Дело № 2-61/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2017 года г.Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока в составе: председательствующего судьи Мошкиной И.Н.,
при секретаре Шевченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полянской К. М., Ганжа И. В., Фалеевой Ж. В., Фалеевой М. И. к администрации г. Владивостока о признании квартиры самостоятельной частью блокированного дома,
УСТАНОВИЛ:
Полянская К.М., Ганжа И.В., Фалеева Ж.В., Фалеева М.И. обратились в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора приватизации <номер> от <дата> и свидетельств о государственной регистрации права. Доля в праве собственности каждого <данные изъяты>. Квартира имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на 1 этаже одноэтажного 4-х квартирного индивидуального жилого дома, общей площадью дома <данные изъяты> кв.м., <дата> года постройки. Квартира № <номер> имеет общую площадь - <данные изъяты> кв.м.; квартира <номер> - <данные изъяты> кв.м.; квартира <номер> имеет помещение <номер> (кухню) площадью <данные изъяты> кв.м., помещение <номер> (жилая комната) площадью <данные изъяты> кв.м., помещение <номер> (жилая комната площадью <данные изъяты> кв.м., общая площадью квартиры - <данные изъяты> кв.м.; квартира <номер> - <данные изъяты> кв.м. Спорное жилое помещение имеет печное отопление, система канализации отсутствует, квартира изолирована от других квартир дома внутренними глухими стенами, без проемов. Каждая из квартир жилого дома <номер> по <адрес> имеет свой самостоятельный вход с выходом на земельный участок. Таким образом, указанное жилое помещение является самостоятельной изолированной частью жилого дома с обособленным земельным участком, имеет отдельный вход, индивидуальную придомовую территорию, хозяйственные постройки, спорных вопросов по поводу пользования жилым домом между собственниками квартир нет. Согласно кадастрового паспорта от <дата>, жилое помещение по адресу: <адрес> указана как квартира. В соответствии с техническим паспортом по состоянию на <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является частью жилого дома. В соответствии с техническим планом помещения по состоянию на <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: г. <адрес> является частью жилого дома. В договоре передачи квартир в собственность граждан от <дата> и в свидетельствах о государственной регистрации права от <дата> объектом права указана квартира, <данные изъяты> В связи с чем, приватизация отдельных земельных участков под квартирами или другими помещениями в многоквартирном доме невозможна. В результате чего они лишены возможности обратиться в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края для оформления прилегающего земельного участка в собственность по ст. 39.20 ЗК РФ.
По смыслу п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47) и ст. 36 ЖК РФ части жилого дома, которые не обеспечивают возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в доме не могут признаваться квартирами. Поэтому и сам дом не может быть признан многоквартирным. К таковым, например, нужно отнести дома блокированной застройки. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
В соответствии с актом экспертизы от <дата>, произведенного в ООО «Приморский экспертно-правовой центр» квартира <номер> жилого дома <номер> по <адрес> с технической точки зрения является изолированной частью блокированного дома (домовладения), которая имеет отдельный выход на прилегающий земельный участок, самостоятельное отопление, изолирована от других квартир глухими стенами без проемов. Изменение статуса жилого помещения необходимо истцам для приобретения земельного участка в собственность.
Полянская К.М., Ганжа И.В., Фалеева Ж.В., Фалеева М.И. просят суд признать квартиру <номер> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную на <данные изъяты> этаже, одноэтажного дома, кадастровый <номер>, частью блокированного дома (домовладения).
<дата> в судебном заседании истцами в присутствии их представителя уточнены исковые требования, прося суд признать объект недвижимости с кадастровым номером <номер> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> частью блокированного жилого дома; признать за ними право общей долевой собственности по <данные изъяты> за каждым на объект недвижимости - часть блокированного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> обязать на ФГБУ «ФКП Росреестр» по ПК исключить запись о государственном кадастровом учете объектов недвижимости на квартиру <номер> в доме <номер> по <адрес>
В судебном заседании истец Полянская К.М. и представитель Фалеевой М.И., Фалеева Ж.В. – Кочеткова Л.В. настаивали удовлетворении исковых требований.
Истец Ганжа И.В. и представитель администрации г. Владивостока в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, дав оценку всем фактическим обстоятельствам дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Из приведенных положений закона следует, что квалифицирующим признаком жилого дома, поименованным в Жилищном кодексе РФ в качестве характерного свойства, по которому объект недвижимости приобретает статус именно жилого дома, является наличие в нем комнат (а не квартир).
Действующее законодательство не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом индивидуальным жилым домом, в отношении которого возможен раздел и образование общей долевой собственности.
Вместе с тем, понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в ст.ст.48,49 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым под «индивидуальным домом» понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Истцами заявлены требования об изменении правового статуса принадлежащим им на праве собственности квартиры на часть блокированного жилого дома.
Из материалов дела следует, что Полянской К.М., Ганжа И.В., Фалеевой Ж.В., Фалеевой М.И.. на основании договора <номер> передачи квартир (домов) в собственность граждан от <дата> принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве <данные изъяты> за каждым) <адрес>л.д. 6-10).
Из свидетельств о государственной регистрации права от <дата> также следует, что недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> является квартирой (л.д. 7-10).
Согласно технического паспорту по состоянию на <дата>, представленного в материалы дела, квартира расположенная по адресу: г<адрес> является частью жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., изолирована от других квартир внутридомовыми глухими стенами без проемов (л.д. 11-15).
Согласно акту экспертизы ООО «Приморский экспертно-правовой центр» <номер> от <дата>, предоставленного истцами, <адрес> с технической точки зрения является изолированной частью блокированного дома (домовладения), которая имеет отдельный выход на прилегающий земельный участок, самостоятельное отопление, изолированная от других квартир глухими стенами без проёмов. Для надлежащего обслуживания и эксплуатации помещений <адрес> требуется земельный участок для ведения приусадебного хозяйства, для размещения необходимых хозяйственно-бытовых построек, в том числе сараев для хранения угля и дров, уборной, кладовых (л.д.37-76).
Судом установлено, что дом, расположенный по адресу: <адрес> является одноэтажным зданием с четырьмя жилыми помещениями с разными собственниками – Тютриной М.Г. (квартира <номер>), (Скляров Н.И., Скляров И.Н., Склярова О.Н. (квартира <номер>), Решетникова О.И. (квартира <номер> и истцами (квартира <номер> (л.д.102-104).
При этом, как видно из выписок из ЕГРП, другие три жилых помещения в <адрес> являются также квартирами (л.д.102-104).
Таким образом, спорный дом не является индивидуальным жилым домом в понимании ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, в отношении которого возможен раздел и образование общей долевой собственности.
То обстоятельство, что квартира является частью дома, не снимает требований к тому, что любой объект недвижимого имущества должен обладать определенными индивидуализирующими признаками, подтверждаемыми данными кадастрового или технического учета.
Судом для выяснения вопроса является ли спорное жилое имущество квартирой, частью дома или частью дома блокированной застройки была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Центр экспертиз «Регион - Приморье».
Согласно, заключению ООО «Центр экспертиз «Регион - Приморье» от <дата> <номер> недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> является частью жилого дома блокированной застройки (л.д.147-166).
Из указанного заключения также следует, что <адрес> является типовым, характерным для данного района застройки. Дом был возведен для проживания 4 семей, для каждой из которых предусматривалось отдельное жилое помещение, состоящее из комнат и вспомогательных помещений, с отдельным выходом из каждого жилого помещения на прилегающий земельный участок. Жилое помещение <номер> изначально было отделено от других сплошными стенами без проемов и мело свой выход на прилегающий земельный участок, отсутствовало подключение этого жилого помещения к сетям водоснабжения и канализации, отсутствовали общие инженерные сети.
Доказательств того, что указанный дом <адрес> в установленном порядке подвергался переустройству или реконструкции, либо разделу или выделу, в результате которого изменилось его техническое состояние, не представлено.
Истцами также не предоставлено в силу ст. 56 ГПК РФ доказательств о том, что принадлежащая им квартира является самостоятельной частью блокированного дома.
Право собственности истцов на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспорено.
В связи с чем, суд полагает, что квартира № 3, собственником которой являются истцы не может быть признана самостоятельной частью жилого блокированного дома, поскольку в силу приведённых норм прав статус жилого помещения уже определён как квартира.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В соответствии с п.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом, избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Так как истцы в рамках избранного способа защиты, не представили доказательств нарушенных прав и законных интересов, суд приходит к выводу, что требования истцов нельзя признать обоснованными.
Доводы истцов о том, что изменение статуса жилого помещения необходимо для приобретения прилегающего земельного участка в собственность, а указание объекта как «Квартира» препятствует оформлению участка в собственность, не могут быть приняты во внимание.
Приобретение земельного участка в собственность граждан, проживающих в многоквартирных домах, регулируется нормами жилищного законодательства, а при определенных обстоятельствах - нормами земельного законодательства, которыми урегулирован порядок приобретения права собственности на землю собственниками жилых помещений.
Исходя из положений ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования Полянской К.М., Ганжа И.В., Фалеевой Ж.В., Фалеевой М.И. в части признания <адрес> самостоятельной частью блокированного дома удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Полянской К. М., Ганжа И. В., Фалеевой Ж. В., Фалеевой М. И. к Администрации г. Владивостока о признании квартиры самостоятельной частью блокированного дома отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья И.Н. Мошкина