Судья Балашов Д.А. № 11-39 /2011 г./
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2011 г. г. Сегежа
СЕГЕЖСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе председательствующего
судьи Н.А.Ткачук,
при секретаре И.В.Хребтович,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ена А. Д. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Сегежского района РК от 10 февраля 2011 года по иску Ена А. Д. к Государственному Учреждению Социальной защиты «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района» о взыскании расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке,
У С Т А Н О В И Л:
Ена А.Д. обратился к мировому судье судебного участка № 1 Сегежского района РК с названным иском. Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом 2 группы, зарегистрирован и проживает в доме, не имеющем центрального отопления, имеет право на возмещение расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке. 25 ноября 2010 года Ена А.Д. обратился в Государственное Учреждение Социальной защиты «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района» (далее ГУ СЗ «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района») с заявлением о возмещении указанных расходов. 20 декабря 2010 года ответчик отказал истцу в возмещении расходов без указания причин. Ена А.Д. просил взыскать с ответчика расходы по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке в общей сумме 8825 руб. 24 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Сегежского района от 31 января 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Сегежского муниципального района.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал. Пояснил, что порядок предоставления мер социальной поддержки, условия и размер возмещения предусмотрены Постановлением Правительства РК № 323-П от 31 декабря 2009 года. Истцом в ГУ СЗ «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района» были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие приобретение топлива, однако ответчиком было отказано в удовлетворении его заявления по тем основаниям, что он приобрел топливо по цене, которая не утверждена органом местного самоуправления муниципального образования.
Представитель ГУ СЗ «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района» Филимонова Е.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что возмещение расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке производится в строгом соответствии с нормами Постановления Правительства РК от 31 декабря 2009 N 323-П "О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов". Согласно данному Постановлению расходы возмещаются с учетом ежегодной денежной выплаты не больше 50 процентов фактических расходов гражданина по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке с учетом норм продажи топлива населению и цены за один кубический метр топлива, реализуемого населению, утвержденных органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого проживает указанный гражданин. Поскольку истец приобрел твердое топливо у лица, у которого цена на топливо не согласована с органами местного самоуправления, в выплате ему было отказано.
Представитель третьего лица Администрации Сегежского муниципального района Ковалева Н.И., действующая на основании доверенности, пояснила, что в соответствии с порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» утвержденным Постановлением Правительства РК от 17 января 2005 года № 1-П, компенсация расходов по приобретению топлива и по оплате транспортных услуг по его доставке производится исходя из фактических понесенных гражданами затрат на приобретение топлива и его доставку в пределах норм топлива населению и цены за 1 кубометр топлива, реализуемого населению, утвержденных органами местного самоуправления муниципального образования. Информация о действующих на территории Сегежского муниципального района ценах на твердое топливо, о полномочиях по решению вопросов по организации снабжения населения топливом, о том, что цена на доставку дров не является регулируемым видом деятельности, а также о действующих нормативных актах, являющихся основанием для определения стоимости печного топлива администрацией Сегежского муниципального района неоднократно предоставлялась истцу.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Сегежского района РК от 10 февраля 2011 года в удовлетворении исковых требований Ена А.Д. отказано.
С таким решением не согласен Ена А.Д., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения мирового судьи в связи с нарушением норм материального права. Жалоба мотивирована тем, что нормы действующего законодательства не обязывают инвалидов, имеющих право на возмещение расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке, приобретать топливо у поставщиков, выбранных органами местного самоуправления.
В суде апелляционной инстанции Ена А. Д. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в суде первой инстанции. Дополнил, что при приобретении дров у ИП Г., а не у ИП К., у которого цена приобретаемого топлива согласована с органами местного самоуправления, он не злоупотребил своим правом, а приобрел топливо по более низкой цене, чем утверждено органами местного самоуправления. Просил взыскать с ответчика фактически понесенные им расходы, с учетом транспортных услуг по доставке, в сумме 8825 руб. 24 коп., что составляет значительно меньшую сумму затрат по сравнению с топливом, приобретаемым у ИП К.
Представитель ГУ СЗ «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района» Филимонова Е.В., не оспаривая право истца на возмещение расходов, с заявленными требованиями не согласилась. Поддержала доводы, изложенные в суде первой инстанции.
Представитель Администрации Сегежского муниципального района Ковалева Н.И. поддержала доводы, изложенные в суде первой инстанции. Дополнила, что норматив потребления твердого топлива для населения п.Кочкомы при наличии двух и более печей в 11,2 плотных кубометра установлен Решением Совета Идельского сельского поселения, предельная розничная цена на дрова топливные установлена Администрацией Сегежского муниципального района. На дрова, приобретаемые у ИП К., цена составляет 1257 руб. за плотный кубический метр.
Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд полагает, что решение мирового судьи судебного участка № 1 Сегежского района РК от 10 февраля 2011 года подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Мировой судья отказал в удовлетворении требований истца, обосновав свое решение тем, что Ена А.Д. злоупотребил своим правом на получение компенсации по оплате твердого топлива, поскольку приобретение топлива у лица, цена у которого не согласована с органами местного самоуправления в нарушение установленного порядка, является недобросовестными действиями истца.
Однако с таким выводом мирового судьи суд согласиться не может.
Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, истец является инвалидом 2 группы, зарегистрирован и проживает в доме, не имеющем центрального отопления, имеет право на возмещение расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке.
На основании статьи 28.2Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации названного полномочия Правительством Республики Карелия принято Постановление Правительства РК от 31 декабря 2009 N 323-П "О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов".
В пункте 4 данного Порядка установлено, что для получения мер социальной поддержки в части оплаты топлива и транспортных услуг по его доставке граждане, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, представляют в Центр по месту жительства заявление с приложением справки об общей площади занимаемого жилого помещения и о лицах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства заявителя. Общая сумма возмещения расходов гражданина по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке с учетом ежегодной денежной выплаты не должна превышать 50 процентов фактических расходов гражданина по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке с учетом норм продажи топлива населению и цены за один кубический метр топлива, реализуемого населению, утвержденных органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого проживает указанный гражданин.
Как установлено в судебном заседании, Ена А.Д. 25 ноября 2010 года обратился в ГУ СЗ «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района» с заявлением о возмещении указанных выше расходов. Решением ГУ СЗ «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района» истцу было отказано в выплате 50% расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке, т.к. Ена А.Д. приобрел топливо без учета норм продажи топлива и цены за один кубический метр топлива, утвержденных органом местного самоуправления.
Из имеющихся в деле документов видно, что Ена А.Д. подтвердил понесенные им в 2010 году расходы по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке, представив соответствующие договоры с ИП Г. Факт приобретения топлива сторонами не оспаривался. Заявителем было приобретено 11,2 плотных кубометра, что соответствует нормативу потребления твердого топлива для населения п.Кочкома, утвержденного Решением Совета Идельского сельского поселения 28 апреля 2008 года.
Из буквального толкования Постановления Правительства РК от 31 декабря 2009 N 323-П "О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования, относится утверждение норм продажи топлива населению и цены за один кубический метр топлива, реализуемого населению, исходя из которых и производится возмещение расходов лицам, имеющим право на получение мер социальной поддержки. Обязанность приобретать топливо у конкретного лица, избранного органами местного самоуправления, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
В соответствии с Декларацией о правах инвалидов, принятой 09 декабря 1975 Резолюцией 3447(XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его (или ее) семье (п. 2).
Статья 10 Гражданского кодекса РФ гласит о том, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Ена А.Д., обладая правом на возмещение расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке, и, обращаясь в ГУ СЗ «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района» с заявлением о возмещении расходов, действовал в границах предоставленного ему субъективного права, в рамках тех возможностей, которые составляют содержание данного права.
По мнению суда, Ена А.Д., приобретая топливо по цене, не утвержденной органом местного самоуправления муниципального образования, не злоупотребил своим правом, просто использовал такую форму реализации права, которая не выходит за установленные законом пределы его осуществления. При этом истцом заявляются требования о возмещении расходов - значительно меньшей суммы затрат по сравнению с затратами, которые он мог бы понести в случае приобретения топлива, приобретаемого у ИП К.
ГУ СЗ «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района», не оспаривая факт приобретения заявителем топлива в установленных нормативах, не лишено возможности возместить Ена А.Д. расходы по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке с учетом норм продажи топлива населению и цены за один кубический метр топлива, реализуемого населению, утвержденных органом местного самоуправления муниципального образования.
Статья 196 Гражданского процессуального кодекса РФ гласит о том, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Согласно расчету, представленному ГУ СЗ «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района», обязанность по выплате расходов в случае приобретения Ена А.Д. дров у поставщика ИП К. составила бы 9654 руб. 40 коп. Истцом заявляются требования о взыскании с ответчика понесенных расходов на сумму 8825 руб. 24 коп. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
В соответствие со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
решение мирового судьи судебного участка № 1 Сегежского района РК от 10 февраля 2011 года по иску Ена А. Д. к Государственному Учреждению Социальной защиты «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района» о взыскании расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке отменить.
Вынести по делу новое решение.
Исковые требования Ена А.Д. удовлетворить.
Взыскать с Государственного Учреждения Социальной защиты «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района» в пользу Ена А. Д. расходы по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке в сумме 8825 руб. 24 коп.
Взыскать с Государственного Учреждения Социальной защиты «Центр социальной работы г.Сегежа и Сегежского района» государственную пошлину в бюджет Сегежского муниципального района в сумме 400 рублей.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья: Н.А. Ткачук