Дело 2-1037/2018 24RS0057-01-2018-001253-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шарыпово 12 октября 2018 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Гаврицкой И.Н.
при секретаре - Ковшовой О.В.,
с участием:
помощника Шарыповского межрайонного прокурора Александровой В.В. (по поручению прокурора от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика МБДОУ № 21 «Золотой ключик» – Ни М.Н. (по приказу №-ч/к от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя Администрации г.Шарыпово – Литвиненко Н.П. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя Управления образованием Администрации г. Шарыпово – Цыпленковой О.Ю. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Козловой О.А. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 21 «Золотой ключик», о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Шарыповского межрайонного прокурора Кулешов А.О. обратился в суд в интересах Козловой О.А. с указанным иском, обосновывая исковые требования тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Козловой О.А. о выплате заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, по результатам которой установлено, что Козлова О.А. работает в МБДОУ «Детский сад № 21 «Золотой ключик» <данные изъяты> (при пятидневной рабочей неделе). В 2018 года Козловой О.А. отработано: в январе – 17 рабочих дней (при норме 17 рабочих дней), в феврале – 19 рабочих дней (при норме 19 рабочих дней), в марте – 20 рабочих дней (при норме 20 рабочих дней), в апреле – 21 рабочий день (при норме 21 рабочий день), в мае – 19 рабочих дней (при норме 20 рабочих дней), в июне – 17 рабочих дней (при норме 20 рабочих дней). Минимальный размер оплаты труда в центральных и южных районах Красноярского края составляет с 01.01.2018 - 15182, 4 руб. (9 489 МРОТ + 30% районный коэффициент + 30% северная надбавка), с 01.05.2018 – 17 860,8 руб. (11 163 МРОТ + 30% районный коэффициент + 30% северная надбавка) МБДОУ № 21 «Золотой ключик» выплачена заработная плата Козловой О.А. ниже МРОТ.
Недоплата причитающихся Козловой О.А. сумм составляет: за январь 2018 года: 15182,4 – 14464,32 = 718,1 руб.; за февраль 2018 года: 15182,4 – 14464,32 = 718,1 руб.; за март 2018 года: 15182,4 – 14464,32 = 718,1 руб.; за апрель 2018 года: 15182,4 -14464,32 = 718,1 руб.; за май 2018 года: 17860,8:20х19 – 13880,75 = 3087,01 руб.; за июнь 2018 года: 17860,8:20х17 – 12419,63 = 2762,05 руб. Всего недоначисленна заработная плата в размере 8721,46 руб., которую прокурор просит взыскать с МБДОУ № 21 «Золотой ключик» в пользу Козловой О.А.
Определениями Шарыповского городского суда от 29 августа 2018 года и 21 сентября 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены МКУ «Центр бухгалтерского учета и технического обслуживания Управления образованием Администрации г. Шарыпово» и Финансовое управление Администрации г.Шарыпово.
В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Александрова В.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Истец Козлова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ № 21 «Золотой ключик» – Ни М.Н. (по приказу) не возражала относительно удовлетворения исковых требований, произведенный прокурором расчет недоначисленной заработной платы, не оспаривала.
Представитель третьего лица - Управления образованием Администрации г. Шарыпово – Цыпленкова О.Ю. (по доверенности) не возражала относительно удовлетворения исковых требований, расчет исковых требований не оспаривала.
Представитель Администрации города Шарыпово Красноярского края - Литвиненко Н.П. (по доверенности) в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований, поскольку Министерство образованием Красноярского края не привлечено в качестве ответчика, а именно данный орган является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части. Возражений по расчету исковых требований не представила.
Представитель Финансового управления Администрации г. Шарыпово в судебном заседании не присутствовал, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражал относительно удовлетворения исковых требований, поскольку Министерство образованием Красноярского края не привлечено в качестве ответчика. Согласно представленным письменным пояснениям, выплата заработной платы, в том числе доплата до МРОТ, младших воспитателей учреждений дошкольного образования в городе Шарыпово осуществляется за счет предоставления субвенций бюджету города Шарыпово из бюджета Красноярского края. Субвенция на выплату заработной платы, в том числе доплаты до МРОТ, указанных работников в 2018 году рассчитывается в соответствии с Закон Красноярского края "О краевом бюджете № 4-1155 от 30.11.2017, пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 5 статьи 8 Закона края от 26 июня 2014 года № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае» на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов, путем распределения субвенций бюджетам муниципальных образований края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в части обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-воспитательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в организации общеобразовательных программ соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами, в рамках программы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования государственной программы Красноярского края «Развитие образования». Выплаты МРОТ в муниципальном образовании города Шарыпово выплачивались в соответствии с Законом № 9-3864, Письмом Минфина от 21.12.2017 № 14-11/8809. Представленный расчет исковых требований не оспаривают. Заработная плата, в том числе доплата до МРОТ, <данные изъяты> на 2018 год, была доведена до муниципального образования город Шарыпово в виде субвенций из бюджета Красноярского края.
Представитель третьего лица - Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского учета и технического обслуживания Управления образованием Администрации города Шарыпово» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, предоставил письменные пояснения, согласно которым, МКУ ЦБУиТО УО г.Шарыпово производит расчет и начисление заработной платы, согласно Положения об оплате труда МБДОУ № 21 «Золотой ключик», табелей учета рабочего времени и приказов, предоставляемых руководителем МБДОУ № 21 «Золотой ключик».
При начислении заработной платы, специалисты МКУ ЦБУиТО УО г.Шарыпово руководствуются при начислении заработной платы следующими нормативными документами: Бюджетным кодексом РФ (ст. 306.4 БК РФ) – во избежание нецелевого использования бюджетных средств, постановлением Администрации города Шарыпово от 15.06.2011 № 133 «Об утверждении Примерного положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений города Шарыпово» (в редакции от 05.04.2018 № 88), Соглашением о порядке и условиях предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, Планом финансово-хозяйственной деятельности, где, в том числе, отражены плановые ассигнования на заработную плату работников, утвержденные Решением о бюджете и сводной бюджетной росписью. По расчету исковых требований возражений не представил.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Козлова О.А. обратилась к Шарыповскому межрайонному прокурору с просьбой обратиться в суд в ее интересах о взыскании задолженности по заработной плате (л.д.8-9).
С учетом изложенного, суд полагает, что прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту нарушенных прав Козловой О.А.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ.
Часть 1 ст.129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада, базовой ставки заработной платы.
На основании ст.133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст.146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст.148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. № 311-п "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате. Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории города Шарыпово, относящегося к южным районам Красноярского края.
Разъяснением от 11.09.1995 № 3, утвержденного Постановлением Министра труда РФ от 11.09.1995 № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются, в том числе, южные районы Красноярского края, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Как следует из Устава, утвержденного приказом Управления образованием Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного типа» (далее МБДОУ № 21 «Золотой ключик») является некоммерческой организацией; функции и полномочия учредителя, осуществляет орган местного самоуправления – Управление образованием Администрации города Шарыпово (л.д.11-30).
В судебном заседании установлено и следует из трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, Козлова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком МБДОУ № 21 «Золотой ключик» в трудовых отношениях, работает <данные изъяты>, за выполнение трудовых обязанностей работнику установлена заработная плата, состоящая из оклада (тарифная ставка) – 1940 рублей, а также выплат компенсационного характера к должностному окладу (тарифной ставке): районного коэффициента - 30%, северной надбавки - 30%, за работу с вредными условиями труда – 10 %. (л.д.31-34).
Дополнительными соглашениями к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, оклад был изменен и установлен: с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 2454 рубля, с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 3226 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 3355 рублей (л.д.35-38).
Как следует из расчетных листков, за 2018 год Козловой О.А. начислена заработная плата в размере: за январь – 14464,32 руб., за февраль – 14464,32 руб., за март – 14464,32 руб., за апрель – 14464,32 руб., за май –13880,75 руб., за июнь –12419,63 руб. (л.д.41-46).
Размер заработной платы истца за спорный период с января 2018 года по июнь 2018 года не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.
Так, заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться, сверх установленного законодательством МРОТ.
Согласно Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01 января 2018 составляет 9 489 рублей (ред. 28.12.2017), с 01 мая 2018 - в сумме 11 163 рублей в месяц (ред.07.03.2018), в связи с чем, процессуальный истец верно определил, что заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ с последующим начислением районного коэффициента 30% и надбавки за непрерывный стаж работы в южных районах Красноярского края 30%: с 01.01.2018 не менее 15 182,4 рублей, а с 01.05.2018 - не менее 17 860,8 рублей.
Согласно письма Министерства финансов Красноярского края № 14-11/2478 от 20.04.2018, Федеральным законом от 7 марта 2018 года № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года установлен в размере 11 163 руб. Таким образом, с 1 мая 2018 года месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. В этой связи работникам учреждений, расположенных в центральной и южной группе территорий, заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже установленного на территории Российской Федерации МРОТ, с 1 мая 2018 года необходимо производить доплату в виде персональной выплаты, обеспечивающей уровень заработной платы работников бюджетной сферы не ниже МРОТ, рассчитываемой как разница между МРОТ и величиной заработной платы конкретного работника учреждения за соответствующий период времени. Порядок определения соответствующей доплаты должен быть регламентирован муниципальными правовыми актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников муниципальных учреждений в соответствующей сфере.
Пунктами 4.1,4.2 трудового договора, работнику устанавливается 40 часовая рабочая неделя, с рабочим днем согласно графику: 1 смена: с 07-00 часов до 15-30 часов, перерыв на обед с 11-00 часов до 11-30 часов; 2 смена: с 10-30 часов до 19-00 часов с перерывом на обед с 15-00 часов до 15-30 часов.
Из графиков работы обслуживающего персонала, табелей учета использования рабочего времени следует, что Козловой О.А. в 2018 году отработано: в январе – 17 рабочих дней (при норме 17 рабочих дней), в феврале – 19 рабочих дней (при норме 19 рабочих дней), в марте – 20 рабочих дней (при норме 20 рабочих дней), в апреле – 21 рабочий день (при норме 21 рабочий день), в мае – 19 рабочих дней (при норме 20 рабочих дней), в июне – 17 рабочих дней (при норме 20 рабочих дней).
Заместителем Шарыповского межрайонного прокурора произведен расчет недоплаченной заработной платы, причитающейся Козловой О.А. за январь 2018 года: 15182,4 – 14464,32 = 718,1 руб.; за февраль 2018 года: 15182,4 – 14464,32 = 718,1 руб.; за март 2018 года: 15182,4 – 14464,32 = 718,1 руб.; за апрель 2018 года: 15182,4 -14464,32 = 718,1 руб.; за май 2018 года: 17860,8:20х19 – 13880,75 = 3087,01 руб.; за июнь 2018 года: 17860,8:20х17 – 12419,63 = 2762,05 руб. Всего недоначисленна заработная плата в размере 8721,46 руб.
Суд находит данный расчет верным, соответствующим правовым нормам, обстоятельствам дела. Данный расчет ответчиком и третьими лицами на стороне ответчика, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, не оспорен.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Козловой О.А. к МБДОУ «Детский сад № 21 «Золотой ключик» о взыскании недоначисленной заработной платы в размере 8721 рубль 46 копеек подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя Администрации города Шарыпово Красноярского края возражавшей против удовлетворения исковых требований в связи с не привлечением в качестве ответчика Министерства образованием Красноярского края, суд находит не состоятельными, поскольку права или обязанности указанного органа не затрагиваются настоящим решением.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования город Шарыпово Красноярского края, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, от которой истец освобожден в силу закона.
Размер государственной пошлины согласно ст.333.19 Налогового кодекса РФ составляет размер 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Козловой О.А. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 21 «Золотой ключик» удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21 «Золотой ключик» в пользу Козловой О.А. задолженность по заработной плате в размере 8721 (восемь тысяч семьсот двадцать один) рубль 46 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21 «Золотой ключик» в доход бюджета муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» госпошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение 30 суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.10.2018 года.
Председательствующий: И.Н. Гаврицкая