УИД 63RS0030-01-2020-001355-14
Производство № 2а-1113/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2020 года г.Тольятти, ул.Коммунистическая, 43
Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Ю.А.,
при секретаре Ожигановой М.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Трифонову И.Е. о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Трифонову И.Е. о взыскании задолженности в общей сумме 6634,35 рублей. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Трифонов И.Е. являлся налогоплательщиком транспортного налога в 2014, 2015, 2016, 2017, и налога на имущество физических лиц в 2014, 2015, 2016, 2017, в связи с наличием объектов налогообложения. Соответственно у налогоплательщика возникла обязанность уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2017 налоговый период. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм транспортного налога и налога на имущество физических лиц, которые были оставлены без исполнения. В адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога, которые получены им, однако в установленный срок административный ответчик оставил указанные требования об уплате налога также без исполнения, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ. Административный истец был вынужден обратиться к мировому судье. 07.10.2019 мировым судьей судебного участка №107 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ, который определением от 17.10.2019 был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения. 16.04.2020 административный истец обратился с административным иском в Комсомольский районный суд г.Тольятти.
Представитель административного истца Суздалева Л.М. просила рассмотреть административный иск в отсутствие административного истца.
Административный ответчик предоставил суду возражения, в которых просил отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности, а также просил рассмотреть дело без его участия.
Принимая во внимание требования ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.
Суд, изучив материалы административного дела, материалы административного дела №2а-1340/2019, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае, указанном в абз.2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму налога. В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть вправлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как указано в ст.405 НК РФ налоговым периодом для уплаты налога является календарный год.
Обязанность исчисления суммы налога, в соответствии с требованиями ст.408 НК РФ возложена на налоговые органы.
Согласно ч.2 ст.409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указанные сроки являются пресекательными и не подлежат восстановлению.
В то же время ст.286 КАС РФ предусматривает возможность восстановления такого срока.
Так, согласно ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что в 2014,2015,2016,2017 административный ответчик являлся налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с наличием объекта налогообложения – автомобиля ... государственный номер ..., автомобиля ... государственный номер ..., квартиры по адресу: ...., кадастровый номер ..., квартиры по адресу: ...., кадастровый номер ....
Установлено, что в адрес налогоплательщика направлены налоговое уведомление: ... от 23.08.2018, в связи с неуплатой налога, были начислены пени.
Требование ... об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 27.08.2018, направлено в адрес административного ответчика, и подлежало исполнению налогоплательщиком в срок до 03.12.2018.
Требование ... об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 01.02.2019, направлено в адрес административного ответчика, и подлежало исполнению налогоплательщиком в срок до 27.03.2019.
Соответственно, при неисполнении указанного требования с заявлением в суд о взыскании недоимки налоговый орган должен был обратиться суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Указанные требования к административному ответчику были оставлены им без исполнения.
Судом установлено, что 07.10.2019 мировым судьей судебного участка №107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Трифонова И.Е. недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в размере 6867 рублей 39 копеек.
17.10.2019 мировым судьей судебного участка №107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области судебный приказ был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно исполнения судебного приказа.
Административное исковое заявление поступило в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области 16.04.2020.
Следовательно, срок для обращения административного истца с заявлением о вынесении судебного приказа в суд по требованию... об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 27.08.2018, подлежащее исполнению налогоплательщиком в срок до 03.12.2018, истек – 03.06.2019, по требованию... об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 01.02.2019, подлежащее исполнению налогоплательщиком в срок до 27.03.2019, истек – 27.09.2019.
Таким образом, административным истцом на момент обращения к мировому судье судебного участка №107 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области был пропущен срок обращения за выдачей судебного приказа о взыскании с Трифонова И.Е. задолженности по требованиям ... от 27.08.2018, ... от 01.02.2019.
Частью 5 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Административным истцом, наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Таким образом, право на взыскание с Трифонова И.Е. задолженности по налогам, административным истцом утрачено в связи с пропуском срока подачи административного иска, основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют, что в соответствии с ч.5 ст. 180 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180,219,290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Трифонову И.Е. о взыскании задолженности по налогам и пени по требованиям ... от 27.08.2018, ... от 01.02.2019 в сумме 6634,35 руб.– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента составления мотивированного решения в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области.
Решение в окончательной форме будет изготовлено в течение 10 рабочих дней.
Судья Морозова Ю.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 мая 2020 года.
Судья Морозова Ю.А.