Дело № 12-241/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 16 марта 2022 года
Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Алиаскарова Г.Ф., при секретаре Никоноровой Е.Н., с участием заявителя старшего прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Инноватор» Рустамова Ф.Ф. на определение заместителя прокурора Ульяновской области от 26.01.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
определением заместителя прокурора Ульяновской области Гришина М.В. от 26.01.2022г. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.39 КоАП РФ, по заявлению директора ООО «Инноватор» Рустамова Ф.Ф. по факту отказа Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчиной Е.А. в ознакомлении с документами и материалами проводимой проверки по обращениям директора ООО «Инноватор» Рустамова Ф.Ф.
В рассматриваемой жалобе Рустамов Ф.Ф. просит вышеуказанное определение прокуратуры области отменить и направить дело на новое рассмотрение, поскольку в указанном определении от 26.01.2022 года было установлено, что поступившее обращение Рустамова Ф.Ф. рассмотрено в установленный ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 30-дневный срок, о чем уполномоченным по защите прав предпринимателей заявителю 15.12.2021 года дан мотивированный ответ по существу постановленных вопросов, также заместителем прокурора Ульяновской области было установлено, что в нарушение требований ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в ознакомлении с документами и материалами по обращениям Рустамова Ф.Ф. от 23.09.2019г. и 26.08.2020г. ему было отказано, вместе с тем решением заместителя прокурора Ульяновской области в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.39 КоАП РФ в отношении уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчиной Е.А. было отказано, поскольку она не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, в связи с чем обжалуемое решение должностного лица прокуратуры области является незаконным. Подробно позиция Рустамова Ф.Ф. изложена в жалобе.
В судебное заседание Рустамов Ф.Ф. не явился, судом извещался, ранее в судебном заседании жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней доводам, настаивал на ее удовлетворении. Дополнил также, что определение от 26.01.2022 года было направлено в его адрес с нарушением срока.
Старший прокурор отдела прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, поскольку должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области является государственной должностью субъекта РФ, уполномоченный к специальному субъекту административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, не относится.
Защитник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Борисов О.В. пояснил, что определение прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотрено ст. 5.39 КоАП РФ, является законным и обоснованным, а жалоба заявителя не подлежит удовлетворению, поскольку уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области не является должностным лицом государственного органа или органа местного самоуправления, на которого бы распространялись требования Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в силу №1 ст. 1 данного Федерального закона, а, значит, не может быть субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.39 КоАП РФ.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доводы жалобы и материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 29.11.2021 года ООО «Инноватор» обратилось с заявлением № к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчиной Е.А. (далее по тексту – уполномоченный). В данном заявлении ООО «Инноватор» просило уполномоченного предоставить возможность директору ООО «Инноватор» Рустамову Ф.Ф. ознакомиться с документами и материалами проводимых проверок уполномоченным по заявлениям ООО «Инноватор» от 19.09.2019г., зарегистрированного в аппарате уполномоченного 23.09.2019г. и по обращению ООО «Инноватор» исх. № от 24.08.2020 года, зарегистрированного в аппарате уполномоченного 26.08.2020 года.
15.12.2021 года по итогам рассмотрения вышеуказанного обращения Рустамова Ф.Ф. от 29.11.2021 года соответствующим должностным лицом последнему был дан ответ (исх. №), в котором уполномоченный сообщил, что какие-либо проверки по обращениям ООО «Инноватор» не проводились и не проводятся. Также было указано, что на указанный запрос уполномоченным был направлен ответ (исх. №.), содержащий исчерпывающую информацию о результатах рассмотрения указанных обращений. Кроме того, уполномоченный сообщил, что, как следует из письма первого заместителя прокурора Ульяновской области от 10.02.2021г. (№), по результатам проверки нарушений порядка рассмотрения указанных обращений не выявлено, дополнив, что, при рассмотрении обращения об оказании содействия в защите прав ООО «Инноватор» в сфере предпринимательской деятельности, срок рассмотрения обращения от 26.08.2020г. (вх. №) в соответствии со ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» был продлён, о чём по указанному в обращении адресу электронной почты заявитель был уведомлен, 20.10.2020г. был направлен мотивированный ответ по существу поставленных вопросов.
Не согласившись с данным ответом, Рустамов Ф.Ф. обратился в прокуратуру Ульяновской области, указав, что уполномоченный, рассмотрев 15.12.2021 года заявление ООО «Инноватор», предоставил ответ не по существу поставленных в обращении Общества вопросов, а также отказал в предоставлении ему возможности ознакомиться с материалами и документами, чем нарушил требования Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации», в связи с чем просил прокуратуру Ульяновской области обязать уполномоченного предоставить ему возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращений ООО «Инноватор» от 19.09.2019 г. и от 24.08.2020 г., привлечь к административной ответственности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчину Е.А., возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчиной Е.А., восстановить его права, как директора ООО «Инноватор» Рустамова Ф.Ф., а также права ООО «Инноватор».
Согласно ст. 5.39 КоАП РФ, неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен и регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
На основании п.2 ст.1 данного Федерального закона установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно ст. 5 вышеуказанного федерального закона №59-ФЗ, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (ч.2).
Федеральным законом от 07.05.2013г. № 78-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» установлено, что уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Согласно ст.4 вышеуказанного Федерального закона от 07.05.2013г. № 78-ФЗ (далее по тексту – ФЗ №78-ФЗ) определено, что уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также порядком подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, утвержденным уполномоченным.
В соответствии со статьей 9 вышеуказанного федерального закона №78-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
Законом Ульяновской области от 06.10.2011г. №166-ЗО «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ульяновской области» в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, их соблюдения органами государственной власти Ульяновской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, иными органами, организациями, наделенными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, в том числе при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля учреждена государственная должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области (далее - уполномоченный).
Согласно ст.2 Закона Ульяновской области от 06.10.2011г. №166-3О «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ульяновской области», уполномоченный, при осуществлении своих полномочий, независим и неподотчетен каким-либо органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам.
Уполномоченный не представляет каких бы то ни было государственных и иных органов и организаций, должностных лиц, государственных или территориальных образований, наций либо социальных групп.
Согласно статье 10 данного закона Ульяновской области от 06.10.2011г. № 166-3О, уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории Ульяновской области, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории Ульяновской области (далее также - заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Ульяновской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Ульяновской области, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Жалоба рассматривается уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также с учетом положений части 2 статьи 10 Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
Таким образом, порядок рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности, поступающих на имя уполномоченного, регламентируется Законом Ульяновской области от 06.10.2011г. №166-ЗО «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ульяновской области».
Обжалуемым определением заместителя прокурора Ульяновской области Гришина М.В. от 26.01.2022 года было установлено, что в нарушение требований ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» уполномоченным в ознакомлении с документами и материалами по обращениям Рустамова Ф.Ф. от 23.09.2019г. и 26.08.2020г. было отказано, вместе с тем, поскольку в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 07.05.2013г. № 78-ФЗ «Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» должность уполномоченного является государственной должностью субъекта Российской Федерации, уполномоченный к специальному субъекту административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, не относится, в связи с чем в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, по факту отказа уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчиной Б.А. в ознакомлении с документами и материалами по обращениям директора ООО «Инноватор» Рустамова Ф.Ф. от 23.09.2019 и 26.08.2020 отказано на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 07.05.2013г. № 78-ФЗ «Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» должность уполномоченного является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
Под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (статья 2.4 КоАП РФ).
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области не в полной мере наделен какими-либо распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, то есть не отвечает всем признакам должностного лица, определенного ст.2.4 КоАП РФ, поскольку его решения не несут обязывающего характера для неопределенного круга лиц, он не принимает решения, имеющие юридическое значение и влекущие определенные юридические последствия, следовательно, не является должностным лицом, к которому по смыслу положений ст. 2.4 КоАП РФ, может быть применена административная ответственность. Кроме того, как уже было указано ранее, законом «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» уполномоченный не отнесен к каким бы то ни было государственным и иным органам и организациям, должностным лицам. Так как к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.39 КоАП РФ, привлекаются только должностные лица, с учетом приведенных выше норм, возможность привлечения уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчиной Е.А. к административной ответственности по статье 5.39 КоАП, исключается, а уполномоченный к специальному субъекту административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, не относится.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого определения, не установлено.
Доводы заявителя на нарушение прав ООО «Инноватор» ненаправлением прокуратурой определения от 26.01.2022г. по делу об административном правонарушении не может являться предметом рассмотрения настоящей жалобы, поскольку обжалования действий (бездействия) прокурора юридическим лицом предусмотрено главой 24 АПК РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого определения заместителя прокурора Ульяновской области от 26.01.2022г. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
определение заместителя прокурора Ульяновской области от 26.01.2022г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ по жалобе Рустамова Ф.Ф. на вышеуказанное определение от 26.01.2022 - оставить без изменения, жалобу Рустамова Ф.Ф. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Г.Ф. Алиаскарова