РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 июня 2023 года адрес
Октябрьский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-2649/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №... по адрес к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №... по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по обязательным платежам на сумму 5507,94 руб., в том числе по пени по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 5 048,88 руб. за период с дата по дата; пени по транспортному налогу за 2019 г. в сумме 455,15 руб. за период с дата по дата; пени по налогу на имущество за 2018 г. в сумме 1,07 руб. за период с дата по дата; пени по налогу на имущество за 2018 г. в сумме 2,84 руб. за период с дата по дата; а всего взыскать 5 507 (пять тысяч пятьсот семь) руб. 94 коп., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность не погашена. Выданный дата судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 16.09.2022г. На момент подачи административного иска ФИО1 сумму задолженности не оплатил.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от дата N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
В судебное заседание представитель МИФНС России №... по адрес не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал в удовлетворении исковых требований, просил отказать, приводя доводы об отсутствии задолженности по налогам.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество, транспортного налога в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, что подтверждается ответом на судебный запрос ЕГРН, ответом на судебный запрос из РЭО ГИБДД, а также сведениями, предоставленными налоговым органом.
Установлено, что в связи с неуплатой налога на основании налоговых уведомлений налогоплательщику направлены требования об уплате налогов:
- №... по состоянию на дата, которым предложено погасить имеющуюся задолженность по налогу на имущество за 2017 г. на сумму 215,00 руб., пени на сумму 7,03 руб. в срок до 21.05.2019г.,
- №... по состоянию на дата, которым предложено погасить имеющуюся задолженность по налогу на имущество за 2018 г. на сумму 47,00 руб., пени на сумму 2,84 руб. в срок до 29.12.2020г.,
- №... по состоянию на 19.04.2021г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по пени по налогу на имущество и транспортному налогу на общую сумму 55650, 94 руб. в срок до 07.06.2021г.
Требования об уплате налогов выгружены в личный кабинет налогоплательщика и направлены почтой, о чем представлены реестры в материалы дела.
Обсуждая вопрос о соблюдении налоговым органом сроков принудительного взыскания задолженности в судебном порядке, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 48 НК РФ (в редакции на дату направления последнего требования №... по состоянию на дата) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание, совокупный размер задолженности по требованиям об уплате налога №... по состоянию на 10.04.2019г., №... по состоянию на 11.11.2020г., №... по состоянию на 19.04.2021г., превысил 10000 рублей после направления последнего требования №... по состоянию на дата, которым установлен срок его исполнения до дата, налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника в срок до дата
Как усматривается из материалов дела, дата, то есть с соблюдением установленного ст. 48 НК РФ срока, МИФНС России №... по адрес обращалась к мировому судье судебного участка №... Октябрьского судебного района адрес с заявлением о вынесении судебного приказа, дата мировым судьей вынесен судебный приказ №...а-3226/21 о взыскании с ФИО1 неуплаченной задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района адрес от дата судебный приказ №...а-3226/2021 отменен по возражению ФИО1
В Октябрьский районный суд адрес с административным исковым заявлением налоговый орган обратился дата, то есть в установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора.
При отсутствии сведений об уплате недоимки, административный иск подлежит удовлетворению.
Поскольку налоговым органом соблюдён порядок и сроки направления уведомлений, требования об уплате налога административному ответчику, а также сроки обращения в суд, с учетом надлежащего извещения административного ответчика о дате судебного заседания, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, суд пришёл к выводу о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени, в общей сумме 5507,94 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявлению взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Поскольку налоговый орган освобождён от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании ст. 333.19 НК РФ, в размере 486,48 руб. подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.
Доводы административного ответчика об отсутствии недоимки по налогам суд отклоняет, как не подтвержденные материалами дела, равно как и представленные сведения о вынесении иных судебных приказов в отношении должника и принудительном взыскании задолженности органами ФССП России, поскольку из данных документов усматривается, что они вынесены и приняты в отношении иных налоговых обязательств ФИО1, не тождественных с предметом заявленных административном истцом требований в настоящем иске.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России №... по адрес к ФИО1 о взыскании недоимки по обязательным платежам – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ИНН №... дата г.р., место рождения: адрес, паспорт №... выдан дата Красноярским ОУФМС адрес, зарегистрированного по адресу: адрес, в пользу МИФНС России №... по адрес недоимку по:
- пени по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 5 048,88 руб. за период с дата по дата;
- пени по транспортному налогу за 2019 г. в сумме 455,15 руб. за период с дата по дата;
- пени по налогу на имущество за 2018 г. в сумме 1,07 руб. за период с дата по дата;
- пени по налогу на имущество за 2018 г. в сумме 2,84 руб. за период с дата по дата;
а всего взыскать 5 507 (пять тысяч пятьсот семь) руб. 94 коп.
Взыскать с ФИО1, ИНН №..., дата г.р., место рождения: адрес, паспорт №... выдан дата Красноярским ОУФМС адрес, зарегистрированного по адресу: адрес, в доход местного бюджета г.о. Самары сумму государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.О. Шиндяпин
В окончательной форме решение суда принято дата