Дело № 2-4584/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2016 года г. Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Шахтина М.В.,
при секретаре Благодатских А.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.М.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Л.Г.А. к Н.О.В. и В.Т.И. о компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте до 14 лет.
УСТАНОВИЛ:
Л.М.В. в интересах своего несовершеннолетнего сына Л.Г.А. обратилась в суд к Н.О.В. и В.Т.И. о компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте до 14 лет.
Требования мотивировала тем, что 05 февраля 2016 года в 13 час. 05 мин. ее сыну Л.Г.А., <дата> г.р., несовершеннолетним Н.А.О., <дата> г.р. был причинен физический и моральный вред, при следующих обстоятельствах: в классе 3 «б» МБОУ СОШ №28, расположенном по адресу: УР, г.Ижевск, пер.Широкий 71 «а», Н.А.О. пнул ногой в область половых органов к несовершеннолетнему Л.Г.А. О случившемся истец узнала от классного руководителя Ш.И.А. Обратились в детскую поликлинику №2 по ул.Наговицына г.Ижевска УР, где Л.Г.А. находился на лечении 8 дней. О случившемся сообщили в отдел полиции №2 Октябрьского района г.Ижевска УР. 05.02.2016 года была сделана операция и установлен диагноз: «посттравматический разрыв крайней плоти». В период лечения были проведены платные обследования. Л.Г.А. стесняется говорить об интимных местах, очень переживает, страдает, переживает за рубец после операции. 05.02.2016г. Л.Г.А. очень сильно страдал, не мог ходить в туалет, была большая гематома. Истец также переживает моральные страдания, ей тяжело и больно смотреть на страдания сына. Просит взыскать с родителей несовершеннолетнего Н.А.О. – с Н.О.В. и В.Т.И. солидарно компенсацию морального вреда в размере 130000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец Л.М.В. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении. Пояснила, что ее сын до сих пор испуган, боится Н.А.О.. Родители Н.О.В. и В.Т.И. не занимаются должным воспитанием своего сына, который их не слушается.
В судебном заседании Ответчик Н.О.В. и В.Т.И. исковые требования не признали, пояснили, что не согласны с заявленной суммой компенсации морального вреда.
Свидетель П.А.Д. суду пояснил о том, что Н.А.О. нанес удар ногой в пах Л.Г.А. узнал со слов Л.М.В.. Является другом семьи Л.. Точное число не помнит, но в феврале 2016 года позвонила М. и сообщила о случившемся. Она очень сильно переживала за своего сына.
Свидетель А.Т.А. суду показала, что Л.Г.А. является ее внуком. В феврале 2016 года со слов Л.М.В. знает, что в школе Н.А.О. нанес ногой обутой в ботинок ее внуку Л.Г.А. удар в область половых органов и причинил телесное повреждение. Л.Г.А. испытал сильную физическую боль и моральные страдания. Находился на лечении в больнице 8 дней. Она тоже очень сильно переживает за здоровье своего внука.
Свидетель Р.И.Н. показала, что ее сын Константин, 2006 года рождения, обучается в одном классе с Н.А.О. и Л.Г.А.. В феврале 2016 года Н.А.О. нанес телесное повреждение Л.Г.А.. О происшедшем знает со слов истца. Н.А.О. характеризует с отрицательной стороны как «хулигана», Л.Г.А. характеризует с положительной стороны.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит следующим выводам.
При разрешении возникшего между сторонами спора судом установлено, что Л.М.В. является матерью несовершеннолетнего Л.Г.А., <дата> года рождения.
05 февраля 2016 года в 13.05 час. несовершеннолетний Н.А.О., <дата> г.р. находясь в классе 3 «б» МБОУ СОШ №28, расположенном по адресу: УР, г.Ижевск, пер.Широкий, д.71 «а» нанес ногой удар в пах несовершеннолетнему Л.Г.А. и причинил ему телесные повреждения.
Указанные обстоятельства установлены судом на основании пояснений сторон, данных в судебном заседании, а также материалов проверки зарегистрированной Книге учета сообщений, происшествий Отдела полиции №2 Управления МВД России по г.Ижевску за <номер> от 05.02.2016г., показаний несовершеннолетнего Л.Г.А., пояснившего, что удар ногой ему нанес Н.А.О.. Показаний несовершеннолетнего Н.А.О., пояснившего факт нанесения им удара Л.Г.А..
05 февраля 2016 года несовершеннолетний Л.Г.А. был осмотрен врачом - хирургом отделения детской хирургии БУЗ УР «РДКБ МЗ УР» и ему выставлен диагноз: «Посттравматический разрыв крайней плоти», о чем выдана соответствующая справка. Рекомендовано лечение. Как следует из заключения эксперта № 1177 от 11 февраля 2016 года, у гр.Л.Г.А., 2006 года рождения, имеются телесные повреждения характера кровоподтека и ушибленной раны крайней плоти полового члена. Данные повреждения образовались от воздействия твердыми тупыми предметами и учитывая данные объективного осмотра и медицинских документов, давность их образования не противоречит 05.02.2016г. Повреждения в совокупности причинили легкий вред по признаку кратковременного его расстройства.
18 февраля 2016 года постановлением мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Ижевска УР законному представителю несовершеннолетнего Л.Г.А. – Л.М.В. было отказано в принятии заявления в защиту интересов несовершеннолетнего о возбуждении уголовного дела и привлечении к уголовной ответственности Н.А.О. за совершение 05 февраля 2016 года в отношении несовершеннолетнего Н.А.О. общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ, ввиду того, что Н.А.О. не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Л.М.В. ссылалась на то, что ее сыну действиями несовершеннолетнего Н.А.О. причинены нравственные и физические страдания.
Так, в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» предусмотрено, что по делу необходимо устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя вреда, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Согласно пункту 9 указанного постановления, суд вправе рассмотреть самостоятельно предъявленный иск о компенсации причиненных истцу нравственных или физических страданий, поскольку в силу действующего законодательства ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам 3 вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», но общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (в частности, ст. 1100 ГК РФ). Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (ст. 1074 ГК РФ). Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ. причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.
В соответствии с п. 1 ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Как следует из материалов дела родителями Н.А.О., <дата> года рождения, являются Н.О.В. и В.Т.И. - ответчики по данному гражданскому делу. Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действиями несовершеннолетнего Н.А.О. несовершеннолетнему Л.Г.А. причинены нравственные и физические страдания, которые выразились в причинении телесных повреждений, что повлекло для последнего необходимость обращения в медицинские учреждения. Кроме того, страдания несовершеннолетнего были сопряжены также с негативными эмоциями и с болевыми ощущениями.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание объем и характер телесных повреждений, причиненных несовершеннолетнему Л.Г.А., характер и степень перенесенных ребенком физических и нравственных страданий в связи с повреждением здоровья, обстоятельства причинения вреда, последствия причинения вреда, возраст лица, причинившего вред, с учетом требований разумности и справедливости, в соответствии с п.1 ст. 1073 ГК РФ, полагает необходимым взыскать с ответчиков Н.О.В. и В.Т.И. в пользу Л.М.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Л.Г.А., компенсацию морального вреда, причиненного несовершеннолетнему Л.Г.А. в размере 20000 рублей солидарно.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Л.М.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Л.Г.А., к Н.О.В. и В.Т.И. о компенсации морального вреда причиненного несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет (малолетним) - удовлетворить частично.
Взыскать с Н.О.В. и В.Т.И. в пользу Л.М.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Л.Г.А. компенсацию морального вреда в размере 20000 руб. солидарно.
Взыскать с Н.О.В. и В.Т.И. в пользу Л.М.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Л.Г.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. солидарно
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2016 года.
Председательствующий судья: М.В. Шахтин