Дело № 2а-3857/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.05.2017 г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Е.В. Лазаревой |
при секретаре |
А.А. Куценко |
с участием: представителя административного истца ФКУ «ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия» |
Е.В. Сусевой, действующей на основании доверенности от 09.01.2017 |
административного ответчика представителя заинтересованного лица МВД РК |
З.В. Карапетяна Е.В. Веретенникова, действующего на основании доверернности от 28.02.2017 года, |
прокурора |
О.Л. Ивановой |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» к Карапетяну З.В. об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» (далее – административный истец, Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Карапетяну З.В. (далее – осужденный, административный ответчик) административного надзора сроком на 3 года с установлением административного ограничений в виде явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, по тем основаниям, что административный ответчик, будучи осужденным к наказанию в виде лишения свободы, в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал требования в полном объеме.
Административный ответчик просит в удовлетворении требований отказать, указывая, что не является гражданином России, после освобождения из мест лишения свободы намерен покинуть территорию Российской Федерации.
Представитель МВД РК оставил разрешение требований на усмотрение суда, пояснив, что в настоящее время МВД РК предпринимаются меры, направленные на получение в отношении ответчика документов, подтверждающих гражданство Армении, после освобождения последнего из мест лишения свободы будет инициироваться процедура реадмиссии, либо депортации, а также заявляться требования о размещении ответчика в специальном учреждении для содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению за пределы России.
Прокурор в судебном заседании считает заявление не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Карапетян З.В., являющийся гражданином Республики Армения и не имеющий гражданства Российской Федерации, судим приговор Видновского городского суда Московской области от 13.07.2009 по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с исчислением срока наказания с 10.08.2008.
Постановлением от 18.06.2011 он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Указанное постановление не обжаловалось и не отменено.
В период отбывания наказания осужденный 22 раза привлекался к дисциплинарной ответственности в установленном порядке (в том числе, 12 раз в период с 27.06.2011 по 01.10.2015). Поощрений за весь период отбывания наказания не имеет.
Срок отбытия назначенного наказания в отношении административного ответчика истекает 09.08.2017, в связи с чем в силу п. «д» ч. 3 и ч. 4 ст. 86 УК РФ (в редакции от 13.06.1996), положений статьи 15 УК РФ, того обстоятельства, что преступление, за совершение которого он был осужден приговором от 13.07.2009 и отбывает наказание в виде лишения свободы, отнесено к категории особо тяжких, судимость у административного ответчика погашается 09.08.2025.
Проверка законности и обоснованности постановления о признании злостным нарушителем, а также проверка законности, обоснованности примененных в отношении осужденного дисциплинарных взысканий не является предметом настоящего судебного разбирательства.
Распоряжением Министерства юстиции РФ № 582-рн от 28.03.2013 принято решение о нежелательности пребывания административного ответчика на территории Российской Федерации, которое до настоящего времени не обжаловано и не отменено.
На основании ст. 2 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение особо тяжкого преступления, при этом в соответствие с пунктом 1 части третьей статьи 3 Закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Вместе с тем, абзацем шестым пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что в силу чч. 5-7 ст. 25.10 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, обязан выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, а в случае невыезда подлежит депортации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, притом что в соответствие с взаимосвязанными положениями п. 3 ст. 5, п. 1.2 ст. 7, п. 2 ст. 9, п. 9.1 ст. 18 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» наличие решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию является основанием для сокращения срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а равно для отказа в выдаче и аннулирования ранее выданных разрешений на временное пребывание (проживания) и на работу и вида на жительство, законных оснований для пребывания административного ответчика на территории Российской Федерации не имеется.
В настоящее время в отношении осужденного не инициирована процедура реадмиссии в соответствие с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о реадмиссии, заключенным в г. Ереване 20.08.2010.
Таким образом, фактических оснований для установления административного надзора в отношении административного ответчика в настоящее время не имеется.
Принимая такое решение суд также исходит из того обстоятельства, что в последующем в отношении административного ответчика может быть инициирована процедура депортации (реадмисии), в связи с чем осужденный подлежит депортации (реадмиссии), следствием чего будет выезд осужденного за пределы территории Российской Федерации и невозможность осуществления за ним административного надзора.
Вместе с тем, в случае, если в последующем в отношении административного ответчика будет инициирована процедура реадмиссии, но он не будет помещен на основании решения суда в специальное учреждение, компетентными органами может быть вновь инициирован вопрос об установлении административного надзора в отношении осужденного до исполнения решения о его реадмиссии.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272, 273, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Е.В. Лазарева
Решение в окончательной форме принято 22.05.2017.
Последний день подачи апелляционной жалобы – 01.06.2017.