Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-102/2021 ~ М-26/2021 от 05.02.2021

Дело № 2а-102/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 2 марта 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тинькина Кирилла Юрьевича в интересах Овсянникова Александра Викторовича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Тинькин К.Ю., действующий в интересах Овсянникова А.В. по доверенности, обратился в суд с указанным административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ Овсянников А.В. обратился в адрес Министерства с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., для проведения аукциона по продаже земельного участка. В решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ .4-21, Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне и прибрежно-защитной полосе оз.Ладожское. С принятым решением истец не согласен. Ссылаясь на положения ч.1, 2, 13, 15, 17 ст.65 Водного кодекса РФ, п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ указал, что нормы ВК РФ не содержат запрета на предоставление земельных участков в водоохранных зонах, а указывают на возможность предоставления таких участков при соблюдении определенных условий. Само по себе нахождение земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта не препятствует его использованию для целей «садоводство», а лишь распространяет ряд ограничений на использование земельного участка в части применения на нем пестицидов, агрохимикатов и распашки земель.

Административный истец Овсянников А.В. и его представитель по доверенности Тинькин К.Ю., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Последний ходатайствовал о рассмотрении иска без его участия.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц - администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, отдела водных ресурсов РК Невско-Ладожского бассейнового водного управления, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным тем, которые изложены в оспариваемом решении.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

9 сентября 2020 года Овсянников А.В. обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., для проведения аукциона по продаже земельного участка.

Из оспариваемого отказа от 9 ноября 2020 года за № 27277/12.4-21 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказывает Овсянникову А.В. в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в пределах границ зон с особыми условиями использования территории - водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе оз.Ладожское. Использование испрашиваемого земельного участка с видом разрешенного использования «садоводство», предусматривающим осуществление гражданином сельскохозяйственной деятельности, повлечет нарушение установленных ВК РФ требований.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26 сентября 2017 года № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, принятие решений по вопросам об утверждении схемы расположения земельного участка относится к компетенции ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ установлено, что образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина, вместе с тем пп. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, то гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, при этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка.

В силу пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. № 762 (далее – Требования № 762 от 27.11.2014).

Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными зако Согласно положениям ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, таких как утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.

Статьей 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.

Пунктом 9 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Пунктом 7 Требования № 762 от 27.11.2014 установлено, что в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в томчисле включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).

Согласно п. 4 ст. 1 ВК РФ установлено, что водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В силу п. 2 ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе, озера.

Пунктом 4.1 ВК РФ установлено, что требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, сельскохозяйственное использование включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 – 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Указанные коды включают в себя растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание лекарственных трав, ведение садоводства, которое подразумевает под собой осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и др.

Вопреки утверждениям ответчика, действующим законодательством, в том числе нормами права, приведенными в оспариваемом отказе, не установлено запрета на предоставление в аренду земельного участка для ведения садоводства на землях сельхозназначения. В данном случае заявленная цель - ведение садоводства, полностью соответствует основному виду использования земель сельскохозяйственного назначения.

Содержащееся в оспариваемом отказе основание, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в пределах границ зон с особыми условиями использования территории водоохранной зоны - прибрежной защитной полосы Ладожского озера и его использование для ведения садоводства, которое может предусматривать осуществление гражданином сельскохозяйственной деятельности, повлечет нарушение требований водного законодательства, также не может быть принято судом, как основанное на законе.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельного участка и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии со статьями 77 и 78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения в связи с использованием их для целей, сельскохозяйственного производства могут быть заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с положениями ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель (ч.13) В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч.16).

Земельный участок признается ограниченным в обороте по основаниям, предусмотренным п.5 ст.27 ЗК РФ.

Надлежащих доказательств в подтверждение факта нахождения испрашиваемого административным истцом земельного участка в пределах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы Ладожского озера, административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Министерства об отказе в в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для проведения аукциона по продаже, по изложенным в нем основаниям, нельзя признать обоснованным и законным.

Таким образом, суд полагает, что оспариваемым решением права административного истца нарушены, что дает основания для удовлетворения исковых требований.

Нарушенное право истца должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление Овсянникова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ вх. об утверждении схемы расположения земельного участка.

К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком.

Суд в рамках административного судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочие другого органа.

Суд полагает, что при отсутствии иных оснований для отказа Овсянникову А.В. в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. Министерство должно утвердить Овсянникову А.В. схему расположения испрашиваемого последним земельного участка.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме .4-21 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Овсянникову Александру Викторовичу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , для проведения аукциона по продаже земельного участка, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, <адрес>, для ведения садоводства, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Овсянникова Александра Викторовича от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , для проведения аукциона по продаже земельного участка, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, <адрес>, для ведения садоводства.

По результатам рассмотрения заявления, при отсутствии иных оснований для отказа Овсянникову Александру Викторовичу в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. , обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером для проведения аукциона по продаже земельного участка, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, <адрес>, для ведения садоводства.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Овсянникова Александра Викторовича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                         Л.В. Назарова

Мотивированное решение изготовлено: 16 марта 2021 года.

2а-102/2021 ~ М-26/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Овсянников Александр Викторович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Тинькин К.Ю.
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Администрация Лахденпохского муниципального района
Администрация Мийнальского сельского поселения
Отдел водных ресурсов по РК Невско-Ладожское бассейное водное управление
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Назарова Л.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
05.02.2021Регистрация административного искового заявления
05.02.2021Передача материалов судье
08.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2021Дело оформлено
08.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее