Решение по делу № 2-605/2013 ~ М-652/2013 от 28.05.2013

     Дело № 2 -605/ 2013               

                                     Р Е Ш Е Н И Е                          Именем Российской Федерации

    г. Чусовой                                                                         16. 07. 2013 г.

     Чусовской городской суд Пермского края в составе

судьи Обуховой О. А,

с участием прокурора Лекомцевой Л.В.,

представителя ответчика Баскова П.В.,

при секретаре Русских Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чусовского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Чусовского муниципального района о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и непринятии мер по назначению лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности,

                                               установил:

     Чусовской городской прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Чусовской муниципальный район» о признании незаконным бездействия в непринятии мер, направленных на категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и непринятии мер по назначению лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, возложении обязанности на администрацию Чусовского муниципального района в течение 60 суток с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности материалы для присвоения категории транспортных средств, и включении их в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, после получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

Определением суда от .... произведена замена ненадлежащего ответчика - МО «Чусовской муниципальный район» на надлежащего ответчика - администрацию Чусовского муниципального района.

     В судебном заседании прокурор на иске настаивала и пояснила, что при проведении проверки были выявлены нарушения ответчиком законодательства РФ, а именно многие объекты транспортной инфраструктуры не категорированы. Поскольку администрация является субъектом объектов транспортной инфраструктуры, то обязанность по принятию мер к категорированию и оценке уязвимости лежит на ней. Бездействие администрации ставит под угрозу безопасность функционирования объектов транспортной инфраструктуры и нарушает права неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика в суде иск не признал, указав на то, что администрация Чусовского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, и пояснил, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры и оценка уязвимости не являются обязанностью субъекта, поскольку проводятся компетентными органами. Обязанность по проведению оценки уязвимости возникает у субъекта после включения в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры. Действительно орган местного самоуправления должен провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, но только после проведения категорирования. Поскольку категорирование не проводилось, считает, что непринятие мер по оценке уязвимости и по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности не может быть признано незаконным. Требования прокурора по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности считает несостоятельными, поскольку у муниципального образования отсутствуют транспортные средства.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Судом установлено, что в ходе проверки прокурором установлен факт того, что мероприятия, направленные на категорирование объектов транспортной инфраструктуры не проводились, лицо ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры не определено, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не производилась, план обеспечения транспортной безопасности не разработан.

Из информации, представленной Администрацией Чусовского муниципального района от .... следует, что МО «Чусовской муниципальный район» и ОАО «...» являются субъектами транспортной инфраструктуры. В реестре муниципальной собственности Чусовского муниципального района значатся 61 объект транспортной инфраструктуры, а именно: 61 автомобильная дорога общей протяженностью 298, 8 кв.м., в состав которых входят мосты, водопропускные трубы, ограждения и пр. сооружения. В собственности ОАО «Чусовское автотранспортное предприятие» находятся автостанция, расположенная по адресу: ..., вместимостью на 50 посадочных мест (л.д. 6-8).

Согласно ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности; объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

Из выписки из Реестра муниципальной собственности Чусовского муниципального района следует, что в собственности Чусовского муниципального района имеется 61 объект транспортной инфраструктуры, в том числе автодороги, дорожные проезды, разъезды (л. д. 47 - 49).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

    Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

    Согласно статьи 54 Устава администрации Чусовского муниципального района «Полномочия администрации муниципального района» в целях решения вопросов местного значения администрация муниципального района обладает следующим полномочием: осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из п. 2 ч. 2 статьи 89 Устава администрации следует, что для решения вопросов местного значения в собственности муниципального района могут находиться: автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (л.д. 74-107).

Из выше изложенного следует, что администрация Чусовского муниципального района Пермского края является субъектом транспортной инфраструктуры, и на нее возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности такого объекта транспортной инфраструктуры, как автомобильные дороги, расположенного на территории данного муниципального образования и являющегося ее собственностью.

Довод представителя ответчика о том, что за дорожную деятельность отвечает управление по развитию инфраструктуры администрации Чусовского муниципального района, суд признает несостоятельным. Как следует из п. 3. 1 Положения указанного Управления, оно осуществляет обеспечение полномочий Чусовского муниципального района в вопросах развития инфраструктуры города и района, строительства, капитального ремонта муниципальных зданий и сооружений на территории муниципального района. П. 1. 2 Положения указывает, что Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации Чусовского муниципального района (л. д. 117 - 121). По мнению суда, создание специального органа в структуре администрации не освобождает администрацию Чусовского муниципального района от выполнения возложенных на нее функций.

Кроме того, управлением по имуществу администрации Чусовского муниципального района было передано в безвозмездное пользование управлению строительства администрации Чусовского муниципального района (решением Земского Собрания Чусовского муниципального района от 27. 12. 2011 г. № 109 переименовано в управление по развитию инфраструктуры администрации Чусовского муниципального района) 48 объектов - автодороги, дорожные проезды (л. д. 122 - 1ё27). Следовательно, 13 объектов не переданы и находятся в ведении органа местного самоуправления.

Исходя из требований ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно ч. 3 ст. 6 данного Закона категорированные объекты включаются в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Министерства транспорта РФ от 29.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Категорирование предполагает разработку и установление единых для всех объектов транспортного комплекса критериев, позволяющих разграничивать их по степени опасности. Категорирование производится на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Выработка критериев категорирования отнесена к ведению федеральных органов власти, так как они должны быть едиными для всего транспортного комплекса в масштабах государства.

Из этого следует, что категорирование объектов проводят не субъекты транспортной инфраструктуры, а компетентные органы.

Пункт 5 статьи 5 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусматривает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.

В соответствии с приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. № 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан, в том числе, назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.

Таким образом, администрация Чусовского муниципального района Пермского края обязано назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

В соответствии с указанным выше приказом Минтранса РФ на субъекты транспортной инфраструктуры возлагаются обязанности, в том числе, обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о проведенной категории ОТИ и/или ТС, а также обязанность разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и другие обязанности.

Указанные требования применяются на всей территории РФ и обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

28.02.2011 г. на сайте Росавтодора опубликовано Обращение Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ к субъектам транспортной инфраструктуры, в котором указано, что в адрес глав субъектов РФ направлены телеграммы о предоставлении исходных данных по объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Форма предоставления исходных данных опубликована на официальном сайте на странице «Транспортная безопасность» в разделе «Новости».

Отсюда следует, что законодатель возлагает на субъектов транспортной инфраструктуры обязанность обратиться с заявлением в Росавтодор о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры. Видом такового заявления является форма предоставления исходных данных с отображением необходимых реквизитов; после осуществления процедуры категорирования компетентным органом, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обратиться в специализированную организацию для осуществления оценки уязвимости, самостоятельно определив аккредитованную организацию для проведения такой оценки. После проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов в соответствии со ст. 9 ФЗ № 16 субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Доказательств осуществления указанных выше действий представителем ответчика не представлено.

Довод ответчика о том, что действующим законодательством не установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов и нельзя признать незаконными бездействие по непринятию мер направленных на категорирование ОТИ, суд считает несостоятельным, то есть основанным на неверном толковании норм права, поскольку данное бездействие ответчика по обращению с заявлением в компетентные органы нарушает принцип, изложенный в ст. 4 ФЗ № 16, согласно которому обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Одной из обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры является необходимость выполнения предписаний, постановлений должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований пот обеспечению транспортной безопасности в соответствии со ст. 8 ФЗ № 16.

Руководствуясь ст. ст. 194, 195 ГПК РФ, суд

                                               решил:

    Признать незаконным бездействия администрации Чусовского муниципального района по непринятию мер, направленных на категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и непринятии мер по назначению лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности.

Обязать администрацию Чусовского муниципального района в течение 60 суток с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности материалы для присвоения категории транспортных средств и включении их в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.

Обязать администрацию Чусовского муниципального района назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.

Обязать администрацию Чусовского муниципального района после получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры.

Обязать администрацию Чусовского муниципального района разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

     Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                   Судья                                         О. А. Обухова

2-605/2013 ~ М-652/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
МО "Чусовской муниципальный район"
Суд
Чусовской городской суд Пермского края
Судья
Обухова О.А.
Дело на странице суда
chusovoi--perm.sudrf.ru
28.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2013Передача материалов судье
31.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2013Подготовка дела (собеседование)
06.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2013Судебное заседание
16.07.2013Судебное заседание
19.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2013Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее