Дело № 33-1446/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 20 марта 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.
судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.
при секретаре Ильященко М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Жукова Альберта Агатьевича на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 12 декабря 2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования ТСЖ «На Радищева» - удовлетворить.
Взыскать с Жукова Альберта Агатьевича в пользу ТСЖ «На Радищева» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.01.2015 по 31.12.2016г. в размере 78 803,66 руб., государственную пошлину в размере 3201 руб.».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя товарищества собственников жилья «На Радищева» - Глазковой О.С., действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
товарищество собственников жилья «На Радищева» обратилось в суд с иском к Жукову А.А., с учетом изменения требований просило взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. в размере 78803 руб. 66 коп., в том числе пени за период с 01 января по 31 декабря 2015 г. в размере 16036 руб. 99 коп., пени за период с 01 января по 31 декабря 2016 г. в размере 9628 руб. 50 коп.
Требования были мотивированы тем, что истец с 2003 года осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Тюмень, <.......>. Ответчику с 2005 года принадлежит на праве собственности квартира № <.......> в указанном доме. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исполняется ответчиком ненадлежащим образом, что привело к образованию за ним задолженности во взыскиваемой сумме.
В судебном заседании представитель истца ТСЖ «На Радищева» - Глазкова О.С., действовавшая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Жуков А.А. в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено судом в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Жуков А.А., в апелляционной жалобе он просит решение суда отменить. Полагает, что председатель ТСЖ «На Радищева» занимает данную должность незаконно, поскольку не является собственником квартиры в доме <.......> и не входит в число членов товарищества. Полагает, что иск подписан ненадлежащим представителем истца. Ссылается на то, что ветеранам и пенсионерам в возрасте старше 80 лет предоставляются субсидии и льготы при оплате жилого помещения, коммунальных услуг, капитального ремонта. Считает заявленную ко взысканию сумму долга завышенной. Находит неправомерным возложение на него бремени содержания квартиры, поскольку он фактически в ней не проживает и не является членом ТСЖ. Приводит довод о том, что он узнал о рассмотрении судом дела лишь после получения направленной ему почтой копии решения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца ТСЖ «На Радищева» просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Жуков А.А. является собственником квартиры <.......> в городе Тюмени.
Управление многоквартирным домом, в котором находится указанная квартира, осуществляет ТСЖ «На Радищева».
Жуков А.А. надлежащим образом не исполняет обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в связи с чем за ним образовалась задолженность во взыскиваемой сумме.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно частям 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив) (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор и удовлетворяя иск ТСЖ «На Радищева» о взыскании с Жукова А.А. платы за жилое помещение и коммунальные услуги, суд исходил из того, что ответчиком была нарушена обязанность по оплате принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения и коммунальных услуг.
Выводы суда являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и закону.
Доводы апелляционной жалобы о том, что иск был подписан ненадлежащим представителем истца, несостоятельны, поскольку иск подписан председателем ТСЖ «На Радищева» ..., который согласно представленной в деле выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является председателем ТСЖ «На Радищева» и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени данного юридического лица (л.д. 9). Сведения о том, что полномочия ... на день обращения истца в суд были прекращены, а председателем ТСЖ «На Радищева» являлось иное лицо, в деле отсутствуют.
Доводы жалобы о наличии у лиц, равной с ответчиком категории, права на получение субсидий и льгот на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, капитального ремонта подлежат отклонению как не влияющие на правильность принятого судом решения в силу следующего.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу части 1 данной нормы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (части 3, 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1).
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов (часть 2.1. статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 29.2. Закона Тюменской области от 28декабря2004г. №331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» в редакции, действовавший в спорный период, мера социальной поддержки по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в форме ежемесячной компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - компенсация) предоставляется следующим категориям граждан: 1) одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет; 2) проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет (часть 1). Собственникам жилых помещений, указанным в части 1 настоящей статьи, компенсация предоставляется в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Правительства Тюменской области, и общей площади жилого помещения, находящегося в собственности данных лиц, но не более 50 квадратных метров (часть 2). Компенсация предоставляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области. Порядок предоставления компенсации устанавливается Правительством Тюменской области (часть 3).
Такой порядок был утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 25 февраля 2016 г. № 54-п (далее по тексту – Порядок), пунктом 3 которого определены категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 Порядка собственникам жилых помещений, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, компенсация предоставляется в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Правительства Тюменской области, и общей площади жилого помещения, находящегося в собственности данных лиц, но не более 50 квадратных метров.
В силу пункта 5 Порядка компенсация предоставляется в отношении жилого помещения, в котором гражданин, указанный в пункте 3 настоящего Порядка, имеет регистрацию по месту жительства.
Для получения компенсации граждане, указанные в пункте 3 Порядка, или представители граждан от их имени (далее - заявители) подают заявление о предоставлении компенсации (далее - заявление) по форме согласно приложению к настоящему Порядку в Учреждение по месту жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) либо направляют в Учреждение, Управление посредством почтовой связи или в электронной форме через личный кабинет федерального или регионального портала, с подписанием его электронной подписью в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» и иных нормативных правовых актов (пункт 6 Порядка).
Обращение ответчика за предоставлением в спорный период предусмотренных приведенными правовыми нормами льготы и предоставление ему данных льгот материалами дела не подтверждены. Возникновение у истца обязанности по начислению ответчику платы за указанное в иске жилое помещение и коммунальные услуги с учетом указанных льгот не установлено.
Представленные в деле доказательства вопреки доводам апелляционной жалобы не позволяют считать заявленную ко взысканию сумму долга завышенной.
Те обстоятельства, что ответчик фактически не проживает в указанной в иске квартире и не является членом ТСЖ, не влекут освобождение ответчика по обязанности по содержанию квартиры, принадлежащей ему на праве собственности.
Довод жалобы о том, что ответчик не знал о рассмотрении дела судом, противоречит материалам дела, из которых следует, что ответчик извещался о времени и месте судебного заседания по всем известным суду адресам и получил повестку суда 27 ноября 2018 г. по адресу, указанному в иске (л.д. 197 - 201). Кроме того, в деле имеется заявление Жукова А.А. от 28 ноября 2018 г. об ознакомлении с материалами дела, в котором он указывает, что получил письмо суда с повесткой на 12 декабря 2018 г. (л.д. 196).
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, отмене в апелляционном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюменского районного суда Тюменской области от 12 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Жукова Альберта Агатьевича - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи