дело № 2-52/2020
УИД 26RS0014-01-2019-002726-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2020 года г. Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Сивцева С.А.,
при секретаре судебного заседания Дерябиной Е.А.,
с участием представителя истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) по доверенности Климовой О.И.,
ответчика Скорочкиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Изобильненского районного суда гражданское дело по исковому заявлению истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) к ответчику Скорочкиной Л.Н. о взыскании переплаты ежемесячной компенсационной выплаты, суммы уплаченной государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился заместитель начальника Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) Шульга Н.В. к наследственному имуществу Гончаровой В.С. с требованиями о взыскании солидарно с наследников умершей Гончаровой В.С. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) переплаты ежемесячной компенсационной выплаты в размере 42000 рублей, суммы уплаченной государственной пошлины в размере 1460 рублей.
В ходе рассмотрения дела требования истцом были уточнены, просил взыскать с наследника умершей Гончаровой В.С. - Скорочкиной Л.Н. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонного) переплату ежемесячной компенсационной выплаты в размере 42000 (сорок две тысячи) рублей, сумму уплаченной государственной пошлины в размере 1460 (одна тысяча четыреста шестьдесят) рублей.
Требования мотивированы тем, что Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ по Изобильненскому району Ставропольского края (которое в настоящее время реорганизовано в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) путем слияния управлений, была установлена ежемесячная компенсационная выплата Скорочкиной А.В. в связи с тем, что она осуществляла уход за престарелой, нуждающейся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, Гончаровой В.С., согласно поданным заявлениям Гончаровой В.С., Скорочкиной А.В. от 06.02.2007.
Заявлением от 06.02.2007 Гончарова В.С. согласилась на осуществление за ней ухода со стороны Скорочкиной А.В., и решением Управления ПФР от 20.02.2007 № № ежемесячная компенсационная выплата была назначена с 01.02.2007 в размере 500 рублей к пенсии Гончаровой В.С..
В своем заявлении при назначении ежемесячной компенсационной выплаты Скорочкина А.В. обязалась в случае трудоустройства известить Управление Пенсионного фонда.
В ходе проверки обоснованности получения компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход за нетрудоспособными гражданами, было выявлено, что Скорочкина А.В. осуществляла трудовую деятельность с мая 2010 по апрель 2013.
В нарушение Правил ни Гончарова В.С., ни Скорочкина А.В. не сообщили о том, что Скорочкина А.В. осуществляла трудовую деятельность, в результате чего за период с 01.06.2010 по 30.04.2013 образовалась переплата ежемесячной компенсационной выплаты в размере 42000 рублей.
Следовательно, выполнение Скорочкиной А.В. оплачиваемой работы в период осуществления ухода повлекло необоснованность выплаты компенсации, что является незаконным и требует возмещения сложившейся переплаты на счет Отделения ПФР по Ставропольскому краю.
Скорочкину А.В. неоднократно приглашали в Управление на заседание комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан по возврату незаконно полученной компенсационной выплаты.
Излишне выплаченная компенсационная выплата добровольно не была погашена, в связи с чем Управление было вынуждено обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения.
Решением мирового судьи судебного участка № 9 Промышленного района г. Ставрополя исковые требования Управления к Скорочкиной А.В. о взыскании излишне выплаченных сумм оставлены без удовлетворения.
Гончарова В.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно запроса информации на сайте Федеральной нотариальной палаты в разделе «Реестр наследственных дел» найдено 1 открытое наследственное дело № наследодателя Гончаровой В.С., умершей 05.09.2013, открытое нотариусом Лесечко Л.Ф..
Согласно ответа нотариуса на запрос, поступившего в суд, стало известно, что наследником к имуществу Гончаровой В.С. является Скорочкина Л.Н. Просил удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель истца Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) Климова О.И. поддержала заявленные требования с учетом их уточнения, по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик Скорочкина Л.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать истцу в иске в полном объеме, поддержала представленное ранее письменное заявление, из которого следует, что она, как наследник Гончаровой В.С., приняла наследство, открывшееся в связи с ее смертью с 05.09.2013, на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, получила у нотариуса свидетельство о праве на наследство, зарегистрировала возникновение права собственности в регистрирующем органе.
Истцу было известно об открытии наследства после смерти Гончаровой В.С. со дня открытия наследства и регистрации в органах ЗАГСа акта о смерти- с 06.09.2013.
После смерти Гончаровой В.С. истец прекратил начисление и выплату пенсии наследодателю Гончаровой В.С..
Поэтому истец, зная о том, что имеется переплата в начисленной и выплаченной компенсационной выплате по уходу за пенсионером в размере 42000 рублей за период с 01.06.2010 по 30.04.2013 мог обратиться в суд с исковым заявлением в течение 3-х лет, т.е. до 06.09.2016.
Однако, исковое заявление было подано по истечении этого срока -21.10.2019.
Истцом пропущен срок исковой давности на сумму долга, образовавшуюся с 01.06.2010 по 30.04.2013 в размере 42000 рублей, состоящую из суммы задолженности по основному долгу в размере по состоянию на 05.09.2013 (дату открытия наследства). Т.е. по утверждению истца требования не были погашены. Однако, к ней с такими требованиями истец не обращался.
Напротив, истцу было отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании этой суммы с лица, осуществлявшего уход за Гончаровой В.С. -Скорочкиной А.В. решением от 02.05.2017 мирового судьи судебного участка №9 Промышленного района г. Ставрополя Пузановой Е.Н. по гражданскому делу №. Решение вступило в законную силу.
Срок для подачи искового заявления в суд по последнему платежу истек 02.09.2016. Истец с заявлением о выдаче судебного приказа к ней в суд не обращался.
Истцом не было представлено в суд доказательств перерыва течения срока исковой давности, установленным в статье 203 ГК РФ и иных федеральных законах (часть вторая статьи 198 ГК РФ). Ответчиком в период с 05.09.2013 по 05.09.2016, и до настоящего времени не было произведено ни одного из действий, из которых бы следовало, что она признала долг.
Полагает, что истец по делу пропустил срок исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении требований именно по этим мотивам.
Суд, выслушав представителя истца Климову О.И., ответчика Скорочкину Л.Н., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных
граждан Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за
нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы (за исключением инвалидов детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет.
Правительство РФ постановлением от 04.06.2007 № 343 утвердило Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, детально регламентирующие порядок, условия назначения и прекращения данных компенсационных выплат (далее - Правила). Согласно п.2 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, категории которых указаны в этом пункте.
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход.
Пункт 9 Правил предусматривает, что осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения нетрудоспособным гражданином, либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
На основании п. 10 Правил, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обязательств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Из анализа приведенных выше Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства), а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343, целью указанной выплаты является оказание соответствующей материальной помощи гражданину, который не работает, сам не получает пенсию, то есть фактически не получает никаких доходов в связи с тем, что занят уходом за нетрудоспособными лицами, тем самым указанная выплата носит компенсационный характер и не является доходом указанного гражданина.
Согласно заявления от 06.02.2007 Скорочкина А.В. осуществляла уход за престарелой Гончаровой В.С., 17.08.1936 года рождения, нуждающейся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе.
При подаче заявления Скорочкина А.В. и Гончарова В.С. были предупреждены обо всех обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты компенсации, а также у Скорочкиной А.В. было отобрано письменное обязательство сообщить о них в пятидневный срок.
Данная компенсационная выплата ежемесячно перечислялась Гончаровой В.С..
В ходе проверки обоснованности получения компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход за нетрудоспособными гражданами, было выявлено, что Скорочкина А.В. осуществляла трудовую деятельность в период с мая 2010 по апрель 2013, в результате чего за период с 01.06.2010 по 30.04.2013 образовалась переплата ежемесячной компенсационной выплаты в размере 42000 рублей.
В соответствии сост.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Государственным учреждением - Управления Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) заявлена ко взысканию с ответчика переплата компенсации за период с 01.06.2010 по 30.04.2013 в размере 42000 рублей. Требования о взыскании указанной суммы истцом предъявлены к наследнику Гончаровой В.С. - Скорочкиной А.В..
В соответствии со 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, включая долги наследодателя.
Согласно ч.1 ст.1175 ГК РФ каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Как следует из п. 28 Постановления Пленума ВС РФ № 9 от 29.05.2012 под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.
Ответчик Скорочкина Л.Н. не отрицала того, что является единственным наследником умершей Гончаровой В.С., стоимость наследственного имущества превышает суммы иска, однако ею заявлено о применении сроков исковой давности.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство о применении сроков исковой давности, суд приходит к следующему.
Нормы о сроках исковой давности (глава 12 ГК РФ) относятся к общим положениям гражданского законодательства, в том числе и к обязательствам вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ).
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
По смыслу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15, Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"), течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Аналогичные положения содержатся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом указанных норм права, суд приходит к выводу, что сроки давности в рассматриваемом случае должны исчисляется отдельно по каждому платежу.
Период, за которые истец просит взыскать переплаты - с 01.06.2010 по 30.04.2013. Таким образом, даже при исчислении срока давности отдельно по каждому платежу, следует, что истцом пропущен трехгодичный срок исковой давности, установленный ст.196 ГПК РФ, для обращения в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения за вышеуказанные периоды, что является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) о взыскании с ответчика Скорочкиной Л.Н. неосновательного обогащения следует отказать в связи с пропуском истцом срока исковой давности для обращения в суд с исковым заявлением.
Каких-либо уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом не приведено. Пенсионный орган, учитывая его компетенцию и полномочия, при должной степени осмотрительности мог и должен узнать о возможной недостоверности предоставленных для начисления пенсии сведений.
В данном случае пенсионный орган должен был узнать о нарушении своего права с момента поступления от работодателя Скорочкиной А.В. сведений индивидуального персонифицированного учета о работе ответчика и перечисляемых в связи с этим взносах в пенсионный фонд.
Поскольку выплата компенсации производится ежемесячно, то неосновательное обогащение возникает с момента получения каждой выплаты, соответственно право на возврат компенсации возникает у пенсионного органа после каждого платежа, с которого и начинает течь срок исковой давности.
Требования, на которые исковая давность не распространяется, предусмотрены ст. 208 ГК РФ, в числе которых требования, заявленные по настоящему спору, не указаны.
В соответствии с п.3 Положения о пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1, Пенсионный фонд РФ обеспечивает организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.
Таким образом, пенсионный орган наделен законными полномочиями по проверке документов, послуживших основанием для назначения компенсационных выплат, соответственно срок исковой давности по заявленным требованиям на момент подачи искового заявления истек, и оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения требований, не установлено.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований истца о взыскании с ответчика незаконно полученной переплаты отказано, то оснований для взыскания со Скорочкиной Л.Н. государственной пошлины также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 42000 (░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1460 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.2 ░░.321 ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░.1 ░░.112 ░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░