Дело №2-1871/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2016 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Агафоновой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Юрченко Е.Г. взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Красноярского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Юрченко Е.Г., в котором просил взыскать с ответчикав доход соответствующего бюджета необоснованно возвращенную сумму имущественного налогового вычета в размере 119111 рублей.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), проведенной военной прокуратурой Красноярского гарнизона, установлено, что Юрченко Е.Г. проходит военную службу в войсковой части 2669 и является участником НИС. Между ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и Юрченко Е.Г. заключен договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику НИС жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального вноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту, согласно которому Минобороны России предоставило Юрченко Е.Г. за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете участника НИС, целевой жилищный заем: а) на погашение первоначального взноса при получении ипотечного займа при приобретении квартиры, в размере 752901, 58 рублей; б) на погашение обязательств по ипотечному займу за счет накоплений для жилищного обеспечения, учитываемых на именном накопительном счете Заемщика.
09.11.2012г. Юрченко Е.Г. на основании договора купли-продажи приобрел жилое помещение- квартиру по <адрес>, в том числе, за счет средств целевого жилищного займа из федерального бюджета.
В 2013г. Юрченко Е.Г. обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России №26 по Красноярскому краю с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета за 2012г., по налоговым уведомлениям о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет получил от работодателя имущественный налоговый вычет в общей сумме 119 111 рублей.
Ссылаясь на положения ст. 210, ст. 220 НК РФ, ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», прокурор считает, что имущественный налоговый вычет не может быть предоставлен участнику НИС жилищного обеспечения военнослужащих по расходам, произведенным за счет средств, полученных из федерального бюджета.
В соответствии со справкой Межрайонной инспекции ФНС России № 26 по Красноярскому краю сумма задолженности Юрченко Е.Г. составляет 119 111 рублей.
Представитель военного прокурора Красноярского гарнизона, надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным лично) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности суд не уведомил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Представитель истца Межрайонной ИФНС России №26 по Красноярскому краю, надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным лично) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, адресовал суду заявление, в котором указал, что при обращении Юрченко Е.Г. в налоговый орган с налоговой декларацией за 2012г., в представленной налоговой декларации не указывались сведения об источниках получения денежных средств для приобретения жилья, общая сумма неправомерно полученного имущественного налогового вычета за указанный период составила 119 111 руб., просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, на удовлетворении иска настаивал.
Ответчик Юрченко Е.Г., надлежащим образом и своевременно (судебной повесткой, полученной лично) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, адресовал суду заявление, в котором исковые требования признал полностью, не оспаривая обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, просил рассмотреть дело в его отсутствие. О последствиях признания иска, предусмотренных ст. 173 ГПК РФ, то есть о том, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ответчик уведомлен.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из статьи 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункты "ж", "з"), 72 (пункт "и" части 1), 75 (часть 3) и 114 (пункт "б" части 1) следует, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов осуществляется законодателем, который вправе проводить налоговую политику и создание условий для реализации права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В рамках налоговой политики, направленной на поощрение граждан к самостоятельному улучшению своих жилищных условий, в Налоговом кодексе Российской Федерации с целью уменьшения дохода, учитываемого при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, закреплено право плательщиков этого налога на получение имущественных налоговых вычетов при совершении сделок купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также определены их основания, порядок предоставления и размер (статья 220).
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Исходя из указанных законоположений, право на предоставление имущественного налогового вычета неразрывно связано с фактически произведенными налогоплательщиком и документально подтвержденными расходами, связанными с приобретением имущества.
Между тем, в соответствии с абзацем 26 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, связанный с покупкой жилья для налогоплательщика, не применяется в случаях, если оплата расходов производится, в частности, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФЗ №117-ФЗ) реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
Пунктом 4 статьи 3 названного Федерального закона определено, что накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
Пунктом 7 статьи 3 ФЗ №117-ФЗ установлено, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ №117-ФЗ участник накопительно-ипотечной системы имеет право приобрести в собственность жилое помещение или жилые помещения за счет средств, накопленных на именном накопительном счете участника, и дополнительных денежных средств, предусмотренных частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, после возникновения права на их использование.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ №117-ФЗ каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, в том числе в целях погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
В соответствии со ст.15 ФЗ №117-ФЗ погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, а также в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона. Участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа с уплатой процентов только при досрочном увольнении с военной службы. Согласно названной норме права процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования.
Для получения дохода от инвестирования накопительные взносы из федерального бюджета, в соответствии со статьей 17 ФЗ №117-ФЗ, по договору доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения передаются в доверительное управление управляющим компаниям. Учредителем и выгодоприобретателем по указанному договору является Российская Федерация.
Согласно материалов дела, Юрченко Е.Г.проходит военную службу в войсковой части №в должности <данные изъяты> является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
12.10.2012г. между ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и Юрченко Е.Г. заключен договор№ целевого жилищного займа, предоставляемого участнику НИС для погашения первоначального вноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту, по условиям которого Юрченко Е.Г. был предоставлен целевой жилищный заем.По условиям договора Минобороны России предоставляет Юрченко Е.Г. за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете участника НИС, целевой жилищный заем на погашение первоначального взноса при получении ипотечного займа при приобретении квартиры, в размере 752901, 58 руб. и на погашение обязательств по ипотечному займу за счет накоплений для жилищного обеспечения, учитываемых на именном накопительномсчете Заемщика.
12.10.2012г.между «Газпромбанк» (открытое акционерное общество) и Юрченко Е.Г. заключен кредитный договор№К2-4462/12, в соответствии с которым заявителю, как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, Банк предоставил кредит в сумме2200 000 рублей для целевого использованияна срок по 31.07.2029г., для приобретения жилого помещения- квартиры по <адрес>, стоимостью 3000 000 рублей под 10,5 % годовых.
В соответствии с договором купли-продажи квартиры от 09.11.2012г. Юрченко Е.Г. купил- приобрел в собственность квартиру по <адрес>, стоимостью 3000 000 рублей, за счет собственных средств и кредитных средств, предоставленных «Газпромбанк» (ОАО), а также за счет средств целевого жилищного займа, предоставленных Министерством обороны РФ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 14.11.2012г., за Юрченко Е.Г. зарегистрировано право собственности на квартирупо <адрес>, с указанием существующего ограничения (обременения) права - ипотека в силу закона.
06.08.2013г. Юрченко Е.Г. обратился в налоговый орган - Межрайонную инспекцию ФНС России №26 по Красноярскому краю с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета в 2012г.г., по результатам рассмотрения которого налоговым органом принято решениео возврате переплаты по налогу надоходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов в размере 125234 руб.
В соответствии со справкой – расчетом размера имущественного налогового вычета Межрайонной инспекции ФНС России № 26 по Красноярскому краю, сумма неосновательнополученного Юрченко Е.Г. имущественного налогового вычета, в связи с приобретением указанной квартиры, за 2012г. составила 119 111 рублей.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Анализируя вышеприведенные нормы права и установленные обстоятельства, с учетом того, что квартира Юрченко Е.Г. была приобретена в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, реализуемой за счет средств федерального бюджета,суд приходит к выводу, что денежные средства в размере 119111 рублей подлежат взысканию с Юроченко Е.Г. в доход федерального бюджета как неосновательное обогащение.
Поскольку судом установлено, что налоговый вычет был получен ответчиком неправомерно, так как погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту, осуществлялось, в том числе, за счет средств федерального бюджета, прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ имеет право обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Принимая во внимание, что признание иска ответчиком не противоречит закону, основано на материалах дела и не нарушает права и законные интересы иных лиц, назначение и последствия принятия судом признания иска ответчику разъяснены, суд принимает признание иска ответчиком.
При таких обстоятельствах исковые требования Военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю № 26 к Юрченко Е.Г. подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и с учетом положений ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 3582, 22 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Юрченко Е.Г. о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с Юрченко Е.Г. в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения в размере 119 111 (стодевятнадцать тысяч сто одиннадцать) рублей.
Взыскать с Юрченко Е.Г. пошлину в доход местного бюджета в размере 3585 (три тысячи пятьсот восемьдесят пять) рублей 22 коп.
Решение может быть также обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 05 сентября 2016г. путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова
.