ст. 51 ГрК РФ, получение каких-либо разрешений от мэрии г.о. Тольятти не требуется.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Самарской области истцу отказано в государственной регистрации внесения изменений в отношении нежилого помещения по адресу: <адрес>, поскольку ст.ст. 51,55 ГрК РФ предусматривают выдачу разрешений в том числе на реконструкцию помещения, а определение необходимости либо отсутствие ее в выдаче подобного разрешения отнесено к компетенции органа местного самоуправления г.о. Тольятти.

Согласно отзыву мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, выдача заключений и справок на реконструкцию помещений не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом и не входит в компетенцию органа местного самоуправления.

В ходе рассмотрения дела установлено, что при производстве работ по перепланировке спорного нежилого помещения целостность наружных капитальных стен не нарушена, капитальные конструкции не затронуты, предельные параметры разрешенной реконструкции превышены не были и более того произошло уменьшение площади спорного здания, надежность и безопасность конструктивных и других характеристик произведенной перепланировкой не затронуты, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно п.1 ст. 2 Федерального Закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ» (далее ФЗ №122), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с п.1 ст. 17 ФЗ № 122, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (п.1 ст.18 ФЗ № 122).

В силу п.17 ст. 51 ГрК РФ, выдача разрешений на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

В материалах, представленных истцом на государственную регистрацию учета изменений, имелось заключение , описанное выше, а также ответ мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ на имя директора ЗАО «Тандер» о том, что получение каких-либо разрешений от мэрии г.о. Тольятти не требуется.

Довод представителя ответчика о том. что ответ дан не истцу, а иному лицу, суд не принимает во внимание, поскольку ответ дается по факту реконструкции помещения по адресу: <адрес>.

Согласно ч.9,11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений ч.2 ст. 227 КАС РФ): об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области не соответствует закону и нарушает права заявителя, в связи с этим, требования истца о признании данного отказа незаконным, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Срок для устранения нарушений суд устанавливает в 10 рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

По требованию истца о взыскании с ответчика судебных расходов в счет оплаты государственной пошлины в размере <данные изъяты>, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>, что подтверждается чеком от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Таким образом, уплаченная истцом государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Завидовой Натальи Владимировны к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управлению Росреестра по Самарской области) – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление Росреестра по Самарской области в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести действия по государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Об исполнении решения суда уведомить Завидову Наталью Владимировну и суд.

Взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управлению Росреестра по Самарской области) в пользу Завидовой Натальи Владимировны уплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 20.11.2015.

Судья – подпись

Копия верна:

Судья

2а-3591/2015 ~ М-3436/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Завидова Н.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Мэряи г.Тольятти
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Попова О.А.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
21.10.2015Решение вопроса о принятии к производству
21.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.11.2015Предварительное судебное заседание
19.10.2015Регистрация административного искового заявления
20.10.2015Передача материалов судье
17.11.2015Судебное заседание
20.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2016Дело оформлено
28.01.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее