(мотивированное решение изготовлено 03.05.2018)
Дело № 2-327/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Елово 24 апреля 2018 года
Осинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Полыгалова В.С., при секретаре Быковой Н.Ю.,
с участием прокурора Фуриной Н.А., представителя ответчика администрации Еловского муниципального района Фоминой В.В., действующей на основании доверенности, представителя администрации Еловского сельского поселения, главы сельского поселения Пахтиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Еловского района в порядке ст. 45 ГПК РФ к МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района», администрации Еловского муниципального района Пермского края, администрации Еловского сельского поселения о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» о возложении обязанности - довести заработную плату работников МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» до средней заработной платы в ФИО1 крае, к администрации Еловского муниципального района ФИО1 края по обеспечению финансирования доведения заработной платы работников МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» до средней заработной платы в ФИО1 крае, в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> на основании коллективного обращения работников МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» проведена проверка соблюдения учреждением требований трудового законодательства, в частности требований закона относительно размера заработной платы, в связи с необходимостью исполнения положений Решения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № и реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части оплаты труда работников бюджетной сферы, положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждения на 2012 - 2018 годы, утвержденной ФИО1 Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, отраслевых и региональных планов мероприятий («дорожных карт») - ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Перечня «дорожных карт», реализуемых на территории ФИО1 края во исполнение Указов Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, 606», изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, образования и науки, с учетом обеспечения государственных гарантий по оплате труда.
По результатам проверки установлено, что в нарушение указанных нормативных актов, в МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» заработная плата работников учреждения до средней заработной платы в ФИО1 крае, не доведена. При этом, учреждение, согласно положений Устава является муниципальным бюджетным учреждением, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления. Учредителем МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» является администрация Еловского муниципального района, которая осуществляет финансирование учреждения (п.4.1 Устава). Тоже зафиксировано в п.4.1 Положения о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры Еловского муниципального района ФИО1 края, утвержденного Постановлением администрации Еловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации Еловского муниципального района с исковыми требованиями была не согласна. Указала, что согласна с требованием прокурора о необходимости доведения заработной платы работников МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» до средней заработной платы в ФИО1 крае, однако не согласна с тем, что обеспечивать это должна администрация Еловского муниципального района. <адрес>, хотя и является учредителем МБУК «РКДЦ Еловского муниципального района», но финансирование учреждения, в том числе в части заработной платы работников учреждения, осуществляется за счет денежных средств, предоставляемых им администрацией Еловского сельского поселения посредством межбюджетных трансферов, о чем заключены соответствующие соглашения на основании Решения Совета депутатов Еловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное предусмотренного не только нормативными актами органов местного самоуправления, уставом МБУК «РКДЦ Еловского муниципального района», но и положениями Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании положений указанного закона полномочия в указанной части из района переданы в сельское поселение. Считает, что в связи с этим именно администрация Еловского сельского поселения должна обеспечить финансирование доведения заработной платы работников МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» до средней заработной платы в ФИО1 крае.
Представитель ответчика администрации Еловского сельского поселения с исковыми требованиями была не согласна, пояснив, что Положение о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры Еловского муниципального района ФИО1 края», утверждено именно администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, штатное расписание МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» согласует администрация Еловского муниципального района, как учредитель учреждения, договор с директором МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» также заключается администрацией района. Согласно имеющихся соглашений о межбюджетных трансфертах администрация Еловского сельского поселения рассчитывает и предусматривает финансирование на обеспечение деятельности клубных формирований, то есть мероприятий проводимых для администрации сельского поселения. Таким образом администрация поселения выступает заказчиками мероприятий для сельского поселения. Полномочия им переданы лишь в части создания условий для обеспечения жителей поселения мероприятиями досуга и культуры. Однако МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» организует и проводит мероприятия не только для администрации Еловского сельского поселения. Финансирование зарплатой части МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» они не осуществляют, это обязательство учредителя, которым является администрация Еловского муниципального ра йона. В связи с чем, именно администрация района за счет собственных бюджетных средств должно обеспечить финансирование доведения заработной платы работников МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» до средней заработной платы в ФИО1 крае. Именно в полномочиях учредителя проведение штатных мероприятий в учреждении, в том числе в целях доведения заработной платы до соответствующего уровня. Администрация поселения не обеспечивает работников учреждения заработной платой, финансирование осуществляется организации мероприятий для жителей поселения. Денежные средства на основании заключенных межбюджетных трансфертов они действительно перечисляют в район, однако в дальней администрация района занимается их перераспределением, в том числе на заработную плату с учетом положения об оплате труда, которое утверждается администрацией района.
Представитель МБУК «РКДЦ» Абрамова И.С. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с заявленными исковыми требованиями согласна. Ранее в судебном заседании также указывала, что заявленные исковые требования признает в полном объеме.
Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы гражданского дела, полагает, что исковые требования прокурора подлежит удовлетворению к МУК «РКДЦ» и администрации Еловского муниципального района по следующим основаниям.
Представителями ответчиков, что следует из их пояснений в ходе судебного заседания, не оспаривается необходимость доведения заработной платы работников МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» до средней заработной платы в ФИО1 крае, в связи с необходимостью исполнения положений Решения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № и реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части оплаты труда работников бюджетной сферы, положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждения на 2012 - 2018 годы, утвержденной ФИО1 Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, отраслевых и региональных планов мероприятий («дорожных карт») - ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Перечня «дорожных карт», реализуемых на территории ФИО1 края во исполнение Указов Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, 606».
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
Органы местного самоуправления, муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 134 ТК РФ).
Заработная плата работников МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» не соответствует вышеперечисленным требованиям законодательства, а именно к 2018 г. не доведена до средней заработной платы в ФИО1 крае, что сторонами не оспаривалось и подтверждается соответствующими доказательствами (л.д.6,15-29,43).
МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» является бюджетным учреждением (п.1.2 Устава МУК «РКДЦ»).
Согласно п.1.9, п.1.14 Устава МУК «РКДЦ» учредителем учреждения является Муниципальное образование «Еловский муниципальный район» в лице администрации Еловского муниципального района, которая является собственником имущества учреждения.
Учреждение находиться в ведомственном подчинении администрации Еловского муниципального района (п.1.10 Устава).
Учреждение создано в соответствии с постановлением администрации Еловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении перечня казённых учреждений и перечня бюджетных учреждений Еловского муниципального района» (п.1.1 Устава МУК «РКДЦ»).
Лицевой счет учреждения открыт в финансовом органе администрации Еловского муниципального района. Учреждение осуществляет операции с поступающими средствами через лицевые счета, в порядке установленном финансовым органом администрации Еловского муниципального района (п.1.11 Устава).
Согласно пп.1.15, 1.19, 1.20 и 1.23, собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Еловский муниципальный район»; устав учреждения утверждает учредитель, он же утверждает изменения вносимые в него, назначает и освобождает от должности директора учреждения; муниципальное задание для учреждения формирует и утверждает также учредитель; учреждение представляет учредителю ежегодные (квартальные, месячные) планы и отчеты.
В соответствии с п.1.28 Устава, учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, иными нормативно правовыми актами РФ, Пермского края и муниципального образования «Еловский муниципальный район», настоящим уставом.
Действительно, согласно п.12 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.
В соответствии с ч.3 этой же статьи Закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 12 настоящей статьи.
Согласно п.19.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится лишь создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
При этом, в соответствии с ч.4 ст.15 указанного Закона, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Согласно ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В соответствии с ч.3.1 указанной статьи Кодекса, расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления городских, сельских поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.
Статья 142.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений.
Установлено, что между администрацией Еловского сельского поселения и администрацией Еловского муниципального района заключены соглашеняя о предоставлении бюджету Еловского муниципального района от бюджета Еловского сельского поселения иных межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры №1 и на осуществление части полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры №2 от 22.12.2017.
Также принято постановление администрации Еловского сельского поселения №535 от 18.11.2016 «Об утверждении методики расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг», постановление администрации Еловского сельского поселения №213-п от 20.12.2017 «Об утверждении размера нормативных затрат на оказание муниципальной услуги», решение Земского собрания Еловского муниципального района №378 от 20.12.2013 «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Еловским муниципальным районом» и решение Совета депутатов Еловского сельского поселения №54 от 20.11.2013 «О передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения Еловскому муниципальному району».
Между тем, по убеждению суда, указанные вышеприведенные положения федерального законодательства (ФЗ-131 от 06.10.2003, Бюджетный кодекс Российской Федерации), названные соглашения и нормативные акты органов местного самоуправления, не являются основанием для освобождения администрации Еловского муниципального района, как учредителя бюджетного учреждения - МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» от обязательств по финансированию учреждения в части доведения заработной платы работников МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» до средней заработной платы в Пермском крае, в соответствии с нормами действующего законодательства, с возложением данной обязанности на администрацию Еловского сельского поселения, которая учредителем учреждения не является. Согласно указанных соглашений администрация Еловского сельского поселения фактически является заказчиком организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.
Позиция представителя ответчика - администрации Еловского муниципального района по указанному исковому требованию прокурору (обеспечение финансирования), по мнению суда, является не состоятельной и противоречит в полном объеме вышеперечисленным положениям Устава МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» в их системном толковании.
Кроме того, Положение о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры Еловского муниципального района ФИО1 края, утверждено именно Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Согласно п.4.1 данного Положения, фонд оплаты труда учреждения формируется исходя из объемов лимита бюджетных обязательств бюджета Еловского муниципального района в соответствии с нормативными затратами по оплате труда, связанными с оказанием муниципальных услуг, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с п.4.2 Положения, фонд оплаты труда формируется учреждением согласно штатному расписанию на очередной финансовый год и плановый период…
При этом, штатное расписание МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» утверждается учредителем, то есть администрацией Еловского муниципального района.
В соответствии с положениями п.2.3.1 Устава МУК «РКДЦ», вопреки позиции представителя администрации Еловского муниципального района, указывающей о том, что деятельность учреждения сводиться лишь к созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей Еловского сельского поселения услугами организаций культуры, в связи с чем, и финансирование в полном объеме осуществляется для этих целей администрацией Еловского сельского поселения, задачами учреждения являются изучение потребностей населения и создание благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей и гостей района.
Согласно п.2.4.9, 2.4.17 Устава МУК «РКДЦ», основными видами деятельности учреждения также являются укрепление культурных связей с подобными учреждениями других районов Пермского края с целью накопления опыта; осуществление гастрольной деятельности.
Учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности в соответствии с муниципальными заданиями, которые формируются и утверждаются учредителем (п.2.5 Устава МУК «РКДЦ»).
Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что имущество учреждения составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, необходимые для выполнения учреждением целей и задач, предусмотренных уставом. Имущество учреждения является объектом муниципальной собственности Еловского района Пермского края и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Согласно п.3.2 Устава одним из источников формирования имущества учреждения является имущество, приобретенное учреждением за счет выделенных бюджетных субсидий.
В соответствии с п.п. 4.1. 4.2., 4.3., 4.3.1. 4.4. Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий учредителя из местного бюджета, иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Еловского сельского поселения по решению вопросов местного значения в части организации его досуга и отдыха.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества…
Одним из источников финансовых ресурсов бюджетных и внебюджетных средств учреждения являются субсидии учредителя из местного бюджета на основании бюджетной сметы, иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Еловского сельского поселения. Размеры субсидий, выделяемых из местного бюджета, рассчитываются исходя из обеспечения выполнения муниципального задания учреждением.
Из вышеприведенных положений Устава МУК «РКДЦ» объективно следует, что основным и первостепенным источников финансирования учреждения исходя из его значимости, в соответствии с очередностью указания, являются именно бюджетные и внебюджетные средства, в том числе субсидии учредителя из местного бюджета на основании бюджетной сметы. Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета Еловского сельского поселения, указаны фактически как второстепенный источник финансирования.
Согласно пп.5.2, 5.3 и 5.6.10 Устава МУК «РКДЦ» учредитель утверждает устав, изменения и дополнения в устав учреждения, осуществляет контроль деятельности учреждения; руководство деятельности учреждения осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением учредителя; директор подотчетен учредителю, а по имущественным вопросам Комитету имущественных отношений администрации Еловского муниципального района; директор учреждения совместно с аттестационной комиссией устанавливает работникам учреждения должностные оклады на основании «Положения о системе оплаты труда работников культуры Еловского муниципального района».
В качестве обоснованности доводов искового заявления прокурора района к администрации Еловского муниципального района, необходимо отметить и положения пп.6.6 Устава МУК «РКДЦ», согласно которого, условия труда и отдыха, дополнительные отпуска, установление доплат и надбавок, сокращенный рабочий день и другие льготы для работников учреждения устанавливаются в пределах средств, предусмотренных на очередной финансовый год в соответствии с Коллективным договором и в порядке, определенном законодательством РФ, нормативными и правовыми актами Еловского муниципального района.
Все отчеты, в том числе статистический и бухгалтерский МУК «РКДЦ» предоставляет учредителю (п.7.1 Устава).
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Еловского района к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» и администрации Еловского муниципального района Пермского края, удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» по доведению заработной платы работников МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» до средней заработной платы в Пермском крае.
Возложить обязанность на администрацию Еловского муниципального района Пермского края по обеспечению финансирования доведения заработной платы работников МБУК «Районный культурно-досуговый центр Еловского муниципального района» до средней заработной платы в Пермском крае, в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда через Осинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Елово) в течение месяца со дня принятия решения.
Судья - В.С. Полыгалов