Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-920/2013 ~ М-972/2013 от 29.03.2013

Дело № 2 – 920 / 2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Томск 14 мая 2013 года

Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Дорохиной И.М.,

секретаря Аносовой А.В.,

с участием истца Пилюгиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пилюгиной Елены Николаевны и Байдаковой Д.В., в лице законного представителя Пилюгиной Елены Николаевны, к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Пилюгина Е.Н. и Байдакова Д.В. в лице законного представителя Пилюгиной Е.Н. обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в котором просят признать в порядке приватизации по 1/2 доли каждой в праве общей долевой собственности на ..., общей площадью ... кв.м, кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ....

В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения ... от ... она является нанимателем ..., расположенной по адресу: .... Квартира была предоставлена ей на основании договора социального найма, находится в собственности Российской Федерации, жилищный фонд Министерства обороны. Наймодателем является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ («Центррегионжилье»). Вместе с ней в квартире проживает её дочь Байдакова Д.В.. В настоящее время она приняла решение приватизировать занимаемую ими по договору социального найма квартиру с передачей квартиры в общую равную совместную собственность. Ранее никто из них в приватизации жилого помещения не участвовал. На её письменное обращение по вопросу бесплатной передачи в собственность данного жилого помещения в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ получено сообщение о возможности признания права собственности на жилое помещение в порядке гражданского судопроизводства. Из ФГКУ «Центрального регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ («Центррегионжилье») ответа не получено по настоящий момент. Обратившись с таким же обращением в «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, она получила отказ. В связи с тем, что занимаемая квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», считает, что она имеет право приватизировать данное жилое помещение.

В судебном заседании истец Пилюгина Е.Н., действуя за себя и свою несовершеннолетнюю дочь Байдакову Д.В., 2011 года рождения,требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражения на иск не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав объяснение истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В силу положений Конституции РФ, Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (ч. 1 ст. 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

На основании ст. 2 Закона РФ № 1541-1 от 14.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Приказом Министерства обороны № 1550 от 18.11.2010 года «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями» утверждена «Инструкция об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями». Пункт 2.2 Инструкции указывает, что Департамент имущественных отношений организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Как установлено в судебном заседании, Пилюгина Е.Н. действительно проходит военную службу по контракту в Вооруженных силах с 20.08.1992 года. Согласно справкам Военного комиссара Томской области от 11.09.2012 года за № ОН/73 и от 11.02.2012 года за № ОН/74, выслуга Пилюгиной Е.Н. в Вооружённых Силах РФ на 01.09.2012 года составляет 20 лет 0 месяцев 11 дней.

Согласно выписке из послужного списка Военного Комиссариата Томской области № ОН/76 от 11.09.2012 года, Пилюгина Е.Н. проходила действительную военную службу в Вооруженных силах в период с 20.08.1992 года по 24.06.1994 года на Военно-медицинском факультете при Саратовском медицинском институте; с 15.08.1994 года по 19.06.1997 года в ВУС-9001013 с. Нелюбино Томского района Томской области; с 19.06.1996 года по 26.06.2000 года на кафедре полевой терапии Военно-медицинского факультета при Сибирском медицинском университете г. Томска; с 26.06.2000 года по 21.05.2004 года на кафедре полевой терапии Томского военно-медицинского института; с 21.05.2004 года по 01.06.2006 года на кафедре военно-полевой терапии Томского военно-медицинского института; с 01.06.2006 года по 23.09.2009 года на кафедре терапии Томского военно-медицинского института; с 23.09.2009 года по 28.12.2010 года на кафедре военно-полевой терапии Томского военно-медицинского института; с 28.12.2010 года по настоящее время зачислена в распоряжение начальника отдела Военного комиссариата Томской области по г. Томску в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

Согласно абз. 12 п. 1 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

На основании решения № 2/868 от 06.10.2012 года о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях и выписки из решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от 06.10.2012 года № 2-868 г. Новосибирска, выданной Начальником 2-го отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Пилюгиной Е.Н. и совместно проживающей с ней Байдаковой Д.В. предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 52,70 кв.м, расположенная на 5-м этаже по адресу: ..., с заключением договора социального найма жилого помещения с нанимателем.

Пилюгина Е.Н. заключила с ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации», в лице начальника 2-го отдела Ведяшкиной Т.П. на основании Указа Президента РФ № 1082 от 16.08.2004 года и доверенности Министерства обороны РФ № 207/661д от 15.09.2012 года, договор ... от ... социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ....

В сведениях, содержащихся в техническом и кадастровом паспортах от 25.10.2012 года спорного жилого помещения, не содержится каких-либо ограничений (обременений) названного права.

Согласно данным выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.02.2013 года № 01/097/2013-172, ..., расположенная по адресу: ..., является федеральной собственностью (номер и дата госрегистрации: ... от ...), находится в оперативном управлении ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ограничений (обременений) права не зарегистрировано.

Свидетельством о государственной регистрации права УФРС по Томской области серии 70 АБ № 378047 от 28.09.2009 года (выданного повторно взамен свидетельства серии 70 АБ № 367179 от 04.09.2009 года) подтверждается, что собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация.

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Из справок, предоставленных Томским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» № 696820 и № 696800 от 03.05.2007 года следует, что истец не имеет частной собственности объектов недвижимости в г. Томске и не использовала право приватизации.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области № 00/005/2013-114 от 22.01.2013 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Пилюгиной Е.Н. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области № 00/005/2013-115 от 22.01.2013 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также отсутствуют сведения о правах Байдаковой Д.В. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества.

Согласно справке, предоставленной Саратовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Саратовского городского отделения № 3826 от 17.06.2011 года, истец не является собственником объектов капитального строительства Саратовской области.

Справкой Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № 596249 от 04.05.2011 года подтверждается, что истец не является собственником недвижимого имущества в г. Тюмени и право бесплатной приватизации не использовала.

На основании справки от 05.03.2013 года из ООО «Жилсервис ТДСК» следует, что истец, вместе дочерью Байдаковой Д.В., с 19.11.2012 года зарегистрированы по адресу: ....

Свидетельством о регистрации по месту жительства № 1368/ от 19.11.2012 года подтверждается, что Байдакова Д.В., ... года рождения, зарегистрирована по адресу: ....

Из свидетельства о рождении серии I-OM ... от ... следует, что Байдакова Д.В., ... года рождения, является дочерью истца Пилюгиной Елены Николаевны.

Согласно свидетельству о расторжении брака серии I-OM ... от ..., брак между Байдаковым В.И. и Пилюгиной Е.Н. прекращён ....

Согласно сообщению Министерства обороны РФ № 194/5/6093 от 01.02.2013 года на имя Пилюгиной Е.Н., признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.

Как видно из сообщения ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» № 141/5/7/5029 от 19.12.2012 года, на запрос Пилюгиной Е.Н. о передаче квартиры, расположенной по адресу: ..., в собственность, в удовлетворении указанной просьбы ей отказано со ссылкой на отсутствие нормативных актов, в том числе ведомственных, регламентирующих порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны РФ. В ответе указано, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений начальник ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Министром обороны не делегирован, в связи с чем, заключить договор передачи в собственность указанного жилого помещения или дать разрешение на приватизацию не представляется возможным.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Таким образом, на основании приведенных выше норм действующего законодательства истец Пилюгина Е.Н. и члены её семьи имеют право безвозмездно получить в собственность занимаемое ими спорное жилое помещение.

Судом установлено, что членом семьи Пилюгиной Е.Н. является её несовершеннолетняя дочь Байдакова Д.В., ... года рождения, которая зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении по адресу: ..., что подтверждается представленными документами: выпиской из решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма ... от ... г. Новосибирска, решением ... от ... о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, договором социального найма вышеуказанного жилого помещения ... от ... г. Новосибирска, справкой от 05.03.2013 года из ООО «Жилсервис ТДСК».

Пунктом 1 постановления Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее – имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций).

Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (подп. «б» п.2 названного постановления).

В силу положений ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве такового допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Соответствующего решения уполномоченного органа ответчиком суду не представлено.

В соответствии с п. 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от 18.11.2010 года № 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны.

До настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана, что подтверждается изученными выше доказательствами. Следовательно, Министерство обороны РФ, в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, является надлежащим ответчиком по данному иску.

С учетом изложенного, принимая во внимание вышеприведенные положения закона, исходя из того, что квартира, расположенная по адресу: ..., не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, Пилюгина Е.Н. имеет общую продолжительность военной службы более 15 лет, препятствий для передачи истцу в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Пилюгиной Елены Николаевны и Байдаковой Д.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации по 1/2 доли каждой удовлетворить.

Признать за Пилюгиной Еленой Николаевной и Байдаковой Д.В. право общей долевой собственности в порядке приватизации по 1/2 доли каждой на ..., расположенную на ... этаже по адресу: ..., общей площадью ... кв.м, кадастровый номер ....

Решение является основанием для прекращения записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ... от ... о регистрации права собственности Российской Федерации на ..., общей площадью ... кв.м, расположенную на ... этаже по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий судья И.М. Дорохина

Мотивированный текст решения изготовлен 20.05.2013 г.

2-920/2013 ~ М-972/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пилюгина Елена Николаевна
Байдакова Дарья Владимировна
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Другие
Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ"
Суд
Октябрьский районный суд г. Томска
Судья
 Дорохина И.М.
Дело на сайте суда
oktiabrsky--tms.sudrf.ru
29.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2013Передача материалов судье
03.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2013Подготовка дела (собеседование)
18.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2013Судебное заседание
20.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2014Дело оформлено
28.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее