УИД 63RS0№-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2023 года <адрес>
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2100/23 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратился с настоящим иском, в котором просил взыскать с административного ответчика ФИО2 задолженность по налогам и пени на общую сумму 39 850,06 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, распложенным в границах сельских поселений: налог за 2018 в размере 38 265 руб., пени за 2013 в размере 168,30 руб., пени за 2015 в размере 376,33 руб., пени за 2016 в размере 569,29 руб., пени за 2018 в размере 139,67 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2018 в размере 311 руб., пени за 2014 в размере 8,33 руб., пени за 2015 в размере 5,50 руб., пени за 2016 в размере 5,50 руб., пени за 2018 в размере 1,14 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что на налоговом учете в качестве налогоплательщика состоит ФИО2, являлся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога в спорном налоговом периоде. Налоговый орган сформировал и направил в адрес должника налоговые требования об уплате сумм налога, пени и штрафа, в которых сообщалось о наличии задолженности по налогам и пени. Судебным приказом от <дата> мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> с ФИО2 взыскана недоимка по налогам и пени. Однако, определением мирового судьи от <дата> судебный приказ отменен, в связи с поступлением от ФИО2 возражений относительно его исполнения.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена МИФНС России № по <адрес> (ранее МИФНС России № по <адрес>).
Представитель административного истца МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик – ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Представитель заинтересованного лица МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.
В статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 КАС РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Как следует из материалов дела, в 2018 административный ответчик являлся собственником недвижимого имущества и земельных участков, указанных в налоговом уведомлении, и соответственно, плательщиком указанных налогов.
Налоговым органом были предприняты последовательные действия по уведомлению должника о необходимости погасить задолженность, предшествующую обращению в суд.
В адрес налогоплательщика были направлены требования:
- № о наличии задолженности по состоянию на <дата> об уплате налога на имущества и земельного налога в размере 0 руб. и пени в размере 587,52 руб., со сроком уплаты до <дата>;
- № о наличии задолженности по состоянию на <дата> об уплате налога на имущества и земельного налога в размере 0 руб. и пени в размере 917,71 руб., со сроком уплаты до <дата>;
- № о наличии задолженности по состоянию на <дата> об уплате налога на имущества и земельного налога в размере 0 руб. и пени в размере 253,27 руб., со сроком уплаты до <дата>;
- № о наличии задолженности по состоянию на <дата> об уплате налога на имущества и земельного налога в размере 38 576 руб. и пени в размере 140,81 руб., со сроком уплаты до <дата>;
Мировым судьей судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ №А-2226/2020 от <дата> о взыскании с ФИО2 недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 в размере 38 265 руб., пени в размере 1873,34 руб., земельного налога за 2018 в размере 311 руб., пени в размере 25,97 руб.
Определением мирового судьи от <дата> судебный приказ отменен, в связи с поступившими от ФИО2 возражениями.
<дата> налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском, то есть в пределах шести месячного срока с момента отмены судебного приказа, таким образом налоговым органом срок не пропущен.
Судом установлено, что до настоящего времени ФИО2 недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 в размере 38 265 руб., пени за 2018 в размере 139,67 руб., по земельному налогу за 2018 в размере 311 руб., пени за 2018 в размере 1,14 руб. не оплачена.
Доказательств подтверждающих оплату налога и пени в спорный период административным ответчиком суду не представлено, такие доказательства не добыты судом и в ходе рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования заявлены обоснованно, установленные законом сроки соблюдены, расчет размера взыскиваемой денежной суммы является правильным и с административного ответчика в пользу административного истца следует взыскать задолженность за налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, распложенным в границах сельских поселений за 2018 в размере 38 265 руб., за земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2018 в размере 311 руб.
Согласно части 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Расчет пени за несвоевременную уплату транспортного налога судом проверен и признан верным.
Доказательств подтверждающих оплату пени за несвоевременную уплату налога на имущество и земельного налога за 2018 административным ответчиком не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования налогового органа о взыскании с ФИО2 пени за налог на имущество за 2018 в размере 139,67 руб. (за период с <дата> по <дата>), пени за земельный налог за 2018 в размере 1,14 руб. подлежат удовлетворению.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований налогового органа в части взыскания пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2013 в размере 168,30 руб., за 2015 в размере 376,33 руб., за 2016 в размере 569,29 руб., пени за неуплату земельного налога за 2014 в размере 8,33 руб., за 2015 в размере 5,50 руб., за 2016 в размере 5,50 руб., по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
На основании части 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате налогов налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налогов с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, законоположения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налогов и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налогов, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налогов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 422-О).
Как следует из материалов административного дела №а-2226/2020, налоговым органом, при подаче заявления о вынесении судебного приказа, требование о взыскании с ФИО2 пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2013, за 2015, за 2016, пени за неуплату земельного налога за 2014, за 2015, за 2016 не предъявлялось, в связи с чем требования административного истца о взыскании пени за указанный период подлежит отклонению.
На основании ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 361,50 руб. согласно п.1 ч. 1 ст.333.19 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, <дата> года рождения, уроженца с. Н-<адрес>, ИНН 637700150176, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес>, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, распложенным в границах сельских поселений за 2018 в размере 38 265 рублей, пени за 2018 в размере 139 рублей 67 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2018 в размере 311 рублей, пени за 2018 в размере 1 рубль 14 копеек.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 361 рубль 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья подпись Н.Н. Кузина
Копия верна
Судья Н.Н. Кузина
Подлинник документа находится в административном деле №а-2100/23 Куйбышевского районного суда <адрес>.