Дело № 2а-71/2021
УИД 28RS0013-01-2021-000019-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2021 года с. Поярково
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Журавлевой Л.Ю.,
с участием:
помощника Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Романченко С.В.,
представителя ответчика администрации Михайловского района Бакшеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Михайловского района Амурской области, ООО «Жилищный эксплуатационный участок» (ИНН 2806007132) о возложении обязанности по обустройству места временного накопления отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №:7 в соответствии с требованиями законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился с данным иском, в обоснование которого приведены доводы о том, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Михайловского района Амурской области, в ходе которой установлено, что Территориальной схемой обращения с отходами на территории Амурской области, утв. Приказом министерства Природных ресурсов от 24.12.2019 №630-ОД, применительно к Михайловскому району предусмотрено обустройство одного места накопления отходов, а именно в <адрес>, где предполагается обустройство мусоросортировки с термическим обезвреживание отходов. Данное место, согласно указанной территориальной схеме обращения с отходами на территории <адрес>, представляет собой территорию площадью 3,4га, расположенную в районе точки с географическими координатами №, которая находится в 0,5 км на север от <адрес>. Проверка показала, что на указанной территории сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, категории земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - свалка бытовых отходов, площадью 34000+/-129 кв.м. Данный земельный участок по договору аренды от 09.01.2020 №18 передан администрацией Михайловского района в аренду сроком с 01.01.2020 по 31.12.2020 ООО «Жилищный эксплуатационный участок». В нарушение, требований СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 №80, отходы, накопление которых производится на указанном земельном участке, в том числе твердые коммунальные отходы, относящиеся к IV классу опасности, складируются непосредственно на земле, поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, отсутствует обваловка. Полагает, что мероприятия по обустройству места накопления отходов на данном земельном участке в рамках реализации полномочий по охране земель, в силу земельного законодательства должны быть проведены ООО «Жилищный эксплуатационный участок», как лицом, использующим земельный участок на правах аренды, а также администрацией Михайловского района Амурской области, распоряжающейся указанным земельным участком, реализуя полномочия собственника, и получающим доходы от передачи в аренду вышеуказанного земельного участка. Кроме того, выполненные указанных требований возложено на ответчиков положениями Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018 - 2028 годов, утв. Постановлением Правительства Амурской области от 08.11.2017 № 527. Допущенное ответчиками нарушение приводит к тому, что на территории поселения отсутствуют условия для безопасного обращения с ТКО, что может способствовать негативному воздействию данных отходов на окружающую среду, и нарушению прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. В связи с чем, прокурор просил обязать ответчиков в течение одного года со дня вступления решения суда в законную обустроить существующее на земельном участке с кадастровым номером № место временного накопления отходов производства и потребления в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации в целях защиты земель от негативного воздействия отходов, накопление которых производится на данном земельном участке.
В судебном заседании помощник Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Романченко С.В. требования иска поддержал в полном объеме по доводам, в нем изложенным. Дополнительно указал, что место временного накопления отходов производства и потребления, существующее на земельном участке с кадастровым номером №, является единственным местом временного (на срок до 11 месяцев) накопления отходов на территории Михайловского района Амурской области, определенным Территориальной схемой обращения с отходами на территории Амурской области, в действующей её редакции. Однако указанное место размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, относящихся в IV классу опасности, не соответствует требованиям «СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, что возлагает на ответственных лиц обязанность по устранению имеющихся нарушений. В соответствии с перечнем основных мероприятий, реализуемых в рамках региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018 - 2028 годов, утв. постановлением Правительства Амурской области от 08.11.2017 № 527, обустройство существующих мест временного накопления отходов производства и потребления, возложено именно на органы местного самоуправления муниципальных образований Амурской области и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами). Следовательно, администрация Михайловского района Амурской области и региональный оператор ООО «Жилищный эксплуатационный участок» несут ответственность и равные обязанности в части обустройства земельного участка под место временного накопления отходов в соответствии с требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. В связи с чем, порядок и способ исполнения вышеуказанной обязанности ответчики определяют для себя самостоятельно. При этом вопросы финансирования необходимых для этого мероприятий к предмету рассмотрения настоящего спора не входит, полагая, что в целях исполнения заявленных требований ответчиками должен быть предоставлен разумный срок для их выполнения, равный одному году со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Михайловского района, Бакшеева Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражая против удовлетворения исковых требований Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, указала, что земельный участок с кадастровым номером №, отведенный под место накопления бытовых отходов, передан в аренду ООО «Жилищный эксплуатационный участок» на основании договора аренды от 09.01.2020. В адрес ООО «Жилищный эксплуатационный участок» администрацией Михайловского района направлен подписанный стороной арендодателя договор аренды на 2021 год, претерпевший изменения в части срока действия договора и размера арендной платы, однако до настоящего времени в администрации района подписанный второй сторон договор аренды не возвращён. По истечении срока действия договора от 09.01.2020 земельный участок с кадастровым номером №7 администрации Михайловского района не возвращен, в связи с чем просила считать арендные отношения с ООО «Жилищный эксплуатационный участок» пролонгированными на новый срок, при том, что по соглашению от 14.05.2018, достигнутому с министерством ЖКХ Амурской области, указанный ответчик в 2021 году продолжает исполнять обязанности регионального оператора в области обращения с ТКО на территории зоны Кластера №3, в границы которого входит территория Михайловского района, в связи с чем, получая значительную прибыть от осуществляемой деятельности, обязано обустроить место временного накопления бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В то время как размер поступаемых в бюджет Михайловского района доходов от использования данного имущества, не сопоставим с теми расходами, которые необходимо будет понести для исполнения требованиями прокурора. Кроме того, полагает, что администрация Михайловского района Амурской области является ненадлежащим ответчиком по данным требованиям, поскольку действующее законодательство не регулирует порядок обустройства мест временного накопления ТКО, указывая, что Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления», и принятые во исполнение его подзаконные акты, под местом накопления ТКО подразумевают только контейнерные площадки, предъявляя к органами местного самоуправления соответствующие требования к их обустройству и содержанию. Следовательно, надлежащим ответчиком по настоящему делу является лицо, использующее земельный участок в целях складирования бытовых отходов.
Ответчик ООО «Жилищный эксплуатационный участок» в судебное заседание явку представителя не обеспечил, в лице директора Общества Соболевой И.Г., представив в адрес суда письменные возражения, из которых следует, что с требованиями прокурора, предъявленными к данному ответчику, последний не согласен. ООО «Жилищный эксплуатационный участок» осуществляет свою деятельность на территории Михайловского района на основании соглашения от 14.05.2018, заключённого с министерством ЖКХ Амурской области, в соответствии с которым Обществу присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет. ООО «Жилищный эксплуатационный участок» осуществляет деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам, установленным управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, в которые включены затраты на содержание полигона под захоронение ТБО в Бурейском районе Амурской области и собственные расходы. Содержание и обустройство земельных участков, предназначенных для временного накопления ТКО на срок до 11 мес., в том числе земельного участка с кадастровым номером №, в тариф не заложены. Кроме того, нормативных актов, определяющих требования к обустройству мест временного накопления ТКО до 11 мес., до настоящего времени не принято.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство природных ресурсов Амурской области, управление Роспотребнадзора по Амурской области, администрация Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке его участников.
Министерство природных ресурсов Амурской области в представленном письменном отзыве просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав, что приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 15.01.2021 №05-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2019-2030 годов. Применительно к Михайловскому району территориальной схемой предусмотрено обустройство одного места накопление отходов в с. Поярково, где предполагается обустройство мусоросортировки с термическим обезвреживанием отходов. Согласно приложению №3 к территориальной схеме данное место накопления отходов представляет собой территорию площадью 3,4га, расположенную в 0,5 км на север от с. Поярково. На данной территории сформирован земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, с разрешенным использованием - свалка бытовых отходов. Постановлением главы Михайловского района от 22.08.2019 №№ данный земельный участок определен в качестве места накопления отходов. Размещенная на указанном земельном участке свалка бытовых отходов подпадает под определение санкционированной свалки, которая согласно Временным правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ, утв. Министерством природных ресурсов РФ 15.07.1994, является временной, подлежащей обустройству в соответствии с требованиями санитарных норм и правил или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП. Учитывая, что существующая на вышеуказанном земельном участке санкционированная свалка является объектом временного размещения отходов, она должна соответствовать требованиям действующего законодательства, и в частности СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7, устанавливающему требования к хранению отходов IV класса опасности, к которым относятся твёрдые коммунальные отходы.
Изучив доводы представителей сторон, а также представленные письменные отзывы, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Таким образом, обращение военного прокурора с данным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, является правом прокурора, соответствует его полномочиям.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человекам и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительности власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 15 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.
Из материалов дела усматривается, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства об отходах при складировании отходов на свалке с. Поярково Михайловского района Амурской области, в ходе которой установлено, место временного накопления отходов, в том числе твердых коммунальных, отнесенных к IV классу опасности, в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в Михайловском районе Амурской области, не обустроено в соответствии с требованиями законодательства, а именно: накопление (складирование) отходов осуществляется непосредственно на земле в отсутствие обволоки по периметру места накопления, защиты поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями (либо присоединенной к локальным очистным сооружениям), что создает предпосылки для загрязнения окружающей среды, а также влечет нарушение прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Твёрдые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимися в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона №89-ФЗ предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Таким образом, законодатель установил, что при временном складировании отходов должны соблюдаться соответствующие экологические и санитарные требования.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона №89-ФЗ одной из форм реализации субъектами РФ полномочий в области организации обращения с твердыми коммунальными отходами является разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
Приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24.12.2019 №630-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2019-2030гг. (далее – территориальная схема). Данной территориальной схемой на территории Михайловского района предусмотрено обустройство одного места накопления отходов в с. Поярково, где предполагается обустройство мусоросортировки с термическим обезвреживанием отходов. Согласно приложению № к Территориальной схеме, данное место накопления отходов представляет собой территорию площадью 3,4га, расположенную в <адрес>. на север от <адрес>, в точке с географическими координатами №.
Постановлением главы администрации Михайловского района от 22.08.2019 № местом временного накопления твёрдых бытовых отходов определено на земельном участке с кадастровым номером №.
Из представленной в материалы дела кадастровой выписке на земельный участок от 06.02.2020, следует, что на указанной в Территориальной схеме территории применительно к Михайловскому району, сформирован, учтенный в ГКН 04.09.2014, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Амурская область, Михайловский район, с. Поярково, площадью <данные изъяты> кв.м, отнесённый к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешённым использованием - для размещения свалки бытовых отходов.
В силу ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 6 ст. 13.4 поименованного Закона установлено, что порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ №1156 от 12.11.2016.
В названном подзаконном нормативном акте применяются следующие понятия: «бункер» - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов; «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, также не содержат требований к обустройству непосредственно мест временного накопления твёрдых коммунальных отходов до 11 месяцев, в промежуточном звене от сбора ТКО с контейнерных площадок до мест их размещения, в связи с чем, к возникшим правоотношениям также не применимы.
В рассматриваемом случае существующая площадка (свалка), размещенная на земельном участке с кадастровым номером №, подпадает под определение санкционированной свалки, под которой согласно Временным правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденным Минприроды РФ 15.07.1994, понимается разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП. Санкционированная свалка является временным объектом и подлежит обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Учитывая, что существующая на земельном участке с кадастровым номером № санкционированная свалка является объектом временного размещения отходов, она должна соответствовать требованиям действующего законодательства в сфере обращения с отходами, в частности «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 №80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03.), устанавливающим гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов), и имеющими своей целью - снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека, в том числе, путем предупреждения их рассеивания или потерь в процессе перегрузки, транспортировки и промежуточного складирования.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
Класс опасности отходов производства и потребления определяется в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, формируемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 или в соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утв. приказом Минприроды России от 01.12.2014 № 536.
При этом, в соответствии с Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» при захламлении почв твердыми коммунальными отходами класс опасности принимается равным IV.
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В силу п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение твердых отходов IV класса опасности разрешается навалом, насыпью, в виде гряд.
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В силу абз. 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с подп. 2 п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером 28:18:011305:7, отведенный под свалку бытовых отходов, является земельным участком, государственная собственность на которые не разграничена, и в силу абз. 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия собственника в отношении него осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, то есть администрация Михайловского района Амурской области.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 2 ст. 8 указанного Федерального закона).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии п. 1 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно соглашению от 14.05.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории «Кластер № (<адрес>, п.н.т. Прогресс, <адрес>)» <адрес>, заключенному между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Жилищный эксплуатационный участок», последнему присвоен статус регионального оператора, обеспечивающего последующие 10 лет на территории зоны Кластер №3 осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018 - 2028 год, утв. приказом Минприроды Амурской области от 01.11.2017 №260-ОД (далее – региональная программа), нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Амурской области и данным соглашением.
Пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (далее также - территориальная схема).
Кроме того, согласно подп. 14, 21 п. 10 постановления Правительства Амурской области от 06.02.2018 № 56 «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и контроля за их исполнением на территории Амурской области» в задачи регионального оператора при осуществлении деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, помимо прочего, входит: организация и (или) участие во взаимодействии с органами местного самоуправления в создании и (или) содержании мест накопления твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок; осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с инвестиционной программой в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываемой на основании схемы обращения с отходами.
Согласно представленному в материалы дела договору аренды от 09.01.2020 №, заключенному между администрацией Михайловского района (Арендодателем) и ООО «Жилищный эксплуатационный участок» (Арендатором), в аренду последнему на срок с 01.01.2020 по 31.12.2020 передан земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <адрес> кв.м, расположенный на территории <адрес>, целевое использование которого – свалка бытовых отходов. В силу п. 4.4.6 Договора арендатор принял на себя обязанность по выполнению на арендуемом земельном участке работ, связанных с его благоустройством, а также не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях.
В силу п. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Судом установлено, что ООО «Жилищный эксплуатационный участок», приобретя статус регионального оператора в зоне Кластер №3, территория которого охватывается и границами Михайловского района Амурской области, принял обязанность по соблюдению схемы потоков твердых коммунальных отходов, определяющей в качестве места временного накопления ТКО на территории Михайловского района Амурской области - территорию земельного участка с кадастровым номером №, переданного по договору от 09.01.2020 на правах аренды данному региональному оператору, что по смыслу положений вышеприведенных норм и условий соглашения от 14.05.2018, влечёт обязанность регионального оператора использовать данный земельный участок на протяжении 10 лет в целях складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев с последующей их обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением.
Поскольку ООО «Жилищный эксплуатационный участок» после 01.01.2021, то есть по истечении срока договора аренды от 09.01.2020, продолжает использовать земельный участок с кадастровым номером № следовательно, договор аренды от 09.01.2020 считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Таким образом, ООО «Жилищный эксплуатационный участок», являясь землепользователем участка с кадастровым номером №, несёт обязанности не только регионального оператора, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами, но и владельца (на правах) аренды земельного участка, предусмотренные как земельным законодательствам, так и условиями договора аренды от 09.01.2020.
Кроме того, Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018 - 2028 годов, утв. Постановлением Правительства Амурской области от 08.11.2017 № 527, и которая направлена на создание эффективной региональной системы управления отходами, обеспечивающей минимизацию накопленного экологического ущерба, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, в качестве одного из основных мероприятий в области обращения с отходами предусматривает обустройство существующих мест временного накопления отходов производства и потребления, возлагая его осуществление как на органы местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, так и на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Таким образом, соглашаясь с доводами природоохранного прокурора, суд приходит к убеждению, что мероприятия по обустройству места накопления отходов на земельном участке с кадастровым номером № в рамках реализации возложенных полномочий и осуществления обязанностей в области охраны земель, должны исполняться ответчиками администрацией Михайловского района и ООО «Жилищный эксплуатационный участок» совместно.
При этом доводы представителей ответчиков об отсутствии необходимого объема финансирования в бюджете муниципального района, как и отсутствие в тарифе стоимости услуг регионального оператора заложенных затрат на обустройство места временного накопления отходов, не могут служить основанием для освобождения ответчиков от исполнения обязанностей, возложенных на них действующих законодательством, а также от исполнения достигнутых ранее договорных обязательств, действие которых не прекращено.
В связи с указанными обстоятельствами требования к администрации Михайловского района Амурской области и ООО «Жилищный эксплуатационный участок» подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, учитывая также, что ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Михайловского района Амурской области и ООО «Жилищный эксплуатационный участок» (ИНН 2806007132) в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить место временного накопления отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на территории Михайловского района Амурской области, в соответствии с п. 3.7 «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 №80.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме принято 05 февраля 2021 года.