Завьяловский районный суд Удмуртской Республики
427000 Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Речная, д. 17
Дело № 5-17/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
14 февраля 2020 года село Завьялово УР
Судья Завьяловского районного суда Удмуртской Республики Кожевников Юрий Анатольевич,
с участием:
законного представителя МБОУ «Шабердинская СОШ» - директора Королевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шабердинская средняя общеобразовательная школа», ИНН 1808700647, ОГРН 1021800649397, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
В ходе плановой выездной проверки Министерства образования и науки Удмуртской Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что МБОУ «Шабердинская СОШ», осуществляющее образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № по месту нахождения своих структурных подразделений допустило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), а именно:
- допустило осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении – Люкшудьинский детский сад по адресу <адрес> отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам здания, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования;
- допустило осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам по адресам <адрес>, в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам (в частности СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года № 41) зданий, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
В результате МБОУ «Шабердинская СОШ» допустило нарушение требований статей 17, 40 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпунктов «д», «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года № 966.
В судебном заседании законный представитель МБОУ «Шабердинская СОШ» - директор Королева Е.А. вину учреждения признала, пояснила, что такая ситуация возникла в связи с несвоевременным выделением бюджетного финансирования для выполнения необходимых мероприятий по подготовке требуемой документации.
Изучив материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что вина МБОУ «Шабердинская СОШ» в совершении вменяемого правонарушения нашла свое подтверждение в судебном заседании следующими доказательствами:
- протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены допущенные нарушения, приведено содержание обязательных требований, нарушение которых вменяется МБОУ «Шабердинская СОШ»;
- приказом о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании которого проводилась проверка, выявившая факт нарушения лицензионных требований;
- Уставом МБОУ «Шабердинская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ №;
- лицензией от ДД.ММ.ГГГГ № на осуществление образовательной деятельности МБОУ «Шабердинская СОШ»;
- образовательными программами;
- тарификационным списками педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала;
- расписаниями кружков;
- журналами учета;
- актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №п/2020, в котором зафиксированы выявленные нарушения лицензионных требований.
В силу пункта 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года № 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;
ж) наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления, в том числе, образовательной деятельности.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года № 966, установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;
б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Часть 1 статьи 41 указанного федерального закона предусматривает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя:
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В нарушение установленных требований МБОУ «Шабердинская СОШ» на принадлежащих (вверенных) ему объектах не обеспечило соблюдение требований вышеуказанных нормативных документов в части получения необходимых санитарно-эпидемиологических заключений зданий, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности. Указанное обстоятельство создало возможность возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Выявленные нарушения произошли по вине МБОУ «Шабердинская СОШ» ввиду ненадлежащего и несвоевременного контроля соблюдения требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
С учетом положений статей 2.1, 2.4, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд приходит к выводу, что МБОУ «Шабердинская СОШ» имело возможность для обеспечения соблюдения санитарных правил и норм, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вышеприведенные доказательства объективны, согласуются между собой. Оснований не доверять собранным по делу доказательствам у суда не имеется. Какие-либо обоснованные возражения со стороны лица, привлекаемого к административной ответственности, относительно события правонарушения и его виновности не поступали.
Обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом установлены достоверно, неустранимые противоречия между доказательствами по делу отсутствуют.
Оснований усматривать малозначительность совершенного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда не имеется с учетом объекта посягательства, характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, МБОУ «Шабердинская СОШ» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частью 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Из представленных МБОУ «Шабердинская СОШ» следует, что в период до проведения проверки МБОУ «Шабердинская СОШ» неоднократно обращалось к своему учредителю – МО «Завьяловский район», а также к иным органам государственной власти Удмуртской Республики и местного самоуправления в целях выделения дополнительного бюджетного финансирования на выполнение мероприятий, связанных с обеспечением соблюдения установленных требований. Вместе с тем, соответствующие бюджетные ассигнования, в том числе с учетом установленных сроков бюджетного процесса, выделены не были, вне зависимости от воли МБОУ «Шабердинская СОШ».
При указанных обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шабердинская средняя общеобразовательная школа» прекратить на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через суд вынесший постановление.
Судья Ю.А. Кожевников