Решение по делу № 2-2184/2020 ~ М-2107/2020 от 05.11.2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Тайшет 01 декабря 2020 года

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре судебного заседания Соболевой И.А., с участием: представителя истца администрации Шелеховского муниципального образования Лупекина В.И., ответчика Беляковской С.В., действующей в своих интересах и в интересах Беляковской Д.С., ответчиков Беляковского С.В., Беляковского С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2184/2020 по исковому заявлению администрации Шелеховского муниципального образования к Беляковской Светлане Владимировне, действующей в своих интересах и в интересах Беляковской Дианы Сергеевны, Беляковскому Сергею Владимировичу, Беляковскому Станиславу Сергеевичу о возложении обязанности по сносу жилого дома непригодного для проживания, по осуществлению мероприятий по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка, оставшегося после сноса дома, по снятию с кадастрового учета жилого дома, в связи с его непригодностью для проживания и ликвидацией в результате чрезвычайной ситуации, прекращении права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

администрация Шелеховского муниципального образования обратилась в суд с исковым заявлением к Беляковской Светлане Владимировне, действующей в своих интересах и в интересах Беляковской Дианы Сергеевны, Беляковскому Сергею Владимировичу, Беляковскому Станиславу Сергеевичу о возложении обязанности по сносу жилого дома непригодного для проживания, по осуществлению мероприятий по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка, оставшегося после сноса дома, по снятию с кадастрового учета жилого дома, в связи с его непригодностью для проживания и ликвидацией в результате чрезвычайной ситуации, прекращении права собственности, указывая в его обоснование, что Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 №134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлении региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением администрации Тайшетского района от 26.06.2019 г. № 354 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования» с 20 часов 00 минут 26.06.2019 на территории Тайшетского района введен режим чрезвычайной ситуации.

Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п.1).

В силу ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ (ред. 03.07.2019) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 916 были утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее правила).

Согласно пункту 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:

а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;

б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;

в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;

г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;

д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, основанием для предоставления мер социальной поддержки является юридический факт утраты или повреждения жилого помещения.

Постановлением Администрации Шелеховского муниципального образования № 25 от 01.07.2019 года жилой дом общей площадью 22,5 кв. м. по адресу: <адрес>, попала в зону затопления.

На основании акта обследования жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией с учетом заключения специализированной организации выдано заключение о признании его непригодным для проживания.

Распоряжением администрации Шелеховского муниципального образования от 12.08.2019 года № 21, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.

Данный жилой дом находится в общедолевой собственности по 1/4 доли у Беляковской С.В., Беляковского С.В., Беляковского С.С., Беляковской Д.С.

Согласно информации ОГКУ «Управления социальной защиты населения по Тайшетскому району» собственники Беляковская С.В., Беляковский С.В., Беляковский С.С., Беляковская Д.С. за утраченное в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение, реализовали свое право в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (приобретено жилье).

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и судом.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не попускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями.

В силу ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, в силу указанных норм собственник ограничивается в своем праве собственности в пользу других лиц, чьи права и законные интересы нарушаются в результате эксплуатации жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодными для проживания.

С учетом изложенного, пострадавшие в результате наводнения жилые дома, признанные межведомственной комиссией администрации соответствующего муниципального образования непригодными для проживания и создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, подлежат сносу их собственниками. Снос индивидуального жилого дома собственник может осуществить самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании договора.

Собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, в администрацию Шелеховского муниципального образования заявления о несогласии на снос указанного помещения не представляли.

В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений прекращается в случае их случайной гибели и сноса.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Таким образом, эксплуатация жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии с его функциональным назначением невозможна, так как он признан непригодной для проживания и не подлежащим восстановлению.

Таким образом, жилое помещение как объект права собственности уничтожен в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.

Эксплуатация жилого помещения, как объекта недвижимости, должна быть прекращена по следующим основаниям.

Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования механической и пожарной безопасности, безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями.

В силу требований статьи 7 Федерального закона № 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

разрушения всего здания, сооружения или их части;

деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В соответствии с требованиями статьи 8 указанного Федерального закона, здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:

сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;

ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;

нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;

эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;

возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Поскольку непригодное для проживания жилое помещение по своему статусу не соответствует минимальным требованиям пожарной безопасности, оно создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью как проживающих в нем граждан, так и неопределенного круга лиц.

В связи с тем, что собственники жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в установленный срок не осуществили снос квартиры в добровольном порядке, а также не обратились в кадастровую палату с заявлением о снятии жилого помещения с кадастрового учета, истец вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

При этом требование о сносе и прекращении права собственности на жилой дом направлено на прекращение действия негативных последствий чрезвычайной ситуации и обеспечение общественной безопасности.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с ч. 4 указанной статьи государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса.

Несмотря на то, что указанное недвижимое имущество перестало существовать в качестве объекта права, расположенного по адресу: <адрес>, Беляковская С.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Беляковской Д.С., Беляковский С.В, Беляковский С.С. как его собственники, в силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», до настоящего времени не обратилась в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с прекращением существования объекта недвижимости, расположенного по вышеуказанному адресу.

Данный жилое помещение находится в ненадлежащем техническом состоянии, фактически уничтожен в результате чрезвычайной ситуации, его эксплуатация создает угрозу жизни и здоровья как для проживающих в нем лиц, так и для неопределенного круга граждан, в связи, чем имеются правовые основания для его сноса, снятии с кадастрового учета и прекращения права собственности.

В связи с чем, истец просил суд возложить обязанность на Беляковскую С.В., Беляковского С.В., Беляковского С.С., Беляковскую Д.С. снести (разобрать) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, возложить обязанность на Беляковскую С.В., Беляковского С.В., Беляковского С.С., Беляковскую Д.С. осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса (разборке) дома, хозяйственных построек по адресу: <адрес>, возложить обязанность на Беляковскую С.В., Беляковского С.В., Беляковского С.С., Беляковскую Д.С. обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с его непригодностью для проживания и ликвидацией в результате чрезвычайной ситуации, прекратить право собственности Беляковской С.В., Беляковского С.В., Беляковского С.С., Беляковской Д.С. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В ходе рассмотрения дела представитель истца – администрации Шелеховского муниципального образования Лупекин В.И. отказался от заявленных исковых требований в части возложения обязанности на Беляковскую С.В., Беляковского С.В., Беляковского С.С., Беляковскую Д.С. снести (разобрать) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, возложении обязанности на Беляковскую С.В., Беляковского С.В., Беляковского С.С., Беляковскую Д.С. осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса (разборке) дома, хозяйственных построек по адресу: <адрес>, о чем представил письменное заявление. Отказ выполнен добровольно, последствия отказа от иска в части ему разъяснены и понятны.

Ответчик Беляковская С.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Беляковской Д.С., ответчики Беляковский С.В., Беляковский С.С. не возражали против прекращения гражданского дела в части возложения обязанности снести (разобрать) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, возложении обязанности по осуществлению мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса (разборке) дома, хозяйственных построек по адресу: <адрес>, в связи с отказом истца от исковых требований в части.

Суд принимает отказ представителя истца – администрации Шелеховского муниципального образования Лупекина В.И. от заявленных исковых требований в части возложения обязанности на Беляковскую С.В., Беляковского С.В., Беляковского С.С., Беляковскую Д.С. снести (разобрать) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, возложении обязанности на Беляковскую С.В., Беляковского С.В., Беляковского С.С., Беляковскую Д.С. осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса (разборке) дома, хозяйственных построек по адресу: <адрес>, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 245, 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по гражданскому делу № 2-2184/2020 по исковому заявлению администрации Шелеховского муниципального образования к Беляковской Светлане Владимировне, действующей в своих интересах и в интересах Беляковской Дианы Сергеевны, Беляковскому Сергею Владимировичу, Беляковскому Станиславу Сергеевичу о возложении обязанности по сносу жилого дома непригодного для проживания, по осуществлению мероприятий по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса дома, хозяйственных построек), в связи с отказом от заявленных требований.

Определение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение 15 дней.

Судья Н.С. Павленко

2-2184/2020 ~ М-2107/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Шелеховского муниципального образования
Ответчики
Беляковская Светлана Владимировна
Беляковская Диана Сергеевна
Беляковский Станислав Сергеевич
Беляковский Сергей Владимирович
Другие
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району"
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Павленко Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
taishetsky--irk.sudrf.ru
05.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2020Передача материалов судье
05.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2020Судебное заседание
01.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2021Дело оформлено
17.02.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее