РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Самара 19 февраля 2019 года
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Чудесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-646/2019 по административному исковому заявлению Петрушиной М. В. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании распоряжения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Петрушина М.В. (далее – административный истец, истец) обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара (далее – административный ответчик, ответчик, департамент, ДГС) о признании распоряжения незаконным, указав, что является ветераном Великой отечественной войны, 12.05.2017г. обратилась в Администрацию городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов № СП – 9/2417. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № РД – 1475 Департамент градостроительства городского округа Самара истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены требования Петрушиной М.В. о признании незаконным данного распоряжения, на департамент возложена обязанность возобновить работу по заявлению истца. При новом рассмотрении департаментом ДД.ММ.ГГГГ № РД-362 было принято распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ земельному участку был присвоен кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением ДГС № РД-622 было отказано в предоставлении земельного участка в собственность. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены требования Петрушиной М.В. о признании незаконным распоряжения ДГС от ДД.ММ.ГГГГ № РД-622, суд обязал департамент возобновить работу по заявлению Петрушиной М.В. ДД.ММ.ГГГГ ДГС распоряжением № РД-2016 отменил свое распоряжение № РД-362 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, расположенного по адресу: С. <адрес> линия, площадью 788 кв.м. с кадастровым номером №. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-2016.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Козлова А.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Попова М.Н. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска следует отказать по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с подп.7 ст.39.5 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться бесплатно на основании решения уполномоченного органа отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 9 Закона С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О земле» предусмотрено предоставление инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны в собственность бесплатно земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Петрушина М.В., являясь ветераном Великой отечественной войны, обратилась в Администрацию г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: С. <адрес> линия, площадью 788 кв.м, для садоводства.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1475 заявителю оказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп.2 п.8 ст.39.15, подп.19 ст.39.16, п.12 ст.85 ЗК РФ, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (адм. дело №а-3895/17), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам С. областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (адм.дело №а-1728), распоряжение департамента от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1475 признано незаконным, на департамент возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Петрушиной М.В., возобновив работу по ее заявлению о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: С. <адрес> линия, площадью 788 кв.м, для садоводства.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-362 предварительно согласовано предоставление в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: С. <адрес> линия, площадью 788 кв.м, относящегося по категориям к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ №, с видом разрешенного использования «ведение садоводства», а также утверждена схема расположения земельного участка.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-622 Петрушиной М.В. отказано в предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка на основании п.19 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, п.п. 18 п.2.14 Административного регламента.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (по делу №а-1859/2018), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам С. областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным вышеуказанное распоряжение Департамента, суд обязал в течение 10 дней со дня вступления судебного решения в силу возобновить работу по рассмотрению заявления Петрушиной М.В. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0208004:3685.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-2016 отменено распоряжение Департамента Градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-362.
Основанием для принятия распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № РД-2016 «Об отмене распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-362 «О предварительном согласовании предоставления Петрушиной М. В. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>/12 линия, участок б/н, для ведения садоводства» послужило следующее.
В рамках возобновления работы по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0208004:3685 Департаментом был направлен запрос в Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара по результатам рассмотрения, которого была получена информация от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельствующая о том, что испрашиваемый земельный участок занят зелеными насаждениями (клен остролистный, вяз шершавый, дуб, бересклет и травянистой растительностью естественного происхождения) и относится к зеленому фонду городского округа Самара.
Согласно статье 1 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), виды разрешенного использования недвижимости - виды деятельности, осуществлять которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов в статье 30 Правил при соблюдении правил, установленных настоящим и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих Поселений.
Пунктом 2 указанной статьи, пунктом 2 главы 26 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №) предусмотрено, что на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Согласно информации, представленной Администрацией Кировского внутригородского района ДД.ММ.ГГГГ, министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области совместно с Администрацией Кировского внутригородского района было проведено обследование спорного земельного участка. В результате обследования было установлено, что участок не освоен, на участке произрастают деревья породы «Дуб», Клен» и участок расположен в границах озелененной территории.
Также в Департамент поступали многочисленные обращения граждан, в том числе обращение о сохранении лесного массива в <адрес> г.о. Самара на Барбошиной поляне, именуемого «Дубками» (с подписями 161 жителя городского округа Самара), обращение Заместителя Председателя С. Г. Д. депутата Степанова А. С. с информацией о том, что на испрашиваемом земельном участке непосредственно растут более 40 деревьев диаметром от 10 до 50 см, характеристики земельного участка существенно осложняют ведение на нем садоводства, из-за дефицита солнечного света, который будут преграждать кроны дубов и кленов. Также в обращении сообщалось, что территория земельного участка и вокруг него примыкает к крупным массивам зеленых насаждений между рекой Волгой и <адрес> и является местом отдыха горожан.
Таким образом, ответчик, установив указанные обстоятельства, а также то, что вид разрешенного использования земельного участка, устанавливаемый с учетом вышеуказанных норм и правил, не соответствует цели использования земельного участка «для ведения садоводства», указанной в заявлениях Петрушиной М.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и о предоставлении земельного участка без проведения торгов, принял оспариваемое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (Определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
В этой связи решения органов и должностных лиц местного самоуправления об отмене ранее изданных (принятых) ими муниципальных правовых актов или об утрате ими юридической силы должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты).
Таким образом, органы местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, в свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, и не нарушать законных прав граждан и организаций.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких оснований при рассмотрения данного дела судом не установлено – оспариваемое распоряжение принято в соответствии с нормами действующего законодательства, в рамках имеющихся у административного ответчика полномочий и не нарушает прав и законных интересов административно истца.
Ссылка истца на вышеуказанные судебные акты не может быть принята во внимание, поскольку обязанность по изданию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №РД-362 о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> линия, площадью 788 кв.м, не была возложена на департамент по решению суда, данное распоряжение ответчик принял по своему усмотрению в пределах предоставленных полномочий, которое впоследствии отменил в порядке самоконтроля.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения требований Петрушиной М.В. не имеется, в связи с чем в удовлетворении административного иска следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Петрушиной М. В. к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании действий органа местного самоуправления - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А.Фомина