Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-353/2014 ~ М-335/2014 от 23.07.2014

дело 353/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2014 г. г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Бессольцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Духнич А.А., Духнич И.Ю., Духнич Л.А., Духнич Е.Н., Моисеева В.В., Моисеевой Н.С., Моисеева А.В., Губиной И.М., Сухова О.М., Макарова П.С., Макаровой Т.В., Федоровой А.И., Субботиной С.Ю., Субботина М.М., Маслениной В.В., Фролова С.В., Фроловой Н.А.., Чернова П.Н., Контауровой З.А., Плоховой Л.К., Плохова А.А., Великановой О.А., Подрезова Н.Г., Подрезовой М.Н., Богдановой А.А. к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно - коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействии по не предоставлению гражданам пригодного для проживания жилья незаконными и об обязании обеспечить указанных лиц благоустроенным жильем,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Духнич А.А., Духнич А.П., Духнич И.Ю., Духнич Л.А., Духнич Е.Н., Моисеева В.В., Моисеевой Н.С., Моисеева А.В., Губиной И.М., Сухова О.М., Макарова П.С., Макаровой Т.В., Федоровой Т.И., Федорова Н.С., Субботиной С.Ю., Субботина М.М., Субботина М.Г., Елышкиной О.Г., Маслениной В.В., Фролова С.В., Фроловой Н.А.., Чернова П.Н., Контауровой З.А., Плоховой Л.К., Плохова А.А., Великановой О.А., Подрезова Н.Г., Подрезовой М.Н., Богдановой А.А. к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании бездействии по не предоставлению гражданам пригодного для проживания жилья незаконными и об обязании обеспечить указанных лиц благоустроенным жильем.

Требования мотивированы тем, что жилые <адрес> по <адрес> в <адрес>, в которых проживают вышеуказанные граждане, были признаны аварийными. Указанные дома включены в областную и районную Программу по переселению граждан из аварийного жилья.

Несмотря на то, что указанные дома признаны аварийными, мер по переселению жильцов домов не принято. Указанные обстоятельства нарушают жилищные права граждан.

Учитывая, что в настоящее время полномочия администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области исполняет администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, то прокурор просит суд признать бездействия администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по не предоставлению гражданам пригодного для проживания жилья незаконными и обязать обеспечить лиц, занимающих жилые помещения по договору найма жилого помещения, благоустроенным жильем, а у собственников жилых помещений выкупить квартиру либо представить другое благоустроенное жилье.

Определениями от 13.08.2014 года и от 11.09.2014 года суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков администрацию МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Министерство строительства, жилищно - коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

В судебном заседании помощник прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Кузьмичев А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, доводы привел в целом аналогичные тем, что изложены в иске.

В судебном заседании лица, в интересах которых подан иск, Духнич А.А., Субботина С.Ю., Губина И.М., Сухова О.М., Масленина В.В., Макарова Т.В., Богданова А.А., Моисеев В.В., Плохова Л.К., Контаурова З.А., Фролова Н.А., Великанова О.А., Макаров П.С., требования прокурора поддержали в полном объеме.

Другие лица, в интересах которых подан иск, извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по доверенности Назаров А.В. исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что в областную и районную Программу по переселению граждан из аварийного жилья внесены изменения в части сроков переселения граждан с 4 кв. 2014 года на 4 кв. 2016 года. Полагает, что в настоящее время у администрации района не возникла обязанность по переселению граждан из аварийного жилья.

В судебном заседании представители ответчика Министерства строительства, жилищно - коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по доверенности Черненко А.А. и Царегородцев А.В. исковые требования прокурора не признали, суду пояснили, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку они не осуществляют какие - либо мероприятия по переселению граждан. Дополнительно суду пояснили, что изменение срока переселения граждан, проживающих в спорных домах, связано с тем, что Ульяновской области не были выделены денежные средства из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, поскольку не все муниципальные образования, в том числе и МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, исполнили Программу по переселению граждан за 2012 год.

Ответчики - администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

    При этом, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца ( ч. 2 ст. 45 ГПК РФ).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Обеспечение жилищных прав лиц, проживающих в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от статуса данных лиц ( собственник или наниматель).

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма ( ст. 86 ЖК РФ).

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по указанным основаниям другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ).

При этом, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных норм, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину, занимающему данное жилое помещение на основании договора социального найма, другое жилое помещение по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Обеспечение же жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется исходя из следующего.

Так, в соответствии с положениями частей 10 - 12 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.

В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 этой же статьи.

Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 данной статьи, допускается только с согласия собственника.

В силу положений ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Кроме того, из разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Судом установлено, что р.п. Цемзавод входит в состав МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

В соответствии с заключениями межведомственной комиссии от 22.10.2007 года, образованной постановлением главы МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, жилые <адрес> по <адрес> в р.<адрес> были признаны аварийными и подлежащими сносу в связи с тем, что состояние домов характеризуется, как неудовлетворительное, и проживание в таких домах не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан.

В аварийных домах проживают граждане, занимающие жилые помещения как по договору социального найма, заключенного с администрацией МО «Сенгилеевское городское поселение», так и собственники жилых помещений.

Также то обстоятельство, что проживание в таких домах не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, подтверждается заключением эксперта ООО «Экспертиза и оценка».

При этом эксперт в своем заключении отмечает, что вышеназванные жилые дома не соответствуют требованиям строительных норм и правил.

Кроме того, как следует из материалов дела и никем не оспаривается, в непосредственной близости от домов и по <адрес> весной 2014 года произошли оползневые явления.

В связи с возможной чрезвычайной ситуацией, обусловленной оползневыми процессами в районе <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание Комиссии по чрезвычайной ситуации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

На заседании указанной Комиссии было принято решение о временном расселении жильцов в помещение клуба и школы.

Жильцам домов были направлены уведомления о необходимости переселиться из домов во временный пункт размещения (клуб) либо к родным и близким.

Также в связи с оползневыми процессами в районе ул. <адрес> было проведено заседание Комиссии по чрезвычайной ситуации Правительства Ульяновской области.

Названной Комиссией было принято решение о необходимости на период активных паводковых процессов организовать временное отселение жителей аварийных домов с дальнейшей проработкой предоставления социального жилья.

Из геологического заключения ООО «Симбирская группа компьютерного моделирования», составленному по материалу обследования, следует, что в связи с активизацией оползневых процессов в районе домов и по <адрес> рекомендуется отселение жильцов данных домов.

Несмотря на принятия в 2007 года межведомственной комиссией решений о признании многоквартирных домов аварийными и на нахождение данных домов в оползневой зоне, до настоящего времени жильцы данных домов не обеспечены пригодным для проживания жильем.

Из указанных обстоятельств с очевидностью следует, что проживание граждан в вышеназванных многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и находящихся в оползневой зоне, представляет опасность для их жизни и здоровья и, безусловно, нарушает права данных граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

При этом, то обстоятельство, что многоквартирные <адрес> по <адрес> включены в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы области и района по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности ст. 32 ЖК РФ.

В силу ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу указанных норм суд считает, что обязанность по устранению нарушений прав граждан лежит именно на администрации МО «Сенгилееевский район» Ульяновской области.

Так, 01.11.2012 года Советом депутатов третьего созыва МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области принято решение о ликвидации муниципального учреждения МО «Сенгилеевское городское поселение».

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

Из смысла вышеуказанной нормы следует, что при ликвидации администрации городского поселения их полномочия возлагаются на существующую администрацию муниципального района.

Следовательно, администрация МО «Сенгилееевский район» Ульяновской области в соответствии с вышеназванными требованиями норм жилищного законодательства обязана во внеочередном порядке предоставить лицам, занимающих жилые помещения по договору социального найма, другие благоустроенные жилые помещения, а у собственников жилых помещений обязана выкупить принадлежащие им помещения либо предоставить другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Таким образом, требования прокурора к администрации МО «Сенгилееевский район» Ульяновской области в части обязания обеспечить лиц, в интересах которых подан иск, благоустроенным жильем подлежит удовлетворению.

Что касается требований прокурора в части признания бездействий администрации МО «Сенгилееевский район» Ульяновской области по не предоставлению гражданам пригодного для проживания жилья незаконными, то суд не находит оснований для их удовлетворения.

Из материалов дела следует, что администрация МО «Сенгилееевский район» Ульяновской области в сложившейся ситуации не бездействовала.

Так, после перехода к администрация МО «Сенгилееевский район» Ульяновской области полномочий от городской администрации были приняты меры по временному переселению граждан из аварийного жилья, проведены мероприятия по мониторингу и устранению чрезвычайной ситуации, проведены экспертные исследования, дома были включены в районную Программу по переселению граждан из аварийного жилья.

При указанных обстоятельствах, правовых оснований констатировать факт бездействия со стороны администрации МО «Сенгилееевский район» Ульяновской области не имеется.

Принимая во внимание все изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Духнич А.А., Духнич И.Ю., Духнич Л.А., Духнич Е.Н., Моисеева В.В., Моисеевой Н.С., Моисеева А.В., Губиной И.М., Сухова О.М., Макарова П.С., Макаровой Т.В., Федоровой А.И., Субботиной С.Ю., Субботина М.М., Маслениной В.В., Фролова С.В., Фроловой Н.А.., Чернова П.Н., Контауровой З.А., Плоховой Л.К., Плохова А.А., Великановой О.А., Подрезова Н.Г., Подрезовой М.Н., Богдановой А.А. к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно - коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействии по не предоставлению гражданам пригодного для проживания жилья незаконными и об обязании обеспечить указанных лиц благоустроенным жильем удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области предоставить Духнич А.А., Духнич И.Ю., Духнич Л.А., Духнич Е.Н., Моисееву В.В., Моисеевой Н.С., Моисееву А.В., Субботиной С.Ю., Субботину М.М., Фролову С.В., Фроловой Н.А., Чернову П.Н., Плоховой Л.К., Плохову А.А., Великановой О.А., Подрезову Н.Г., Подрезовой М.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Обязать администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области выкупить у Губиной И.М., Сухова О.М., Макарова П.С., Макаровой Т.В., Федоровой А.И., Маслениной В.В., Контауровой З.А., Богдановой А.А. принадлежащее им жилые помещения либо предоставить им в собственность другое благоустроенное жилое помещение ( с зачетом выкупной стоимости жилых помещения в цену предоставляемых) в черте МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

    В остальной части исковое заявление прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца.

Судья      М.И. Шлейкин

2-353/2014 ~ М-335/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Плохов А.А.
Духнич А.А.
Духнич Е.Н.
Великанова О.А.
Субботин М.М.
Контаурова З.А.
Духнич Л.А.
Субботина С.Ю.
Макаров П.С.
Плохова Л.К.
Губина И.М.
Подрезова М.Н.
Моисеев В.В.
Фролов С.В.
Подрезов Н.Г.
Моисеева Н.С.
Фролова Н.А.
Сухов О.М.
Духнич И.Ю.
Масленина В.В.
Моисеев А.В.
Федорова А.И.
прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Духнич А.А., Духнич И.Ю., Духнич Л.А., Духнич Е.Н., Моисеева В.В., Моисеевой Н.С., Моисеева А.В., Губиной И.М., Сухова О.М., Макарова П.С., Макаровой Т.В., Федоровой А.И.,
Макарова Т.В.
Чернов П.Н.
Богданова А.А.
Ответчики
Муниципальное учреждение администрация муниципального образования " Сенгилеевский район" Ульяновской области
Суд
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области
Судья
Шлейкин М. И.
Дело на сайте суда
sengileevskiy--uln.sudrf.ru
23.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2014Передача материалов судье
24.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2014Подготовка дела (собеседование)
13.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2014Судебное заседание
11.09.2014Судебное заседание
22.09.2014Судебное заседание
27.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2014Дело оформлено
13.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее