63RS0039-01-2020-000148-54
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 мая 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1853/2021 по административным исковым заявлениям Локшина Михаила Владимировича и Невского Александра Михайловича об оспаривании действий Министерства строительства Самарской области,
установил:
Локшин М.В. и Невский А.М. обратились в суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании действий Министерства строительства Самарской области.
В обоснование заявлений указано, что ООО «Строй Центр» была подана заявка на участие в конкурсе по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требования участников долевого строительства на получение ими жилых помещений по проблемным объектам:
по адресу: г. Самара, ул. Садовая/ ул. Вилоновская, застройщиком которого являлось ЗАО ИСК «Средневолжскстрой»,
по адресу: г. Самара, в границах улиц Арцыбушевская, Рабочая, Буянова, Одесского переулка, застройщиком которого являлось ООО «Дальстрой»,
по адресу: г. Самара, ул. Волжская/ ул. Кольцевая, застройщиком которого являлось ЗАО «Гагаринец».
27.02.2015 ООО «Строй Центр» признано победителем конкурса по лоту №1, ему предоставлен в собственность земельный участок, общество приняло на себя обязательства по удовлетворению прав требования граждан – участников долевого строительства на основании списков граждан, предоставленных Министерством строительства Самарской области. Административные истцы входят в списки участников долевого строительства, права требования которых подлежат удовлетворению ООО «Строй Центр».
Письмом от 03.12.2019 №3/7533 Министерство строительства Самарской области отозвало ранее направленные списки граждан - участников долевого строительства, чьи права требования подлежат удовлетворению ООО «Строй Центр».
Действия министерства по отзыву списка административные истцы считают незаконными ввиду отсутствия у министерства соответствующих полномочий. Требование письменных согласий на удовлетворение прав требований ООО «Строй Центр», который является победителем конкурса, законодательством и конкурсной документацией не предусмотрено.
Полагая свои права нарушенными, административные истцы просят признать незаконными действия Министерства строительства Самарской области по отзыву ранее направленного списка граждан – участников долевого строительства, чьи права требования подлежат удовлетворению ООО «Строй Центр», и по требованию письменных согласий пострадавших участников долевого строительства на удовлетворение их прав ООО «Строй Центр».
Определением суда от 19.02.2020 дела по административным искам объединены в одно производство.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 11.06.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27.10.2020, административные исковые заявления оставлены без удовлетворения.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2021 решение Ленинского районного суда г. Самары от 11.06.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27.10.2020 отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Самары в ином составе судей.
В судебном заседании при новом рассмотрении административные истцы Локшин М.В. и Невский А.М. заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности Апаркина Т.М. в судебном заседании просила в иске отказать по основаниям, изложенным в дополнительном письменном отзыве (т. 3 л.д. 52-57).
Представитель заинтересованного лица ООО «Строй Центр» по доверенности Щукина М.И. возражала против удовлетворения требований, указывая на отсутствие нарушения прав заявителей.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Статьей 3.1 Закона Самарской области «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области» предусмотрено, что при получении письменного согласия обманутых дольщиков, права которых на объекты долевого строительства не зарегистрированы в установленном порядке и (или) застройщиком фактически не начато освоение земельного участка, предоставленного под возведение объекта долевого строительства, либо освоение земельного участка приостановлено, и включенных в реестр обманутых дольщиков по конкретному объекту долевого строительства, Министерство строительства Самарской области проводит конкурс по отбору организаций для удовлетворения прав требований обманутых дольщиков в целях предоставления земельного участка, на котором предусматривалось строительство указанного объекта долевого строительства, в собственность бесплатно победителю такого конкурса в порядке, определенном Законом Самарской области «О земле».
Согласно п.13 ст.9 Закона Самарской области «О земле» в редакции, действовавшей до 01.03.2015, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлялись для строительства бесплатно в собственность юридических лиц - победителей конкурса по отбору организаций в целях:
- завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области;
- удовлетворения прав требований участников долевого строительства проблемных объектов иным способом в соответствии с требованиями действующего законодательства, включая заключение договоров участия в долевом строительстве, купли-продажи, дарения и иных;
- удовлетворения прав требований участников долевого строительства, включенных в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области, включая заключение договоров участия в долевом строительстве, купли-продажи, дарения и иных.
Бесплатно в собственность указанных юридических лиц предоставлялись:
- земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых осуществляется строительство проблемных объектов;
- земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые имеют общие границы с земельными участками, на которых осуществляется строительство проблемных объектов;
- иные земельные участки для жилищного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с их разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Организатором конкурса выступало Министерство строительства Самарской области.
Победителем конкурса признавалось юридическое лицо, которое в счет предоставления земельного участка для жилищного строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимало на себя обязательства:
- по удовлетворению прав требований наибольшего количества участников долевого строительства проблемных объектов путем завершения строительства такого объекта или иным способом в соответствии с требованиями действующего законодательства, включая заключение договоров участия в долевом строительстве, купли-продажи, дарения и иных;
- по удовлетворению прав требований наибольшего количества участников долевого строительства, включенных в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области, включая заключение договоров участия в долевом строительстве, купли-продажи, дарения и иных.
Протокол конкурса являлся основанием для принятия решения о предоставлении юридическим лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, в собственность бесплатно земельных участков для жилищного строительства.
Порядок проведения конкурса, указанного в настоящей статье, был установлен постановлением Правительства Самарской области от 26.02.2013г. №54.Из материалов дела следует, что административные истцы включены в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого было предусмотрено приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403.
Министерством строительства Самарской области проведён конкурс по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов и удовлетворения прав требований участников долевого строительства.
В число лотов конкурса было включено удовлетворение прав требований 62 участников долевого строительства проблемного объекта по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Самарской, Вилоновской, Садовой, Рабочей, застройщиком которого являлось ЗАО «Инвестиционно-строительная компания «Средневолжскстрой».
В указанный лот конкурса также было включено удовлетворение прав требований 68 участников долевого строительства проблемного объекта по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Садовая / ул. Венцека, застройщиком которого являлось ООО «ПМК-97».
Согласно протоколу оценки заявок на участие в конкурсе от 27.02.2015 победителем конкурса по лоту №1 признан единственный участник конкурса – ООО «Строй Центр», который обязался в случае победы в конкурсе удовлетворить требования 62 участников долевого строительства, претендующих на получение 68 жилых помещений общей площадью 5 499,90 кв.м по первому из названных выше объектов, а также требования 68 участников долевого строительства, претендующих на получение 66 жилых помещений общей площадью 3 607,74 кв.м по второму из названных выше объектов, путём завершения строительства объекта и иным способом, включая заключение договоров участия в долевом строительстве, купли-продажи, дарения и иных. (т.2 л.д. 48-53).
Конкурсная документация не содержит списка участников долевого строительства, требования которых должен удовлетворить победитель конкурса. Отсутствует такой список и в конкурсной заявке ответчика.
Впоследствии Министерство строительства Самарской области утвердило списки участников долевого строительства, требования которых должен удовлетворить победитель конкурса (т.1 л.д. 69-81).
Истец Локшин М.В. включён в этот список по объекту ЗАО «Инвестиционно-строительная компания «Средневолжскстрой» под номером 24.
Истец Невский А.М. включён в этот список по объекту ООО «ПМК-97» под номером 23.
По информации ООО «Строй Центр» эти списки были направлены ему письмом 30.02.2015, затем дважды, 15.09.2016 и 08.02.2017, в адрес общества от министерства поступали отредактированные списки (т.2 л.д. 101).
Письмом от 03.12.2019 г. №3/7533 Министерство строительства Самарской области сообщило ООО «Строй Центр» об отзыве ранее направленного списка и формировании нового списка с учетом положений п. 2 ст. 391 ГК РФ, а именно на основании письменных согласий пострадавших участников долевого строительства на удовлетворение их прав требований ООО «Строй Центр», поступивших в министерство (т.2 л.д.7).
Истцы полагают, что направлением указанного письма нарушены их права, поскольку своими действиями ответчик лишил их права требования к ООО «Стройцентр». При новом рассмотрении дела доводы истцов о нарушении их прав мотивированы также тем, что к ним необоснованно применяют положения Закона Самарской области от 08.07.2019 N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области", а именно, предусмотренные ст. 7 Закона предельные размеры общей площади жилого помещения, определяемые для оказания пострадавшему участнику долевого строительства мер государственной поддержки.
В силу ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления суду надлежит выяснять: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Административным ответчиком не представлено доказательств соответствия оспариваемых действий по отзыву списков участников долевого строительства требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих возникшие правоотношения.
Установлено, что процедура формирования, утверждения, направления, изменения, отзыва списков граждан, чьи права подлежат удовлетворению победителем конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, никаким образом не была регламентирована. Порядок проведения конкурса, установленный постановлением Правительства Самарской области от 26.02.2013 №54, не определял механизм удовлетворения прав обманутых дольщиков.
Министерство строительства Самарской области является исполнительным органом государственной власти и может действовать только в пределах полномочий, предоставленных ему законом, по принципу «запрещено все то, что не разрешено законом». Нормативный правовой акт, разрешающий министерству отзывать списки, на основании которых подлежали удовлетворению права участников долевого строительства, в рассматриваемый период не существовал.
Проведённые конкурсы представляют собой гражданско-правовые сделки, по которым ООО «Строй Центр» приняло на себя обязательства удовлетворить требования участников долевого строительства. Отозвав списки, министерство отдалило момент исполнения обязательств ООО «Строй Центр» перед участниками долевого строительства.
Доводы министерства о том, что отзыв списка был вызван необходимостью формирования перечня обманутых дольщиков с учетом положений Закона Самарской области от 08.07.2019 N 84-ГД, не свидетельствуют о правомерности оспариваемых действий, поскольку корректировка списка была возможна и без его отзыва, как это неоднократно делалось министерством ранее.
Заключение между министерством и ООО «Строй Центр» соглашения от 03.08.2020 о порядке удовлетворения прав требований обманутых дольщиков, принятых по результатам конкурса, пунктом 1.2 которого предусмотрено направление министерством в ООО «Строй Центр» перечня обманутых дольщиков, права требования которых могут быть удовлетворены в соответствии с условиями конкурса и соглашением, не могло быть причиной отзыва списка, так как соглашение заключено спустя значительное время после отзыва списка. В данный период истцы были лишены даже потенциальной возможности на удовлетворение своих требований.
При таких условия, когда у административного ответчика не имелось полномочий на совершение оспариваемых действий и такие действия создали препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов истцов, имеются основания для признания действий незаконными.
Требование министерством письменного согласия пострадавших участников долевого строительства на удовлетворение их прав требований ООО «Строй Центр», изложенное в письме от 03.12.2019 №3/7533, не может быть признано законным, поскольку по данному вопросу имеется вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г.Самары по делу № 2а-468/2018 от 21.02.2018, которым установлено, что получение министерством согласий от участников долевого строительства на включение их прав требований в состав лотов, формируемых для проведения конкурсов в соответствии с постановлением №54, действующее законодательство не предусматривало.
Доводы административных истцов о невозможности применения к ним положений Закона Самарской области от 08.07.2019 N 84-ГД не подлежат оценке, так как не относятся к предмету спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые заявления Локшина Михаила Владимировича и Невского Александра Михайловича к Министерству строительства Самарской области удовлетворить.
Признать незаконными действия Министерства строительства Самарской области по отзыву ранее направленного списка граждан – участников долевого строительства, чьи права требования подлежат удовлетворению ООО «Строй Центр», и по требованию письменных согласий пострадавших участников долевого строительства на удовлетворение их прав ООО «Строй Центр».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 04.06.2021.