копия
дело № 12-95/2021
24RS0041-01-2020-007870-67
РЕШЕНИЕ
24 мая 2021 года г. Красноярск
Судья Октябрьского районного суда г. Красноярска Черных А.В., рассмотрев жалобу Кочнева А3 на постановление и.о. начальника ИФНС России по Х У от 00.00.0000 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении Кочнева А4
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника ИФНС России по Х У от 00.00.0000 года А1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Кочнев А5. обратился в суд жалобой, в которой указал, что совершенное им деяние являлось малозначительным, вследствие чего производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Кроме того, как указывает заявитель, протокол об административном правонарушении и постановление по делу были вынесены в его отсутствие без надлежащего извещения о дате, времени и месте их составления.
Заявитель и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) Часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
Объектом правонарушения являются отношения в области установленного порядка представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.
Объективную сторону правонарушения образуют деяния по несообщению или несвоевременному сообщению в налоговый орган вышеуказанной информации.
Субъектами правонарушения являются лица, в силу закона обязанные представить в налоговый орган информацию об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации. Субъективная сторона характеризуется виной.
Привлекая А1 как руководителя АО НВИЦ «Радиус» к административной ответственности, Инспекция исходила из наличия у данного лица обязанности представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.
Порядок открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, (то есть расположенных на территориях иностранных государств), являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, установлен статьей 12 Закона № 173-ФЗ, который обязывает резидентов уведомлять об этом налоговые органы по месту своего учета по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 00.00.0000 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», открывают без ограничений счета (вклады) в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, в соответствии с личным законом таких организаций имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.
Частью 2 статьи 12 Закона о валютном регулировании на резидентов возложена обязанность уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, формат представления такого уведомления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 00.00.0000 года N ЕД-7-14/272@ (Зарегистрировано в Минюсте России 00.00.0000 года У).
Пунктом 2 приказа ФНС России от 00.00.0000 года № ЕД-7-14/272@ установлено, что уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть представлены в территориальный налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Как указывалось ранее, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ч. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
Как следует из материалов дела, АО НВИЦ «Радиус» 00.00.0000 года за пределами территории Российской Федерации в Казахстане, в банке «DB AO Sberbank» (БИК SABRKZKA) открыт счет №KZ0У.
Таким образом, срок представления обществом уведомления об открытии счета в расположенном за пределами территории Российской Федерации банке в налоговый орган истекал 00.00.0000 года.
А1 уведомление об открытии счета за пределами территории Российской Федерации было направлено в налоговый орган 00.00.0000 года, что подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Следовательно, вышеназванные действия (бездействие) заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены (исключительные обстоятельства также не установлены административным органом при рассмотрении дела в отношении заявителя, что отражено в оспариваемом постановлении).
Правонарушения, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Предусматривая административную ответственность за нарушение валютного законодательства, законодатель тем самым учитывал конституционно закрепленные цели и охраняемые законом экономические интересы общества и государства, и исходил из необходимости обеспечения общего режима правомерного поведения резидентов и нерезидентов, включая соблюдение ими установленных требований.
При осуществлении предпринимательской деятельности общество должно было знать требования действующего валютного законодательства и своевременно их исполнять.
Неисполнение заявителем законодательно установленной обязанности свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, наличии пренебрежительного отношения заявителя к установленным правовым требованиям.
Совершенное обществом административное правонарушение посягает на общественные отношения, связанные с соблюдением установленного государством порядка в области финансов, то есть создает существенную угрозу экономическим интересам общества и государства. Противоправная деятельность в финансовой сфере является общественно опасным явлением, негативно влияющим на обеспечение валютной безопасности. Принятие решения об отсутствии общественной опасности совершенного правонарушения при указанных обстоятельствах дела будет противоречить задачам законодательства об административных правонарушениях, в частности, предупреждению правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ), а также формировать пренебрежительное отношение резидента к требованиям валютного законодательства Российской Федерации, поскольку правонарушитель, уверенный в безнаказанности совершенного правонарушения, будет и в дальнейшем уверен в "малозначительности" подобного рода бездействия.
Таким образом, оценивая характер и конкретные обстоятельства совершенного заявителем правонарушения, роль правонарушителя, принимая во внимание наличие определенных дезорганизационных последствий для государственного контроля, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.
Постановление и решение по жалобе по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей назначено А1 соответствии с санкцией, установленной ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, по делу не имеется.
Рассматривая доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении и постановление по делу были вынесены в отсутствие заявителя, без надлежащего извещения его о дате, времени и месте их составления, суд приходит к выводу об их несостоятельности.
В соответствии ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Следовательно, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствии выше указанных лиц при их надлежащем извещении о дате, времени и месте его составления.
В материалах дела имеется уведомление, направленное А1 заказной почтой с извещением о том, что 00.00.0000 года в 11 час. 00 мин. по адресу: Х А, в отношении А1 будет составляться протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, которое возращено отправителю 00.00.0000 года за истечением срока хранения.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 00.00.0000 года был составлен в отношении А1 законно, с соблюдением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Далее, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ должностное лицо при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Содержание приведенной нормы свидетельствует о необходимости надлежащего извещения о рассмотрении дела об административном правонарушении лица, привлекаемого к административной ответственности.
При вынесении постановления от 00.00.0000 года административным органом также обеспечена возможность осуществления А1 своих процессуальных прав, поскольку материалы дела содержат сведения о надлежащем извещении заявителя о времени рассмотрения дела об административном правонарушении по существу (вынесении постановления по делу об административном правонарушении). Извещение направлено А1 00.00.0000 года, возвращено отправителю и получено им 00.00.0000 года.
Тем самым, административным органом соблюдены права А1, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а именно право участвовать в рассмотрении дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, т.е. фактически права заявителя на защиту нарушены не были.
Таким образом, постановление и.о. начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска У от 00.00.0000 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении А1 является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление и.о. начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска У от 00.00.0000 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении А1 оставить без изменения, жалобу А1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение десяти суток с момента получения копии решения.
Судья А.В. Черных