Дело № 2а-467/2018
Решение
Именем Российской Федерации
«09» июля 2018 года п. Демянск
Валдайский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Степановой Ю.П.,
при секретаре Матвеевой Т.В.,
с участием прокурора Демянского района Новгородской области Рубцова А.И.,
представителя административного ответчика Администрации Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области – главы поселения Нетешева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия
Установил:
Прокурор Демянского района Новгородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области (далее – Администрация) о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия, а именно в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения действующего законодательства на автомобильных дорогах муниципального значения. В обоснование иска указал, что прокуратурой Демянского района совместно с органом ГИБДД проведена проверка по факту ненадлежащего содержания автомобильных дорог местного значения общего пользования Лычковского сельского поселения по ул. Совхозная в с. Лычково протяженностью 1 224 м, принадлежащих муниципальному образованию. В ходе проверки установлено, что имеются нарушения ГОСТа 33220-2015, а именно в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 по ул. Совхозная имеются разрушения асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоин с резко выраженными краями: площадью 3,4 м2 глубина 9 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,64 м2, глубиной 7 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,46 м2, глубиной 10 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,47 м2, глубиной 10 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,55 м2, глубиной 9 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,49 м2, глубиной 11 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,58 м2, глубиной 11 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,45 м2, глубиной 6 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,54 м2, глубиной 8 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,43 м2, глубиной 10 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,90 м2, глубиной 9 см ул. Совхозная д.4; площадью 0,27 м2, глубиной 7 см ул. Совхозная д.4; площадью 0,90 м2, глубиной 9 см ул. Совхозная д.24; площадью 1,10 м2, глубиной 11 см ул. Совхозная д.24; площадью 0,30 м2, глубиной 7 см ул. Совхозная д.32; площадью 0,56 м2, глубиной 7 см ул. Совхозная д.32. Выявленные нарушения федерального законодательства, обеспечивающего безопасность дорожного движения, существенно нарушают права неопределённого круга лиц – участников дорожного движения на безопасные условия передвижения по дорогам, ставят под угрозу безопасность жизни и здоровья участников дорожного движения, могут явиться причиной значительного ущерба владельцам транспортных средств, а также могут способствовать совершению дорожно-транспортных происшествий.
В судебном заседании прокурор Рубцов А.И. заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Нетешев А.М. в судебном заседании исковые требования не оспаривал, пояснив, что часть работы для устранения нарушения действующего законодательства уже сделана.
Представители заинтересованных лиц – Администарции Демянского муниципального района и ОГИБДД МО МВД России «Демянский» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что в соответствии со ст. 150 КАС Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.п.1, 3 ст. 24 ФЗ № 196 права граждан на безопасные условия движения по дорогам страны гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ № 196 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе па платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
Согласно ст. 17 Закона №257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ч.1 ст. 18 Закона № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Пункт 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ определяет, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Данная норма также закреплена в п.6 ст. 13 данного Федерального закона.
В силу ч. 4 ст. 3 и ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют деятельность по противодействию терроризму, которая заключается, кроме того, в предупреждении терроризма, в том числе в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Основные требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования (далее - дороги) для обеспечения безопасности дорожного движения установлены ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» (далее -ГОСТ 33220-2015), введенного в действие Приказом Госстандарта от 11.08.2015 № 1122-ст.
В соответствии с пунктом 5.2.4. ГОСТ 33220-2015 покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов - отдельная выбоина или пролом глубиной 5 см и более, площадью не менее 0,09 кв. м.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Демянского района совместно с ГИБДД проведена проверка по факту ненадлежащего содержания автомобильных дорог местного значения. В ходе проверки установлено, что по ул. Совхозная имеются разрушения асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоин с резко выраженными краями: площадью 3,4 м2 глубина 9 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,64 м2, глубиной 7 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,46 м2, глубиной 10 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,47 м2, глубиной 10 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,55 м2, глубиной 9 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,49 м2, глубиной 11 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,58 м2, глубиной 11 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,45 м2, глубиной 6 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,54 м2, глубиной 8 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,43 м2, глубиной 10 см ул. Совхозная д.2; площадью 0,90 м2, глубиной 9 см ул. Совхозная д.4; площадью 0,27 м2, глубиной 7 см ул. Совхозная д.4; площадью 0,90 м2, глубиной 9 см ул. Совхозная д.24; площадью 1,10 м2, глубиной 11 см ул. Совхозная д.24; площадью 0,30 м2, глубиной 7 см ул. Совхозная д.32; площадью 0,56 м2, глубиной 7 см ул. Совхозная д.32.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 30 ноября 2017 года и фототаблицей выявленных недостатков.
В соответствии с п. 5ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Областного закона от 23.10.2014 № 637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 8 Устава Лычковского сельского поселения от 24 января 2015 года № 246 к вопросам местного значения Лычковского сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории Лычковского сельского поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории Лычковского сельского поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно п.4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, к полномочиям Администрации Лычковского сельского поселения относится решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Таким образом, суд полагает, что Администрацией не осуществляется надлежащий контроль за состоянием дорожного полотна, что свидетельствует о бездействии со стороны Администрации. При этом данное обстоятельство стороной ответчика не оспорено.
Доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений суду не представлено, в связи с чем, суд считает, что факт нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в судебном заседании установлен.
Учитывая, что состояние вышеуказанной автомобильной дороги не соответствует установленным требованиям, стандартам и требует ремонта, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
В соответствии ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования, в том числе с административным заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них (в частности – участников дорожного движения, круг которых постоянно меняется). Суд полагает, что прокурор Демянского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Выявленные нарушения существенно нарушают права неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на безопасные условия передвижения по дорогам, ставят под угрозу безопасность жизни и здоровья участников дорожного движения, могут явиться причиной значительного ущерба владельцам транспортных средств, а также способствовать совершению дорожно-транспортных происшествий.
При этом, определяя срок исполнения указанных обязанностей со дня вступления решения суда в силу, суд учитывает объем и характер предстоящих работ, сезонные условия и организацию проведения работ с соблюдением требований действующего федерального законодательства о размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, оформления гражданско-правовых договоров, устанавливает срок исполнения - три месяца.
При этом, суд считает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, отвечающим требованиям разумности, справедливости и выполнимости.
Руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 5.2.4 ░░░░ 33220-2015 ░░ ░░.░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░. 2, 4, 24, 32, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 1224 ░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░ 3,4 ░2 ░░░░░░░ 9 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.2; ░░░░░░░░ 0,64 ░2, ░░░░░░░░ 7 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.2; ░░░░░░░░ 0,46 ░2, ░░░░░░░░ 10 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.2; ░░░░░░░░ 0,47 ░2, ░░░░░░░░ 10 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.2; ░░░░░░░░ 0,55 ░2, ░░░░░░░░ 9 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.2; ░░░░░░░░ 0,49 ░2, ░░░░░░░░ 11 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.2; ░░░░░░░░ 0,58 ░2, ░░░░░░░░ 11 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.2; ░░░░░░░░ 0,45 ░2, ░░░░░░░░ 6 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.2; ░░░░░░░░ 0,54 ░2, ░░░░░░░░ 8 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.2; ░░░░░░░░ 0,43 ░2, ░░░░░░░░ 10 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.2; ░░░░░░░░ 0,90 ░2, ░░░░░░░░ 9 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.4; ░░░░░░░░ 0,27 ░2, ░░░░░░░░ 7 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.4; ░░░░░░░░ 0,90 ░2, ░░░░░░░░ 9 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.24; ░░░░░░░░ 1,10 ░2, ░░░░░░░░ 11 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.24; ░░░░░░░░ 0,30 ░2, ░░░░░░░░ 7 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.32; ░░░░░░░░ 0,56 ░2, ░░░░░░░░ 7 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.32.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░