10RS0011-01-2021-011455-95
№ 2а-4884/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Сонича Максима Николаевича к Призывной комиссии Петрозаводского городского округа, Военному комиссариату Республики Карелия, Призывной комиссии Республики Карелия об оспаривании решения и действий,
установил:
Сонич М.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Карелия о признании незаконным решения призывной комиссии Республики Карелия от 16.06.2021 о призыве на военную службу. Административный иск мотивирован тем, что административный истец страдает заболеванием, по которому не было проведено дополнительное медицинское обследование, в связи с чем его категория годности «Б-3» была определена не верно, а состоявшееся решение о ее определении и дальнейшем призыве на военную службу является незаконным. Истец просит признать решение о призыве на военную службу от 16.06.2021 года незаконным.
Определением суда от 17.06.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Призывная комиссия Петрозаводского городского округа.
Кроме того, Сонич М.Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий Военного комиссариата Республики Карелия по отправке его в войска 17.06.2021 года. Основанием для подачи административного иска явилось то обстоятельство, что Военным комиссариатом Республики Карелия, несмотря на обращение Сонича Н.М. в Петрозаводский городской суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии от 16.06.2021 о призыве на военную службу, совершены мероприятия по отправке Сонича Н.М. к месту прохождения военной службы, что по мнению истца, противоречит действующему законодательству.
Определением суда от 22.06.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Военная прокуратура Республики Карелия, в качестве административного соответчика Призывная комиссия Петрозаводского городского округа, Призывная комиссия Республики Карелия.
Определением суда от 05.07.2021 года дела по указанным выше искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена войсковая часть №28037.
Поскольку суду поступили сведения о следовании истца с пункта распределения в/ч 09436, дислоцированной на территории в/ч 28037, в в/ч 49719 для прохождения военной службы, более истец не находится в распоряжении Военного комиссариата Республики Карелия, определением от 08.07.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
Определением суда от 14.07.2021 исковые требования Сонича Н.М. к Военному комиссариату Республики Карелия, Министерству обороны РФ о признании незаконными действий Военного комиссариата Республики Карелия по отправке его в войска 17.06.2021 года выделены в отдельное производство и переданы на рассмотрение по подсудности в Петрозаводский гарнизонный военный суд.
Административный истец в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещался судом надлежащим образом.
Представитель административного истца Задорожный А.Н., действующий на основании доверенности в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители административного ответчика ФКУ Военный комиссариат Республики Карелия Куроптева И.П., Бароненкова Т.Н. по доверенности в судебном заседании полагали иск не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в возражениях.
Соответчики в суд представителя не направили, о рассмотрении дела извещен.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» № 565 военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Медицинское освидетельствование, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Пунктами 9, 13, 16, 18 Положения №565 определено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По заявке военного комиссара муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием. Персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу назначаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 14 Положения №565 до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».
По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящие работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 18).
В соответствии с пунктом 2 приложения №4 Приказа Министра обороны РФ от 16 сентября 2015 г. N 533 «Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами,...» в день медицинского освидетельствования на граждан, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, не годными к военной службе, а также на граждан, направленных на медицинское обследование врачом-специалистом, осуществляющим медицинское освидетельствование (медицинский осмотр) гражданина заполняется лист освидетельствования.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Сонич М.Н. является лицом призывного возраста, состоит на воинском учете в военном комиссариате города Петрозаводска с 01.04.2021, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
01.04.2021 на заседании призывной комиссии Петрозаводского городского округа по результатам медицинского освидетельствования Сонича М.Н. врачами-специалистами, ему установлена категория годности к военной службе «Г» - временно не годен к военной службе (<данные изъяты>.).
Решением призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 12.05.2021 Соничу М.Н. в связи с установленной категорией годности предоставлена отсрочка до 12.11.2021.
28.05.2021 на заседании призывной комиссии Республики Карелия по результатам медицинского освидетельствования Сонича М.Н. врачами-специалистами, ему установлена категория годности к военной службе «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями по ст.47-б, ст.13-д Расписания болезней (<данные изъяты>.).
Оспариваемым решением призывной комиссии Республики Карелия от 16.06.2021 Сонич М.Н. на основании установленной 28.05.2021 категории годности призван на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации с предназначением в воздушно-космические силы.
Результаты проведенного медицинского освидетельствования отражены в разделе 2 учетной карты призывника, в листах медицинского освидетельствования, оформленных врачами, которые проводили медицинское освидетельствование Сонича М.Н.
При проведении медицинского освидетельствования, Сонич М.Н. прошел хирурга, терапевта, психиатра, оториноларинголога, стоматолога, невропатолога, дерматолога, окулиста.
В рамках медицинского освидетельствования Сонич М.Н. осуществил диагностические мероприятия по направлению военного комиссариата: общий анализ мочи - 19.04.2021 г.; общий анализ крови - 27.04.2021 г.; флюорография - 27.04.2021 г.; ЭКГ - 27.04.2021 г.; ВИЧ - 28.04.2021 г.; гепатит «С», «В» - 27.04.2021 г., установлен индекс массы тела – 33,0; рост, вес.
По направлению военного комиссариата с 09.04.2021 по 19.04.2021 Сонич М.Н. находился на дополнительном обследовании в ГБУЗ «Городская поликлиника №3», диагноз: «<данные изъяты>.».
Вместе с тем оснований для принятия в отношении истца решения об определении ему категории годности по п. «в» ст. 43 Расписания болезней не имелось, поскольку к пункту "в" относится гипертоническая болезнь
I стадии с повышенными показателями артериального давления (в покое систолическое давление составляет от 140 до 159 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 99 мм рт.ст.), при этом наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
Данных о наличии в отношении истца результатов документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления не представлено.
Каких-либо заболеваний, препятствующих прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, у Сонича М.Н. в ходе проведенного медицинского освидетельствования не выявлено.
Нарушений в организации проведения медицинского освидетельствования допущено не было.
Доводы административного истца о наличии у него заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, не нашли своего подтверждения в суде.
Порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы, назначаемой в случае несогласия гражданина с заключением военно-врачебной комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, определен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574.
С заявлением о проведении в отношении него независимой военно-врачебной экспертизы Сонич М.Н. не обращался.
Анализируя изложенные выше положения закона и сведения, содержащиеся в представленных административным истцом медицинских документах, суд приходит к выводу, что обжалуемое заявителем решение о призыве на военную службу принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Само по себе оспариваемое решение о призыве вынесено полномочным коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», распоряжением Главы Республики Карелия от 30.03.2021 N 156-р, прав административного истца не нарушает.
По доводам иска вручение повестки на отправку в войска на 16.06.2021, то есть на день явки на заседание призывной комиссии не отвечает требованиям закона и нарушает права истца.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Повестка является документом, которым призывники вызываются в военный комиссариат для уточнения вопросов воинского учета (учетных данных гражданина) и проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан на военную службу.
Согласно пункту 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (в редакции от 20 мая 2014 г. N 465), призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о призыве на военную службу оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
На основании пункта 7 Положения, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме, имеющих отсрочку от призыва.
То обстоятельство, что повестка на отправку к месту службы была вручена Соничу М.Н. в день вынесения решения о призыве на военную службу, т.е. 16.06.2021, само по себе не свидетельствует о незаконности решения от 16.06.2021 о призыве Сонича М.Н. на военную службу. Действия Военного комиссариата Республики Карелия, связанные с проведением мероприятий по отправке Сонича М.Н. к месту службы, являются предметом иска, переданного на рассмотрение в Петрозаводский гарнизонный военный суд.
Согласно статье 227 КАС РФрешение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом не установлена в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 27.07.2021 года